В Совете Федерации предложили ввести закон о школьном питании. Автор инициативы сенатор от Санкт-Петербурга Андрей Кутепов считает, что стоит создать профессиональные стандарты соцпитания и внести поправки в ФЗ о госзакупках, чтобы сменить приоритет при выборе поставщика с низкой цены на высокое качество. Сегодня же школы и детсады России страдают от поставок «просторки» и фальсификата – по всей стране фиксируют сотни случаев. Бороться с некачественными продуктами в школах намерены и власти Крыма – они считают, что фальсификация молочной и мясной продукции достигала размеров, представляющих «угрозу национальной безопасности страны», и предлагают ужесточить наказание для поставщиков и производителей. О том, почему полуостров захлебывается от фальсификата и кому это приносит миллионные прибыли, – в материале «ФедералПресс».
Пищевая революция. Нужно больше министерств
Сенатор от Санкт-Петербурга Андрей Кутепов уверен, что необходимо разработать закон о социальном питании. Также он отметил, что помочь навести порядок в этой сфере может отдельное, специально созданное министерство.
Кутепов уверен, что обеды и завтраки в школах и детских садах далеко не всегда соответствуют всем стандартам качества. Предложения по улучшению парламентарий направил вице-премьеру Татьяне Голиковой, курирующей социальный блок.
Кутепов уточнил, что в разных субъектах – разный подход к вопросам социального питания. Общего стандарта нет, как и нет даже общего понятия: где-то применяется термин «детское питание», где-то – «социальное». Более того, по словам сенатора, такие законы есть не во всех регионах.
Спасением в сложившейся ситуации мог бы стать новый закон, а может быть, и отдельное министерство, отметил Кутепов. В качестве примера сенатор привел Санкт-Петербург, где действует Управление социального питания.
Стоит отметить, что слова сенатора подтверждаются и статистикой, так как ситуация по всей России аналогична. Например, в 2014 году половина продукции, поставляемой в детские сады Тверской области, оказалась фальсификатом. Осенью прошлого года проверка установила, что в детских садах Астраханской области вместо молока детям давали водопроводную воду, напичканную химией неизвестного происхождения. Поставщик «Астравита» выиграл, к слову, 594 тендера. В том же 2018 году Россельхознадзор обнаружил, что в больницах и детских садах Орловской области 28 % всей молочной продукции являлось фальсификатом. Нарушителям выписали штраф на 170 тысяч рублей.
С «пальмы» не слезли
Примерно в том же направлении, которое указал Кутепов, двигается и Крым, где хотят ужесточить наказание за фальсификацию продуктов питания, закрепив новые штрафы на федеральном уровне. В адрес заместителя председателя правительства России Дмитрия Козака также направлен соответствующий документ.
По данным правительства полуострова, процент фальсификата от общего оборота продукции сегодня составляет от 30 до 80 %. Производители подделывают около 20–30 % молочных продуктов и до 60–80 % переработанных мясопродуктов. Такие данные озвучил заместитель председателя Совета министров Республики Крым Юрий Гоцанюк.«Масштабы фальсификации достигают размеров, представляющих, на наш взгляд, угрозу национальной безопасности страны», – подчеркнул вице-премьер.
Даже в гостовской молочке в Крыму нашли растительные жиры, заменители молочного жира животного происхождения, антибиотики и пестициды. Последний тренд в мире подделок – очень дешевый и доступный говяжий жир. Именно его стали все чаще добавлять в молочку вместо подорожавшего пальмового масла. При этом, как рассказали «ФедералПресс» в Росконтроле, выявить наличие говяжьего жира в продуктах довольно трудно даже в условиях лаборатории.
В Крыму теперь предлагают ввести уголовную ответственность для производителей фальсификата и увеличить штрафы: для граждан – в размере от 10 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – от 50 до 150 тысяч рублей, для юридических лиц – от 500 тысяч до 3 млн рублей. С аналогичным предложением выступал и Роспотребнадзор.
Не мы такие – ФЗ такой
По данным Роспотребнадзора, четверть всего фальсификата приходится на детские сады, школы и больницы. Из-за современной системы госзакупок, где контракт выигрывает тот, кто предложит наиболее низкую цену, тендеры на поставку питания в детские сады и школы получают именно фальсификаторы. Это признают даже власти. «За счет низкой себестоимости фальсифицированная продукция имеет значительный ресурс по ценовому демпингу, благодаря чему через систему закупок товаров для государственных и муниципальных нужд массово попадает в детские дошкольные и школьные учреждения, больницы, санатории, интернаты», – заявил крымский вице-премьер Юрий Гоцанюк.
О проблемах с 44-ФЗ все как один говорят и эксперты. Так, экономист Александр Басов, ранее возглавлявший ТПП Крыма, пояснил, что стоимость продукта при определении поставщика играет решающую роль; остальные критерии, в том числе репутация и качество, не столь важны для системы. «Потом у поставщиков, нарисовавших красивые цифры, возникает вопрос, как обеспечить такие объемы по такой цене, и идут фальсификации», – отмечает эксперт.
Крымское отделение ОНФ совместно с органами власти проводит мониторинг питания в детских садах и школах с сентября 2018 года. На сегодня проверили полностью только Симферопольский район и выявили 4 случая фальсификата молочной продукции – сыр, сливочное масло, сметана и творог. Молочные жиры в них заменяли растительными.
Как рассказала глава крымского исполкома ОНФ Алла Вертинская, после проверок Народного фронта с поставщиками подделок контракты разорваны. Однако компании, попавшиеся на поставке фальсификата, не всегда становятся персоной нон-грата в системе госзакупок. «Мы очень тщательно это отслеживаем, но не всегда получается, потому что для того чтобы попасть в черный список, необходимо разорвать контракт в одностороннем порядке. Не всегда это происходит. Но мы, конечно, стараемся выстраивать механизм так, чтобы они попали в черный список поставщиков и дальше не могли участвовать ни в каких госзакупках», – рассказывает Вертинская.
А нужно ли натуральное?
На фальсификате попадаются как крымские, так и неместные производители. Но, по мнению Вертинской, крымские продукты качественнее в своем большинстве – статистика выявленных ОНФ нарушений это подтверждает.
В региональном отделении Объединения потребителей России в Крыму тенденцию подтверждают: по результатам их проверок фальсифицированную продукции чаще всего везут с материка. Глава Ассоциации предпринимателей Республики Крым и города Севастополь Гирей Бекиров объясняет почему. «Крым производит сырье, но переработки как таковой здесь нет. Для многих это нерентабельно, из-за санкций инвесторы боятся заходить, а у местных нет финансов для этого. Усугубляет проблему отсутствие логического и оптово-распределительного центра. В итоге крымский сельхозпроизводитель продает продукцию на материк, а потом идет завоз продукции с материка – некачественной, но дешевой, в том числе откровенного фальсификата. Так как уровень жизни в регионе недостаточно высок, то такая дешевая продукция пользуется спросом», – поясняет экономист.
Крымские производители молочки, к качеству продукцию которых ни у властей, ни у местных жителей нареканий не было, о конкурентах-фальсификаторах говорят неохотно. Анонимно один из производителей рассказывает, что делать качественную продукцию сложно: инвесторы хотят больше прибыли, сотрудники хотят выше зарплату, покупатели хотят хороший продукт по низкой цене. По сравнению с фальсификатом увеличены издержки на утилизацию нереализованной продукции и доставку, которую приходится делать каждые 36 часов, а не раз в месяц, как в случае с напичканным стабилизаторами и консервантами продуктом. При этом поддержки государства как таковой нет, а тендеры выигрывают материковые компании, поставляющие затем в детские сады и школы некачественные продукты. «Мне говорят: добавь стабилизаторов – нормально будет. Я отказываюсь. Мне детей жалко», – говорит производитель.
«Традиционное производство молочных продуктов дает максимум 20–30 % прибыли, у фальсификаторов прибыли практически вдвое больше. Поэтому они идут на эти риски, так как могут заплатить штраф или откупиться. Понятно, что когда определенные коммерсанты платят определенным чиновникам, то эти чиновники делают то, что нужно этим коммерсантам», – считает Бекиров.
Басов также считает, что проблема не только в демпинге цен недобросовестными поставщиками, но и в коррупции. «В Крыму все госзакупки «распилены» между своими структурами. Как говорится, чужие тут не ходят. Откуда появились вот эти странные, никому неизвестные поставщики молочной и мясной продукции, никто не задавался вопросом?» – говорит Александр Басов.
Россельхознадзор, как и Совет Федерации, рекомендовал внести изменения в госконтракты, чтобы при составлении заявки продукция выигравшего поставщика проходила предварительную проверку. В скором времени они планируют выйти с такой законодательной инициативой. «На мой взгляд, дополнительные проверки закончатся только дополнительной бюрократией. По идее пищевая продукция и так должна проходить проверки, чтобы попасть на рынок. Производителям дополнительные проверки выльются в удорожание их продукции, потому что, скорее всего, они будут за это платить деньги аккредитованным лабораториям. Есть смысл ужесточить требования в условиях госзакупки к качеству продукции и конкурс проводить нормально. А пока у нас будет такой же уровень коррупции и бюрократии в стране, то никакие новые проверки и штрафы ситуацию не изменят», – считает председатель Коллегии адвокатов Республики Крым «Юридическая компания «Юркорпус» Владимир Халаимов.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, графика: ФедералПресс