Ужасающую статистику эксплуатации российского «Суперджет» дополнила очередная трагедия в Шереметьево. А ведь «Аэрофлот» предупреждал о серьезных проблемах с лайнером Sukhoi SuperJet-100 еще месяц назад. Согласно данным Минтранса, большую часть времени самолеты этого типа проводят в ремонтных мастерских. Подробная хронология опасных капризов российской супер-техники – в материале «ФедералПресс».
Когда 5 мая авиалайнер Sukhoi Superjet 100 с горящим двигателем совершил аварийную посадку в аэропорту Шереметьево, в произошедшем поспешили обвинить грозовую молнию, ударившую в хвост самолета. Огонь в одном из двигателей первыми заметили пассажиры. После посадки пламя охватило всю заднюю часть воздушного судна. Всего на борту находились 78 человек. Из них выжили 33 пассажира. Среди выживших оказались еще 4 члена экипажа. Сорок пассажиров и один член экипажа погибли. Пять пассажиров, оставшихся в живых, госпитализированы.
Но только ли погода виновата в случившемся?.. Качество российского «Суперджета» способно вызвать панику у любого. Так, например, на конец 2018 года из всех авиалайнеров Sukhoi SuperJet-100 не сломались лишь 54 % машин. А если брать среднюю цифру за год – чуть больше 61 %. Напомним, что за разработку самолета отвечал «Ростех» и его руководитель Сергей Чемезов, проект обошелся в 44 миллиарда рублей. Сейчас один такой самолет стоит примерно 1 млрд 800 млн рублей.
Отметим, что из-за нехватки деталей у владельцев постоянно возникают сложности с ремонтом. В результате от самолетов марки SSJ 100 уже поспешили отказаться ирландская, мексиканская и бельгийская авиакомпании, недовольные ненадежной российской «чудо-техникой». Сколько катастроф должно еще произойти и сколько людей погибнуть, чтобы там наверху отказались от амбиций авиационной державы и признали, что отечественный джет совсем не супер?
Еще в самом первом своем полете SSJ 100 показал, что безопасным и надежным ему быть не дано. 9 мая исполнится 7 лет с момента демонстрационного полета Sukhoi SuperJet-100 в Индонезии. Уже через 25 минут после вылета из Джакарты в условиях облачности борт врезался в гору Салак на острове Ява. Погибли все 45 человек, находившиеся на борту – 37 пассажиров и восемь членов экипажа. Причиной катастрофы в 2012 году было названо стечение обстоятельств, некритичных по отдельности.
Следующий инцидент с SSJ 100 произошел в аэропорту Одессы 14 июня 2013 года. Поступило сообщение от экипажа рейса Москва – Одесса об отказе левого двигателя. Самолет с 94-ю пассажирами на борту благополучно приземлился. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.
13 февраля 2014 года у самолета SSJ 100 «Аэрофлота» на взлете из аэропорта «Шереметьево» произошел отрыв капотов одного из двигателей. Сам двигатель при этом работал нормально. После выработки топлива самолет совершил штатную посадку в аэропорту вылета. В результате инцидента пострадавших не было. В том же году 14 октября во время рейса Пермь – Москва произошел отказ системы управления передней стойкой шасси SSJ 100. К счастью, никто не пострадал, а самолет был отбуксирован на место стоянки с помощью тягача.
4 мая 2015 года очередная техническая неисправность с SSJ 100 произошла во время рейса Москва – Киев. Уже после приземления самолета в киевском аэропорту «Борисполь» была обнаружена потеря части двигателя (стекателя газов). Инцидент не отразился на безопасности полета, заверили в компании. Борт смог совершить штатную посадку в аэропорту назначения. 13 июня того же года самолет SSJ 100 вынужден был вернуться в «Шереметьево». Произошел отрыв панели пилона, аварийную ситуацию заметили пассажиры. Борт рейса Москва – Дрезден приземлился в «Шереметьево» после выработки топлива. В результате инцидента никто не пострадал.
В октябре 2015 года премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился увеличить уставный капитал ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) для развития системы продажи самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). Об этом сообщил официальный сайт кабмина.
В конце декабря 2016 года Росавиация потребовала проверить стабилизаторы самолета SSJ 100 из-за дефекта, который нашел один из эксплуатантов воздушного судна. Дефект выявила авиакомпания «ИрАэро». В связи с этим Росавиация потребовала всех эксплуатантов SSJ 100 провести разовую проверку «поясов крепления кронштейнов навески стабилизатора».
В 2017 году власти пытаются обязать госкомпании пересадить топ-менеджеров на самолеты российского производства. Такую директиву утвердил в апреле премьер-министр Дмитрий Медведев. Речь идет о приобретении или аренде российских воздушных судов, в том числе с салонами повышенной комфортности. Из списка компаний исключены «Аэрофлот», который и так закупает SSJ 100, и лизинговые ГТЛК и «ВТБ-Лизинг».
Во время сильного снегопада в Москве 4–5 февраля 2018 года от пилотов SSJ 100 компании «Аэрофлот», вылетавших из Шереметьево, поступали сообщения о расхождениях показаний скорости у первого и второго пилотов. Сбой наблюдался в момент, когда самолет разгонялся для взлета или начинал набор высоты. Росавиация выявила неполадки при обледенении датчиков самолетов Sukhoi Superjet 100.
11 апреля стало известно, что Кабмин выделяет шесть миллиардов рублей из резервного фонда на создание уменьшенной 75-местной версии самолета Sukhoi Superjet 100. А 19 августа 2018 года Минтранс потребовал регистрировать иностранные самолеты в России. Требование прозвучало в ответ на просьбу «Якутия» использовать Boeing 737, зарегистрированный на Бермудах. Авиакомпания брала самолет для того, чтобы избежать срыва летней программы из-за дефектов двигателей у трех из пяти российских SSJ 100, сообщил «Коммерсантъ».
В начале октября прошлого года правительство РФ выделило из бюджета 9,8 млрд рублей на покупку самолетов Sukhoi Superjet-100. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Позже воздушные суда решено передадать в лизинг российским авиакомпаниям, занимающимся региональными перевозками. В постановлении отмечается, что всего будет закуплено восемь воздушных судов производства АО «Гражданские самолеты Сухого» ПАО «ГТЛК». Их общая стоимость составляет 18,7 млрд рублей. Поставка самолетов запланирована в течение двух лет.
10 октября 2018 года самолет Sukhoj Superjet-100, выполнявший рейс Улан-Удэ – Якутск, при приземлении проехал место поворота и съехал с взлетно-посадочной полосы в аэропорту Якутска. На борту находилось более 90 человек, четверо обратились за медицинской помощью. Лайнер получил критические повреждения фюзеляжа, двигателей и стоек шасси, был списан. Руководство Росавиации тогда заявило, что в результате проверок выявлено несоответствие системы управления безопасностью полетов к установленным требованиям.
Напомним, что ранее аналогичную тревогу вызвал авиалайнер «Боинг 737». Пока эксперты гадают, можно ли было избежать майской трагедии и оценивают действия пилотов, большинство россиян волнует вопрос, запретят ли использование самолетов Sukhoi Superjet 100 накануне очередного сезона отпусков. И кто ответит за гибель людей?