В ближайшие годы крупнейший производитель металлургических углей «Сибантрацит» планирует построить мощный тоннель на БАМе, получив взамен право на приоритетную перевозку собственных грузов. Между тем имеются серьезные сомнения в реалистичности проекта и способности «Сибантрацита» претворить его в жизнь. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Одного тоннеля мало
Группа «Сибантрацит» заявила, что совместно с компанией «ВостокУголь», чьим ключевым акционером является Дмитрий Босов, приступила к подготовке строительства Северомуйского тоннеля – 2 – важнейшего участка Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Реализовывать проект «Сибантрацит» и «ВостокУголь» будут в партнерстве с «Российскими железными дорогами» (РЖД). Генеральный директор РЖД Олег Белозеров уже подписал распоряжение об образовании рабочей группы, в которую вошли топ-менеджеры компаний.
Разрабатывать же проект строительства Северомуйского тоннеля – 2 будет «ВостокУголь», уже ведутся предпроектные работы. Пробивка горной толщи должна стартовать в течение года и займет в целом пять лет.
Длина Северомуйского тоннеля – 2 будет равна около 18 км. Ввод его в эксплуатацию позволит не только резко увеличить пропускную способность БАМа – с 16 до 100 млн тонн, но и создать новые рабочие места.
И дорого, и нужно
Как бы ни был затратен проект Северомуйского тоннеля – 2, без него у БАМа нет перспектив, считают отраслевые эксперты.
«Мечты об использовании транзитного потенциала между Востоком и Западом останутся мечтами, если радикально не увеличить пропускную способность и скоростной режим Транссиба и БАМа. Сейчас одна нитка БАМа позволяет пропускать лишь не более 16 млн тонн грузов в год. Наличие второго тоннеля позволит увеличить пропускную способность до 80–100 млн тонн. Поэтому, несмотря на технологические сложности прокладки в горных породах 18 км тоннеля и высокую стоимость проекта, его придется строить», – говорит Алексей Калачев, аналитик «Финама».
По его словам, строительство Северомуйского тоннеля – 2 может занять 8–10 лет и общая смета может составить 150–200 млрд рублей. Реализация проекта должна стать иллюстрацией преимуществ государственно-частного партнерства для решения задач по модернизации транспортной инфраструктуры.
«Мы полагаем, что это пиар-ход. Строительство тоннеля – очень дорогостоящий и трудный проект», – выражает скепсис Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов «АКРА».
Он считает, что на проектирование Северомуйского тоннеля – 2 уйдет 2–3 года, на прокладку – до пяти лет. Строительство может составить до 260 млрд рублей.
Моложе, но сильнее
Будущий тоннель призван помочь действующему Северомуйскому тоннелю, имеющему ограниченную пропускную способность – всего 14–16 составов в сутки: для массовой перевозки грузов по БАМу она явно недостаточна.
Идея же пробивки Северомуйского тоннеля – 2 возникла сравнительно недавно. По имеющимся данным, в августе прошлого года в ходе совещания у вице-премьеров Дмитрия Козака и Максима Акимова Министерству транспорта и Министерству экономического развития, РЖД и Совету потребителей по вопросам деятельности РЖД было дано поручение подготовить технико-экономическое обоснование проекта.
На состоявшемся в тому же месяце заседании правительственной комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности глава РЖД Олег Белозеров заявил: «Я просто хочу напомнить, что такое Северомуйский тоннель. На сегодняшний момент у нас по нему идет 16, всего 16 пар поездов – это 16 миллионов [тонн грузов], это бутылочное горлышко на БАМе. Соответственно для того чтобы развивать Дальний Восток, нам нужно будет увеличивать объем перевозок. Если мы построим второй тоннель, то это даст возможность провозить не 16, а 100 млн тонн грузов. Это то, чего не хватает».
В марте 2019 года стало известно о направлении Дмитрием Босовым письма президенту Владимиру Путину, в котором он попросил предоставить группе «Сибирский антрацит» приоритетный доступ к БАМу и Транссибу сроком на 25 лет для перевозки 50 млн тонн своих грузов (такого права никто еще не получал). В свою очередь он пообещал, что «ВостокУголь» исключительно за счет собственных денег построит Северомуйский тоннель – 2 (цитируются «Ведомости»).
Недра ошибок не прощают
Несмотря на всю заманчивость проекта Северомуйского тоннеля – 2, к нему возникает немало вопросов. Нелишне напомнить, что его предшественник пробивался в крайне экстремальных условиях – в ходе прокладки Северомуйского тоннеля в гранитной толще было выявлено четыре широких тектонических разлома, откуда в буквальном смысле бурными потоками текли подземные воды под сильным давлением. Геологами обнаружены щели, где граниты были перетерты в песок и насыщены водой, – своеобразные плывуны. Один из них в 1979 году вызвал аварию, надолго затормозившую работы. С подобными трудностями больше нигде в мире строители не сталкивались.
Хотя проходка Северомуйского тоннеля позволила собрать огромный массив геологической информации, нет никакой гарантии, что с его «младшим братом» проблем не возникнет и удастся уложиться точно в намеченный срок. Причем ни «Сибантрацит», ни «ВостокУголь» строительством сами никогда не занимались – им придется нанимать подрядчиков, и не каждый из них за столь трудную задачу возьмется.
«Строительство тоннеля – дело крайне нужное для расширения пропускной мощности БАМа, однако сделать это силами одних угольных компаний вряд ли получится. Как показал пример с дорогой Улак – Эльга, ограниченность частных компаний в денежных средствах приводит к недостаточно качественному строительству железнодорожных путей. В случае с тоннелем есть риски того, что экономия на проходке может привести к недостаточному качеству конструкции», – указывает Максим Худалов.
Деньги на дороге не валяются
Вопрос же о финансировании проекта действительно стоит очень остро. Затраты на строительство Северомуйского тоннеля – 2, как было отмечено выше, могут составить от 150 до 260 млрд рублей. Откуда «Сибантрацит» с «ВостокУглем» возьмут столь колоссальные средства, неясно.
Выручка добывающих предприятий «Сибантрацита» в 2018 году составила 132,8 млрд рублей, объем начисленных налогов – 12,5 млрд рублей. Уровень долговой нагрузки он не раскрывает. «ВостокУголь» вообще не публикует финансовые результаты, хотя вряд ли они больше, чем у «Сибантрацита».
Соответственно за счет собственных доходов «Сибантрацит» и «ВостокУголь» вряд ли смогут проложить Северомуйский тоннель – 2. Остается только привлекать средства в банках или на фондовом рынке, но не факт, что кто-то готов их дать компаниям с непрозрачными финансовыми показателями.
К тому же «Сибантрацит» намерен довести добычу угля до 58 млн тонн к 2022 году против 24,1 млн тонн по итогам прошлого года, «ВостокУголь» – активно осваивать угольные месторождения на Таймыре и в Амурской области, создать порт «Вера» в Приморском крае. Все это потребует значительных финансовых ресурсов, и, взвалив на себя еще и строительство Северомуйского тоннеля – 2, «Сибантрацит» и «ВостокУголь» могут затрещать по швам.
Тогда останется лишь один выход: обратиться за помощью к государству, чтобы оно изыскало нужные средства в бюджете, то есть банально залезло в карман налогоплательщиков. С аналогичным успехом проложить Северомуйский тоннель – 2 могут и сами РЖД без предоставления кому-либо приоритетных прав на грузоперевозки.
На запрос «ФедералПресс», направленный в пресс-службу «Сибантрацита», на момент публикации статьи комментариев получено не было.
Фото: pixabay.com