В Самаре проходят общественные обсуждения концепции старой части города как исторического поселения. Ее разработчики уверены, что этот механизм позволит сформировать четкий план развития областного центра и его историко-культурной реновации, разработать правила игры для бизнеса и застройщиков, привлечь в регион дополнительный туристический поток и инвестиции. Однако не все разделяют этот оптимизм, вспоминая, что десять лет назад Самара уже обладала аналогичным статусом. Подробности – в материал «ФедералПресс».
Новые правила игры
До 2010 года историческими поселениями являлись более 400 городов России. С подачи Минкультуры и Минрегионразвития РФ их число сократили. Сегодня таким федеральным статусом обладают 44 населенных пункта, из которых лишь один является городом-миллионником – Санкт-Петербург. О возможности добавить в этот список Самару в прошлом году заговорил губернатор Дмитрий Азаров. Глава региона обсудил с президентом Владимиром Путиным вопрос участия региона в проекте по сохранению и развитию исторической части города за счет федеральных средств и привлечения ресурсов банка развития БРИКС.
Толчок развитию старой части Самары, где находятся более 700 объектов культурного наследия, дал ЧМ-2018. При подготовке к мундиалю были отреставрированы фасады 135 исторических зданий. Часть работ по восстановлению и реставрации в последние годы была проведена в рамках федеральной программы «Историческая память». Все это отметил глава государства, давший Минфину и Минкультуры поручения проработать вопрос.
К обсуждению разработанной проектной документации привлечены архитекторы, градостроители и общественники. Разработчик проекта – общественный советник губернатора по градостроительной политике Виталий Стадников – подчеркивает, что единая концепция развития центра города необходима как с точки зрения реставрации объектов наследия, так и с точки зрения устойчивого социально-экономического развития территории.
«Основная проблема Самары – правовая неопределенность, – считает урбанист. – Масса наслаивающихся друг на друга и противоречащих друг другу регламентирующих документов: генплан, правила землепользования, зоны охраны. Как в этой ситуации вести работы и в какие двери стучаться, никто не понимает. Исправить ситуацию поможет разработка новых и прозрачных регламентов».
«Наиболее эффективный и быстрый для этого инструмент – статус исторического поселения, – продолжает Виталий Стадников. – Он выступает существенным правовым фактором и заставляет разрабатывать регламенты в рамках исторического поселения. Такая стратегия развития исторической части города безусловно, нужна. И достоинства, которые были достигнуты благодаря подготовке к ЧМ, должны быть преумножены благодаря правильной системе управления».
Регламенты, о которых идет речь, определяют допустимые при реконструкции и строительстве на территории Старой Самары работы, не наносящие вред исторической среде. По словам Виталия Стадникова, это приведет к кардинальному изменению типологии застройки – многоэтажные дома, которые до сих пор возводятся застройщикамии в Самарском и Ленинском районах, должны смениться на средне- и малоэтажные дома, как это происходит в европейский городах, Москве и Санкт-Петербурге.
Инструмент исторического поселения также даст возможность для развития в Старой Самаре инженерной и социальной инфраструктуры при участии региональной и муниципальной властей. Сегодня большая часть городского бюджета уходит на поддержание сетей и объектов в периферийных районах города.
«Статус исторического поселения – это возможность сформировать четкий поэтапный план развития и историко-культурной реновации старой части Самары, которая сегодня находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Возможность разработки понятных правил игры для бизнеса, для застройщиков и других предпринимателей, – говорит депутат Госдумы Александр Хинштейн. – Сегодня у девелопера в Старой Самаре имеемся единственный вариант – точечная застройка где-нибудь в глубине квартала. Здесь же они будут заранее понимать, где в перспективе строить можно, а где нет».
Сегодня правовая невнятность для девелоперов влияет и на инвестиционный климат Самары, делая его неблагоприятным. Как подчеркивает Виталий Стадников, в Самаре нет внешних застройщиков, тогда как они есть в Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Красноярске, Новосибирские, Тюмени и многих других городах. Наличие четких правил игры исправит это упущение.
Вторая составляющая концепции – ее экономический эффект, напоминает Александр Хинштейн. Сегодня количество жителей старой части города сокращается и количество собираемых налогов не возрастает. При этом в Казани, где с недавнего времени создано историческое поселение регионального значения в границах, аналогичных самарским, уровень собираемости налогов на землю вдвое выше. В Самаре же основная часть бизнеса находится либо в жилых домах, либо на земельных участках жилого назначения, что влияет и на величину налогов. По предварительным расчетам, упорядочивание этого процесса в рамках механизма исторического поселения обеспечит дополнительный сбор около 2 млрд рублей. При этом предполагается установление более мягких налоговых режимов и налоговых каникул для бизнеса, связанного с туристическим сектором.
«Не буду лукавить: статус федерального исторического поселения дает нам шансы на получение финансовой поддержки из разных источников, в том числе федеральных бюджетов, – говорит Александр Хинштейн. – Сегодня такие проекты реализуются в малых городах – исторических поселениях. Но надеемся, что Самара может стать пилотным среди городов, сохранивших наследие ЧМ».
Эффект дежавю
Оптимизм инициаторов проекта разделяют не все общественники. Скептики напоминают, что Самара до 2010 года уже обладала статусом исторического поселения.
«Это очередной блеф для телевизора, создание красивой картинки о присвоении статуса, который у Самары был прежде. И делалось это ради застройки исторического центра, куда рвались строители. Потому что этот сектор был для них весьма привлекателен, – считает общественник, сопредседатель Комитета спасения Старой Самары Людмила Кузьмина. – Все регламенты и планы застройки, которые разрабатываются сегодня под историческое поселение, разрабатывались и раньше. Мы идем по принципу «лыко-мочало, начинай сначала».
Скепсис у общественников вызывают и реальные возможности Самары для привлечения инвестиций даже с учетом восстановления утраченного статуса. «Это возвращение, как и прежде, ничего не дает при отсутствии желания у власть имущих обеспечить развитие исторической части города. Чтобы Самара имела перспективы в той экономической ситуации, которая сейчас у нас есть, – добавляет правозащитница. – А она такова, что Самара неинтересна предпринимателям: тут нет научных центров, крупных самостоятельных заводов, как это было раньше, и много того, чем привлекают бизнес другие города. Если мы не сохраняем исторический центр, не развиваем актуальные на сегодня культурные практики, все остальное бессмысленно».
По словам депутата Александра Хинштейна, на этот раз разработчики концепции возьмут за основу опыт Казани. Особенность этого варианта в создании автономной некоммерческой организации, управляющей развитием исторического поселения и отвечающей за сохранение исторического наследия.
Сегодня для создания в Самаре исторического поселения федерального значения в первичном виде уже разработаны все необходимые регламенты. Подготовленная документация должна пройти согласование профильного научного совета Минкультуры РФ, поскольку областной центр претендует не меньше чем на федеральный статус, а вместе с ним – и на возможности лоббировать свои интересы на федеральном уровне.
«Степень плотности исторической застройки в нашем городе выше, чем во многих других городах. И находится далеко не в лучшем состоянии – это один из стимулов, для чего нам нужно историческое поселение. Но эта застройка есть. И главное, что застройка Старой Самары – Самарского и части Ленинского районов – с точки зрения архитектурно-планировочных решений сохранилась в первозданном виде. Все правовые основания для придания Самаре статуса исторического поселения есть. И эта работа ведется», – резюмировал Александр Хинштейн.
Фото: Валерий Григанов, twitter.com / samara_in