Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

Первоклассная битва. Новые школы Челябинска попали в тупик в попытке всем угодить

Как власти и родители сводят на нет преимущества современных школ
Как власти и родители сводят на нет преимущества современных школ

Приемная кампания в образовательные учреждения сейчас на пике – некоторые школы Челябинска набрали беспрецедентное число первоклассников. Два десятка первых классов в образовательном центре в Парковом, 12 классов в ОЦ в Ньютоне – и это еще не предел: прием документов продолжается. Мощности школ уже превышены, однако городские власти настаивают на том, чтобы все имеющие соответствующую прописку дети попали в закрепленное за их адресами учебное заведение. Ситуацию усугубляют родители, оформляющие фиктивные прописки, чтобы отдать ребенка в желаемую школу. Как выходят из положения образовательные учреждения и почему это может сказаться на детях – в материале «ФедералПресс».

Вынужденные жертвы образовательных центров

Когда в челябинском микрорайоне Парковый северо-запада в позапрошлом году открылся новый образовательный центр № 2, удивлению властей и горожан не было предела: в него набрали 17 первых классов – более 500 человек. Тогда это был рекорд области.

Сегодня этот рекорд побит: уже в 20-х числах марта на новый учебный год в ту же школу было зачислено 680 первоклассников, это 20 классов. Сложно даже представить себе такое число детей, например, высыпавших всем скопом на перемену, особенно тем, в чьем детстве в параллели было максимум четыре класса.

При этом приемная кампания продолжается. Ее официальные сроки – с 1 февраля по 30 июня, и это для так называемой первой волны, когда принимаются дети, зарегистрированные на закрепленной за школой территории. После могут приносить документы все желающие, а школы оставляют за собой право отказать в зачислении. В том числе отказ в течение всей приемной кампании возможен и в случае с детьми с пропиской, если мощности образовательного учреждения превышены. Однако челябинские школы, судя по всему, все-таки вынуждены продолжать прием.

Так, открывшийся в прошлом году образовательный центр № 4 в микрорайоне Ньютон на новый учебный год уже набрал 14 первых классов. Как сообщила корреспонденту «ФедералПресс» директор ОЦ Светлана Сергеева, исходя из имеющихся ресурсов (учебников, кабинетов) и мощностей, первоначально в образовательном центре был установлен лимит по набору в 1-й класс в 182 ученика. Это 7 классов по 26 детей. «Хотелось сохранить функционирование школы в одну смену, так как во второй половине дня большой спектр внеурочной деятельности и дополнительного образования. На нашей площадке еще ведут образовательную деятельность три школы искусств. Однако в связи с тем, что микрорайон расстраивается и сдаются дома, количество учащихся 1-х классов было увеличено до 364 человек», – рассказала директор ОЦ.

ОЦ № 4 в Ньютоне

То есть чтобы принять желающих только с закрепленной за школой территории – и то не всех, так как заявления продолжают нести, – образовательный центр в Ньютоне был вынужден в два раза увеличить количество зачисляемых в 1-й класс детей. Чтобы компенсировать ресурсы, в новом учебном году школа будет вынуждена перевести все вторые классы на обучение во вторую смену и отказаться от продленки в начальной школе для всех детей, кроме первоклассников. Пожертвовать продленкой и организовать образовательный процесс в две смены по тем же причинам пришлось и руководству ОЦ № 2 в Парковом.

Более того, чтобы обеспечить кабинетами большое количество первоклассников, школе в Ньютоне в этом году придется переоборудовать и укомплектовать необходимой учебной мебелью и техникой четыре кабинета внеурочной деятельности и две спальных комнаты. О том, что реорганизация помещений неизбежна, сообщили и в ОЦ № 2. Остается только порадоваться, что в этих учебных заведениях такие возможности есть.

Досаднее всего, что в конечном счете это может отразиться на детях. По словам доцента кафедры психологии ЧелГУ Екатерины Веденеевой, утренний период до обеда – это наиболее работоспособное время, когда у ребенка высока концентрация внимания и все психические процессы работают наиболее оптимально. Поэтому первая смена предпочтительна для начальной школы. Большое количество классов в параллели, по мнению эксперта, также может стать дополнительным стрессом для ребенка.

«Для первоклассника смена обстановки, новый режим дня, огромное количество новых людей – это, безусловно, стресс, и он только увеличивается с количеством людей. Поэтому важно, чтобы на такое число детей было адекватное количество взрослых», – подчеркнула Веденеева.

С этим у школ также могут возникнуть проблемы: всем известно, как остро стоит вопрос с кадрами в сфере образования. Между тем к новому учебному году в «ньютоновской» школе понадобится дополнительно нанять девять учителей начальной школы. Потребность в педагогах для младшего звена отмечает и руководство школы в Парковом.

В Парковом строится вторая вместительная школа, которая разгрузит ОЦ № 2

Фикция ради школы

Эти проблемы школ, видимо, не до конца осознают родители будущих первоклассников. Если в случае с ОЦ № 2 зашкаливающее число поступающих объясняется тем, что в огромном по масштабам микрорайоне все эти годы не было ни одного общеобразовательного учреждения, то в случае с ОЦ № 4 сразу сыграло роль несколько факторов. Это и не поспевающая за ростом новых жилых комплексов (Парковый-2 и Ньютон) социальная инфраструктура, и желание родителей зачислить детей в современную, хорошо оборудованную школу.

Дело в том, что ОЦ № 4 с первых дней открытия получил негласное звание «инновационного» и «школы будущего». На него было потрачено более 800 млн рублей. Здесь имеются высокотехнологичное оборудование, инженерно-технологические и медико-биологические классы, огромный актовый зал и много другого, чего не встретишь в рядовых школах. Не последнюю роль сыграло и открытие в соседнем доме филиала Дворца пионеров и школьников имени Крупской с большим количеством секций и кружков, где дети могут заниматься бесплатно. Именно сюда власти Челябинска пожелали привести врио губернатора Алексея Текслера в первую его поездку по городу (правда, он выбрал иной маршрут).

«Школа школе рознь, потому что образовательные центры изначально оснащены очень хорошо. Это светлая, удобная, комфортная школа, и понятно, что родители захотят привести детей именно сюда, где хорошие условия, нежели в какое-то иное учебное заведение», – прокомментировала председатель ЧРО «Совет родителей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Челябинской области» Елена Сыркина.

Поскольку дети с постоянной и временной регистрацией имеют равные права при зачислении, желающие попасть в более престижную школу не по прописке решают проблему очень просто: покупают регистрацию по месту пребывания. При этом, конечно, реально «пребывать» по этому адресу, то есть проживать там, никто не собирается.

«Мне не хочется никого обвинять в липовых прописках, но думаю, что они имеют место быть, – признала проблему директор ОЦ № 4 Светлана Сергеева. – Например, есть временные прописки детей из разных семей в одной квартире, хотя у них имеется постоянная регистрация в Челябинске».

Как прокомментировали ситуацию в комитете по делам образования Челябинска, выявление фактов фиктивной регистрации не входит в полномочия образовательной организации, однако школа имеет право довести информацию о признаках нарушения до уполномоченных органов. Кроме того, никто не принуждает образовательные учреждения набирать учащихся, даже с пропиской, сверх установленных ими лимитов. Руководство может остановить прием в любой момент по своему усмотрению. Однако в случае с тем же ОЦ № 4, как сообщила «ФедералПресс» начальник комитета Светлана Портье, у ведомства имеется определенная позиция: все дети, относящиеся к данному учреждению по прописке, будут приняты.

Так школы вынуждены балансировать между позицией вышестоящего руководства, «хотелками» амбициозных родителей, использующих нечестные правила игры, и насущными потребностями новых растущих микрорайонов, в которых действительно недостаточно школ. Что касается подключения к процессу надзорных органов, то чаще всего это происходит с подачи родителей.

В случае со школой в Ньютоне эти процессы уже начались. «По обращению граждан прокуратура уже запрашивала у нас сведения обо всех, кто имеет временную прописку, но пока результатов работы по данному вопросу мы не знаем», – сообщила директор ОЦ.

Оперативно получить комментарий прокуратуры Челябинской области «ФедералПресс» не удалось. По данным комитета по делам образования Челябинска, письменных жалоб от родителей будущих первоклассников пока не поступало.

В 2019 году в Челябинске впервые сядут за парты около 16 тысяч человек, в первые классы уже зачислено 9467 ребят. Наибольшее число первоклассников традиционно отмечается в новых разрастающихся микрорайонах.

Как сообщили в министерстве образования и науки региона, в 2019 году в областном центре откроют двери две новые школы: одна из них – на проспекте Победы в Калининском районе, рассчитанная на 825 учащихся, вторая – в микрорайоне Яблочном (Чурилово) на 1100 мест. А в 2020 году в Челябинске начнет работать вторая школа в Парковом, рассчитанная на 1,5 тысячи учеников.

Актуальной информации о возможном строительстве школ в микрорайоне 33 на Тополиной аллее, в микрорайоне Парковый-2 и на территории второй очереди жилого комплекса «Ньютон» пока нет. Именно эти территории сейчас закреплены за принявшим на себя удар ОЦ № 4.

Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.