Top.Mail.Ru
Промышленность
Москва
0

На перепутье. Спасет ли УГМК Юргинский машиностроительный завод

Предприятие
Власти Кемеровской области надеются на улучшение ситуации на предприятии

УГМК готовится взять на себя управление Юргинским машиностроительным заводом, не вылезающим из убытков. Для предприятия приход нового владельца означает шанс на спасение от возможного банкротства, для самой же УГМК – очередные проблемы. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Власти ждут финала сделки

Одно из крупнейших машиностроительных предприятий Кемеровской области, Юргинский машиностроительный завод (Юрмаш), сменит собственника: вместо Уралвагонзавода им станет УГМК. Об этом заявил губернатор региона Сергей Цивилев, выступая на конференции «300 лет Кузбассу. 200 дней подготовки».

По его словам, в настоящее время сделка по Юрмашу находится в стадии реализации. «Я не вмешиваюсь, только спрашиваю, когда закроют, чтобы решить вопрос с долгами и чтобы появилась программа оздоровления. Наша задача – чтобы появился новый собственник, который будет управлять», – рассказал губернатор корреспонденту «ФедералПресс».

Он уточнил, что сделка была инициирована представителями Уралвагонзавода. «Я им тогда сказал, что вы решайте вопросы по задолженности перед «Газпромом» по котельной, они с нами уже отказались работать. По невыплате зарплаты мы в самом низу рейтинга, 60 % долга по области – это Юрмаш. Я требовал и программу оздоровления. Так и сказал, что мириться не можем, что не можете сами управлять – значит, ищите покупателя. Так что эта сделка идет», – подчеркнул Цивилев.

В выигрыше будут все

Переход Юрмаша под контроль УГМК принесет пользу и компании, и заводу, отмечают отраслевые эксперты.

«Учитывая профиль Юрмаша, выгода для УГМК в его приобретении, несомненно, есть. Во-первых, компания диверсифицирует свою деятельность, приобретая предприятие обрабатывающей промышленности в добавление к своему добычному профилю. Во-вторых, она сможет экономить средства на изготовлении и ремонте различного оборудования, которые она ранее платила сторонним подрядчикам. В-третьих, изготавливая продукцию для других компаний, Юрмаш будет зарабатывать деньги для нового владельца, что увеличит выручку УГМК. А выгода для Юрмаша в смене владельца заключается в том, что у него увеличится загрузка, улучшится его финансовое положение», – перечисляет Дмитрий Баранов, ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент».

«Приобретение Юрмаша УГМК означает расширение ее машиностроительного бизнеса, включающего в себя Шадринский автоагрегатный завод и чешскую Aircraft Industries. Поскольку Юрмаш изготавливает горно-шахтное оборудование, то он может получить заказы от добывающих предприятий УГМК», – констатирует промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Все хуже и хуже

Юрмаш производит горно-шахтное и металлургическое оборудование, сельскохозяйственную технику, грузоподъемные машины и специальные автотранспортные средства, железнодорожный, режущий и измерительный инструмент, чугунное, стальное и цветное литье, стальные поковки и раскатные кольца. В число его клиентов входят СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Северный Кузбасс», «Якутуголь», «Южный Кузбасс», «Беларуськалий», «АрселорМиттал Темиртау», НПО «Элсиб», «Евраз», Западно-Сибирская железная дорога и др.

Однако против Юрмаша чуть-ли не каждый день подаются судебные иски. Среди них самым большим является требование, направленное в конце января нынешнего года «Связь-банком» в арбитражный суд Кемеровской области о взыскании с Юрмаша 2,925 млрд рублей долга.

«Связь-Банк» предоставлял в 2011–2014 годах Юрмашу займы на развитие его производственных мощностей. В 2017 году Юрмашу и Уралвагонзаводу были предложены условия реструктуризации задолженности с длительными сроками погашения (цитируется «Коммерсантъ»).

Ситуацию на предприятии, похоже, не удалось исправить. Еще в апреле 2018 года генеральный директор Уралвагонзавода Александр Потапов в интервью газете «Коммерсантъ» признал, что Юрмаш проигрывает на рынке горно-шахтного оборудования европейским конкурентам.

Судя по сайту Юрмаша, в 2019 году его загрузка явно невелика. Он отгрузил партию маслоотжимного оборудования краснодарской фирме «Регион», выполнил заказ шахты «Листвяжная» на модернизацию секций крепи, изготовил оборудование для шахты «Юбилейная». Следовательно, быстро погасить долги Юрмаш не может, полностью решить его проблемы Уралвагонзавод, вероятно, не имеет возможности.

Голод и холод

Банкротство Юрмаша из-за долгов нанесло бы удар по занятости и экономике Юрги с населением почти в 82 тыс. человек. Мало того, что Юрмаш является одним из градообразующих предприятий наравне с Юргинским ферросплавным заводом, заводом «ТехноНИКОЛЬ-Сибирь», Юргинским заводом сельскохозяйственного оборудования, его теплоэлектростанция снабжает Юргу теплом и электроэнергией. Из-за долгов Юрмаша перед «Газпромом» последний периодически ограничивал поставки газа на теплоэлектростанцию, в свою очередь уменьшавшую подачу тепла в жилые дома. Таким образом, полная остановка Юрмаша могла привести к социальному взрыву в городе и одновременно вызвать энергетический кризис.

В данных условиях для властей Кемеровской области единственным выходом из сложившейся ситуации стала смена собственника на Юрмаше. Потенциальным инвестором оказалась УГМК, и уже в январе Цивилев сообщил, что переговоры между ней и Уралвагонзаводом близки к завершению. «На сегодня сделка находится в финальной стадии и в ближайшее время будет закрыта», – сказал он.

Учитывая, что сделка между УГМК и Уралвагонзаводом все еще не закончилась, можно сделать предположение о возникших в ходе переговоров трудностях.

Долги и новые рынки

Важным вопросом для УГМК после завершения сделки станет развитие Юрмаша. «Конечно же, нужно сохранить выпуск горно-шахтного и металлургического оборудования», – указывает Баранов, обращая внимание на то, что предприятие в силу географического положения может вести поставки в Восточную Сибирь и на Дальний Восток России, а также в страны Азии.

Юрмаш может наладить выпуск и новой продукции для него, например, оборудования для добычи углеводородов на шельфе. Также имеет смысл рассмотреть возможность сотрудничества с каким-либо иностранным изготовителем аналогичной продукции, заинтересованным в работе на российском рынке.

«Основная проблема – нехватка современного станочного оборудования и квалифицированных кадров. Помимо оплаты долга, потребуется привлекать новых сотрудников на предприятие и повышать уровень мотивации персонала, в том числе путем роста затрат на персонал. В советский период завод производил отдельные виды артсистем, вполне возможно, что за счет дозагрузки предприятия военными заказами удастся вытянуть его из тяжелого положения», – считает Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА.

Разумеется, головной болью для УГМК будут именно долги Юрмаша. В принципе УГМК может их погасить, тем не менее, ее финансовые возможности далеко не безграничны. В марте нынешнего года УГМК получила кредит в банке «Открытие» на 21 млрд рублей, ранее, в октябре 2018 года, она тоже брала в нем кредит на 15 млрд рублей. По итогам же 2017 года сумма кредитов, полученных УГМК, составляла почти 98 млрд рублей (цитируется «Коммерсантъ»), и вряд ли с того времени она серьезно сократилась. Надо по ним рассчитываться, а тут еще и задолженность Юрмаша.

К тому же, Юрмаш не самый мощный игрок на рынке добывающего и металлургического оборудования, конкурентов у него хватает. И вполне может получиться так, что заказов для него больше не станет, зато сам Юрмаш своими долгами будет тянуть УГМК на дно.

На запросы «ФедералПресс», направленные в пресс-службы УГМК и Юрмаша, на момент публикации статьи комментариев получено не было.

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.