В Санкт-Петербурге с клиентами банка «Открытие» произошел неприятный казус. Операторы перевели их пенсионные накопления в НПФ, без их ведома проникнув в их личные аккаунты на портале «Госуслуги». Один из пострадавших считает действия сотрудников уголовно наказуемыми и собирается обратиться в правоохранительные органы. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Нехитрая социальная инженерия
Сотрудники банка «Открытие» довольно странно подписывают своих клиентов на услуги одноименного НПФ. Две жалобы от жителей Санкт-Петербурга появились 12 июня в народном рейтинге портала «Банки.ру».
Оба клиента пришли в банк, чтобы получить зарплатную карту. Сотрудники воспользовались моментом, чтобы перевести их накопления в НПФ «Открытие».
«Сотрудник банка уверял, что я ничего не теряю и в любой момент можно обратно в ПФР вернуться. Естественно, соврал, я теряю инвестиционный доход, и переходы туда-сюда сопряжены с издержками», – написал один из клиентов.
Перевод в другой фонд сотрудники банка осуществляли через личный кабинет клиента на сайте «Госуслуги». Для этого они попросили назвать им код из СМС. Первый клиент из объяснения оператора понял, что речь идет о некой банковской операции.
«На самом деле код сбрасывал пароль в моей учетной записи на сайте «Госуслуги», о чем меня никто не предупреждал. В общем, путем нехитрой социальной инженерии сотрудник банка взломал мой аккаунт на «Госуслугах». Далее сотрудник банка без моего ведома получил квалифицированную электронную подпись на мое имя. И заверил этой подписью документы о переходе в НПФ «Открытие» от моего имени», – пишет пользователь.
«Информирования не было»
Второму клиенту тоже ничего толком не объяснили. Его спросили только, есть ли у него аккаунт на «Госуслугах», потом начали собирать и сканировать документы, а затем запросили код из СМС.
Только потом, заглянув в почту, клиент узнал, что сотрудник банка получил в его личном кабинете сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета в ПФР, подписал электронной подписью от его имени заявления о переводе накоплений в НПФ, а также сменил пароль в аккаунте.
«Сотрудник не поставил в известность, ничего не сказал о переходе в другой фонд пенсионных накоплений, можно сказать, что обманул. Получил доступ к «Госуслугам», сделал дела, и все. А ты не в курсе. Информирования не было. Это своего рода мошеннические действия», – рассказал клиент.
Один петербуржец направил заявление в ПФР об отмене действий, произведенных сотрудником банка. Другой намерен обратиться по поводу случившегося в правоохранительные органы.
Что говорят в банке
В комментариях под записями представитель «Открытия» извинился перед клиентами за доставленные неудобства и пообещал, что будет проведена проверка.
В самом банке сообщили «ФедералПресс», что в одном из случаев «Открытие» признает вину сотрудника: «Как показала внутренняя проверка банка «Открытие», в одном из случаев при оформлении документов сотрудник банка, действительно, недостаточно четко объяснил процедуру регистрации договора. Банк принес свои извинения клиенту, в НПФ направлен запрос на аннулирование договора. По второму случаю в данный момент проверка еще не завершена, но в том случае, если информация, изложенная в жалобе клиента, также подтвердится, банк поступит аналогичным образом».
В ассоциации «Альянс пенсионных фондов» (АНПФ), куда входит фонд «Открытие», по просьбе «ФедералПресс» также обратили внимание на этот случай. В организации отметили, что НПФ несет ответственность в том числе за нарушения, допущенные его агентами. Пострадавшие могут направить в ассоциацию жалобу письмом или через официальный сайт организации, чтобы там могли разобраться в случившемся, сообщили в АНПФ.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин