Top.Mail.Ru
Экономика
Ростовская область
0

Новый толчок развития. Донские города готовы бороться за инвесторов

Ростовская область
У кого больше шансов заполучить специальные условия для привлечения инвесторов

Особая экономическая зона может появиться на территории Ростовской области. Основных претендентов на создание специальных условий для привлечения инвесторов много, но выделяют три: Волгодонск, Таганрог и Аксайский район. У кого больше шансов заполучить специальные условия для привлечения инвесторов, выяснял «ФедералПресс».

Разговоры о необходимости создания ОЭЗ на Дону ведутся на разных уровнях уже 14 лет, с момента подписания федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Процедура создания следующая: правительство региона направляет заявку с проектом особой экономической зоны, разработанную профильными региональными министерствами, в правительство России, где решают – быть или не быть ОЭЗ в регионе.

В ноябре 2018 года с инициативой создать ОЭЗ на Дону единым фронтом выступили комитет по экономической политике регионального парламента, а также минэкономразвития, минпром и Агентство инвестиционного развития Ростовской области. Тогда при участие ведомств за круглым столом были озвучены прогнозные данные: ОЭЗ может принести 4–5 % прибавки к ВВП.

Преференции, на которые могут рассчитывать инвесторы, – льготы на десятки лет по налоговым и таможенным сборам, а также финансирование мероприятий по обеспечению соответствующей инфраструктуры из средств федерального бюджета. Это позволяет возводить производства с нуля, что называется, в чистом поле. А если говорить о нашем регионе, то среди голой степи. В настоящее время всерьез рассматриваются три потенциальных инвестплощадки. Самая отдаленная из них – в крупном региональном промышленном центре, Волгодонске.

Далеко сижу

Порт пяти морей всерьез собирается претендовать на возможность создания на территории города особой экономической зоны. Весной соответствующий проект уже был направлен в минэкономразвития Ростовской области, рассказал «ФедералПресс» заместитель главы администрации Волгодонска Сергей Макаров.

«Мы свое предложение обосновали, безусловно, наличием в городе промышленности, машиностроительного кластера. Необходимо было указать некое якорное предприятие, это мы тоже обозначили. У нас имеется отведенная площадка в 300 га, вокруг которой будут формироваться и «заходить» предприятия. В прошлом году мы обсуждали возможность размещения ОЭЗ на территории Волгодонска в рамках форума торгово-промышленной палаты. У нас есть свои преимущества: наличие серьезного источника электроэнергии, наличие трудовой силы с компетенциями, наличие соответствующих учебных заведений, которые могут подготовить кадры, – учебная база ВИТИ НИЯУ МИФИ. Я понимаю, что удаленность от центра не является нашим преимуществом. Но ОЭЗ послужит толчком для развития промышленности в регионе, а значит, строительства и восстановления необходимой инфраструктуры», – рассказал Макаров.

В инвестиционном паспорте города указано, что транспортные связи обеспечивает железнодорожная станция Волгодонская СКЖД. Город пересекают четыре автомагистрали. Расположенный на территории города порт может принимать суда грузоподъемностью до 5000 тонн типа «река-море». Имеются склады для хранения угля, леса, металла и прочих контейнеров. В 14 км от города расположена Ростовская АЭС, а на территории промышленной зоны – крупное промышленное производство «АЭМ-ТЕХНОЛОГИИ».

Тем не менее, по мнению эксперта Александра Джадова, у Волгодонска мало шансов получить статус особой экономической зоны именно из-за слабой транспортной инфраструктуры, отдаленности от регионального центра в 250 км, а также отсутствия аэропорта.

Спасательный круг для депрессивной территории

Наиболее подходящей для размещения ОЭЗ площадкой может стать Таганрог, считает Александр Джадов. Как и Волгодонск, это крупный промышленный центр, но с уклоном на федеральные заводы. Тем не менее, экономика города находится в упадке, является тяжелым бременем для регионального центра. А создание особой экономической зоны подтянет социально-экономическую жизнь региона. Таганрог в этом нуждается больше.

«С точки зрения инвестиционной привлекательности это тоже Таганрог, – считает Александр Джадов. – Наукоемкое производство, образовательная база, лучшие инженерные кадры выпускаются там. К тому же, там возводится аэропорт – дублер Платова, который только улучшит ситуацию. Железная дорога там есть, выделенная трасса тоже».

Развитая инфраструктура – это неоспоримое достоинство Таганрога. На территории расположен международный морской порт, оснащенный зерновым, мазутным, контейнерным терминалами. Через город проходит железнодорожный путь, соединяющий центр европейской части России с Северным Кавказом. Из города есть доступ к трассам федерального и регионального значения М21/Е40 и М23. Тридцатиминутная доступность к региональному центру обеспечивает быстрый доступ к М-4 «Дон», связывающей Ростов-на-Дону и Москву.

Помогать не нужно, справятся сами!

Пожалуй, самым выигрышным местом с точки зрения транспортной доступности является Аксай. Здесь и новый аэропорт, и Северо-Кавказская железная дорога по территории проходит. А главное, что имеется выход к автомагистрали федерального значения М-4 «Дон», соединяющей Москву и Новороссийск. Кроме того, Аксайский район – зона с развитым агропромышленным комплексом. Именно это и непосредственная близость к Ростову понижают шансы территории стать особой экономической зоной, считает эксперт.

«Аксай может быть привлекателен в плане транспортной доступности. Здесь достаточно дешевая земля, даже без статуса особой экономической зоны. Район и без ОЭЗ прекрасно развивается последние 10 лет. Ростовчане активно покупают там землю. Аксай сейчас, что называется, на взлете. Но ввиду того, что планируется присоединение Аксая к Ростову-на-Дону, будут ли делать ОЭЗ в территории, которую присоединяют к городу? Как-то не логично это получается», – считает Джадов.

Попытка № 2

Что регион предложит на рассмотрение федеральному центру, пока неизвестно. Проекты еще не выносились на суд губернатора. Любопытный факт: первая попытка донских чиновников попасть в федеральный проект и получить серьезные преференции для потенциальных инвесторов не удалась. В 2006 году на рассмотрение для создания ОЭЗ была выдвинута инвестплощадка Красносулинского района. Задачей было дать новый виток экономического развития депрессивной «шахтерской» территории. На тот момент в этом районе были закрыты порядка 50 шахт и без работы остались более 100 тысяч человек. Но тогда проект отклонили в пользу Алабуги. И там он «выстрелил». Сегодня Алабужская ОЭЗ занимает первое место по всем показателям среди 24 созданных в России особых экономических зон. Она относится к типу промышленно-производственной и расположена в Республике Татарстан. С 2006 года в территорию резидентами были вложены 121,4 млрд рублей, запущены 30 предприятий. На Алабугу приходится 50 % доходов со всех российский особых экономических зон. Ростовская область, к слову, решила равняться именно на лидеров.

Попытка же № 1 стала поводом для создания Красносулинского индустриального парка. Инвесторами вложено в развитие производств на этой территории более 20 млрд рублей.

Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.