В 1970-е годы те, кто стоял у истоков отечественного телевидения, был уверен, что в недалеком будущем останется «одно сплошное телевидение», как говорил персонаж фильма «Москва слезам не верит». Спустя без малого 30 лет, в нашу жизнь ворвалась новая реальность – виртуальная. Сегодня российский сегмент интернета отмечает свое 25-летие, а все, кто профессионально связан с ним, убеждены: будущее – за всемирной паутиной, охватившей все вокруг. Какая она, цифровая реальность, какую пользу и какие риски она несет человечеству – об этом говорили эксперты на Десятом российском форуме по управлению интернетом. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Отечественная виртуальная реальность
«25 лет назад трудно было представить, что совсем скоро интернет коренным образом изменит мир», – эти слова из обращения к участникам форума по управлению интернетом президента Владимира Путина, которые зачитал первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко, прозвучали как некий промежуточный итог четвертьвекового пути Рунета. 7 апреля 1994 года был зарегистрирован домен .ru, и с этого момента началась история российского сегмента интернета.
Кириенко, в свою очередь, напомнил, что в России «интернет зарождали математики и физики» – ученые, работавшие в Академии наук и в Курчатовском институте. Они поверили в возможности интернета и начали развивать его. Но мало кто предполагал, насколько разовьется всемирная паутина, насколько интернет станет частью жизни каждого.
При этом Кириенко подчеркнул, что российский сегмент интернета – это «часть международного пространства». «Мы не мыслим себе российский интернет в отрыве от открытого международного пространства. Мы гордимся тем, что в России крупные интернет-компании являются конкурентоспособными. Предметом национальной гордости является то, что у нас есть своя конкурентоспособная поисковая система, свои социальные сети, уникальные компании по кибербезопасности», – отметил Сергей Кириенко.
Развитие отечественных компаний происходило и происходит в конкурентной среде. Кириенко заявил, что российский рынок никогда не закрывался для иностранцев, поэтому «конкурентоспособность этих компаний – это не результат тепличных условий».
И в будущем, уверен Кириенко, конкуренция среди участников рынка необходима. «Мы абсолютно открыты для всех интернет-компаний. Но мы исходим из того, что все крупные иностранные компании должны принимать на себя обязательства не нарушать конкуренцию, не использовать свои преимущества и отдельные элементы монопольного положения, чтобы ограничивать конкуренцию со стороны российских компаний – в такой ситуации мы будем точно поддерживать и защищать свои компании», – заявил Сергей Кириенко.
Помимо этого, для иностранных компаний, желающих зайти на российский интернет-рынок, есть еще одно условие: они должны учитывать культурные, нравственные, моральные основания, которые существуют в обществе, безусловно соблюдать законодательство страны и платить налоги там, где они получают прибыль.
От холодной – к кибервойне
Какую бы пользу ни нес интернет, реальность такова, что человечество оказалось под угрозой кибервойны. Как отметил спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности Андрей Крутских, с развитием технологий нарастает и уязвимость. Если не обеспечить кибербезопасность, последствия могут быть слишком серьезными. А это – головная боль всех стран, всего человечества. Крутских заметил, что ущерб от криминального использования интернета в прошлом году оценивался миллионами долларов. Впору говорить не просто о гонке вооружений, а о «гонке кибервооружений».
Выход, опять же, – в достижении договоренностей между странами, в выработке неких общих для всех правил, кодекса поведения, в понимании того, что международное право должно соответствовать современным реалиям. На международном уровне должно появиться понимание киберагрессии, считает Крутских.
Соглашаются с этим и на Западе. Представитель министерства связи Швейцарии Томас Шнайдер заявил, что при управлении интернетом можно апеллировать к Конвенции о правах человека. Но все же он признал, что общие правила поведения в глобальной сети необходимы.
Польза регулирования
Регулирование интернета называют одним из главных вызовов современности. И это касается не только России. Речь идет о регулировании сети во всемирном масштабе. Это признал даже основатель Фейсбук Марк Цукерберг. Россия придерживается позиции, что необходимо некое глобальное соглашение (и желательно под эгидой ООН, так как интернет – это сфера, которая затрагивает все человечество), основанное на принципах многополярности, взаимного доверия, равной ответственности государств и равных правах на управление интернет-ресурсами. Российские власти выступают за мирное, открытое и безопасное интернет-пространство, которое должно оставаться единым для всех, и в то же время оно должно отвечать интересам каждого государства.
Прежде чего, интернет-пространство должно обеспечивать стабильность и безопасность национальной информационной инфраструктуры и защиту персональных данных граждан. А без внутреннего регулирования это вряд ли возможно. Глава профильного комитета Госдумы Леонид Левин напомнил участникам форума, что сейчас в России предпринимаются меры для того, чтобы «обезопасить свой национальный сегмент от внешних вредоносных воздействий».
Речь – о законопроекте, который СМИ называли «о суверенном интернете». Но это не значит, что Рунет неким образом отделится от глобальной сети. «Техническое отключение от интернета России – маловероятный сценарий, – заявил Левин. – У нас есть вся инфраструктура – поисковые системы, почта, сервисы, которые будут работать бесперебойно. У нас есть все, чтобы наши граждане могли спокойно пользоваться любыми сервисами в случае внешней агрессии. Речь об ограничении работы интернета в России не идет. Речь идет об эффективности работы сети в нашей стране в целом».
Саморегулирование отрасли
Наряду с государственным регулированием (как в мировых масштабах, так и в масштабах внутри страны), нужно понимать, что необходимо и саморегулирование отрасли. Первый замглавы АП Сергей Кириенко считает, что участники рынка должны активнее предлагать соответствующие меры. И первые шаги уже сделаны: достаточно вспомнить Меморандум по борьбе с пиратством, который заключили крупнейшие социальные сети, поисковики и правообладатели в ноябре прошлого года.
В отрасли тоже понимают, что многое зависит от активности самих игроков. Так, по словам главы Mail.ru Group Бориса Добродеева, «регуляторика по своей природе инертна, поэтому большую часть угроз интернет-компании отбивают сами». Наглядным примером может служить движение «Синие киты», через социальные сети подталкивавшее к суицидам. Добродеев отметил, что вся компания работала над тем, чтобы устранить эту угрозу. То есть, говоря о саморегулировании и регулировании вообще, нужно иметь в виду, что сами интернет-компании «в большинстве случаев заинтересованы в том, чтобы их пользователям было комфортно на их площадках».
Таким образом, как считает Добродеев, регуляторику интернета можно разделить на три вида. Первый – это регулирование самими компаниям, когда они в силах самостоятельно справиться с теми или иными вызовами. Второй – это ситуации, когда для решения той или иной проблемы (уже более сложной) необходимо подключение всей индустрии. И третий – это настолько глубокая и серьезная проблема, что решить ее ни в одиночку, ни сообща интернет-компании не могут, и тогда на помощь должно приходить государство. Эту позицию поддержала и глава Яндекса Елена Бунина, по словам которой «государственное регулирование должно быть максимально открытым, прозрачным и понятным».
Кто бы что ни говорил, а участники форума признают: без тесного взаимодействия с государственными структурами, победить глобальные вызовы, предотвратить киберугрозы, защитить данные пользователей и т.п. одному рынку не удастся. Тем более что, как отметил Борис Добродеев, следующие 25-30 лет цифровые технологии настолько проникнут в экономику страны, что «интернет будет восприниматься как водопровод, а искусственный интеллект – как электричество».
Борис Добродеев как представитель одного из крупнейших игроков на российском рынке отметил, что главное сегодня – соблюсти баланс между государственным и саморегулированием отрасли. Чтобы компании могли строить и прогнозировать свою деятельность, нужны четкие и понятные правила игры. Кроме того, при разработке регуляторных мер, нужна обратная связь от самой индустрии.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин