Во время прямой линии президента один из фермеров пожаловался Владимиру Путину, что в России очень не хватает программы поддержки производителей продуктов территориального происхождения. Президент обещал подумать над вопросом, и уже через несколько дней Минсельхоз заявил, что поддержит развитие локальных брендов российской продукции. В чем будет выражена поддержка, пока не ясно, но содействие пообещали проявить «комплексно», а в качестве удачного примера в ведомстве привели виноделие. Наравне с Кубанью здесь ведущую роль играет и Крым. Какие еще локальные продуктовые бренды есть на полуострове, насколько сложно местным производителям развивать бизнес и есть ли перспективы у гастрономического туризма в Крыму – в материале «ФедералПресс».
В Крыму туристы тратят за год 100 миллиардов на еду
На сегодня в российском госреестре наименований мест происхождения товаров (НМПТ) зарегистрировано только 35 продуктовых брендов. В их числе вологодское масло, башкирский мед, тульские пряники, астраханские арбузы и адыгейский сыр. В Минсельхозе уверены, что это крайне низкий показатель, несмотря на то что количество заявок на регистрацию продуктов растет год от года.
«Это несоизмеримо мало для такой богатой традициями страны, как Россия. В каждом регионе можно найти три-четыре продукта с географическими индикаторами, которые потенциально могут стать драйверами развития АПК и сельских территорий», – считают в ведомстве.
Такие потенциальные продуктовые бренды есть и в Крыму, считают эксперты, и речь не только о вине. Например, пахлава, ялтинский лук, крымский мед, варенье из роз, чебуреки с мидиями и авторские сыры с ароматными травами и орехами. А министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко отмечает, что гастрономический туризм может стать новым драйвером развития региона, способным обеспечить рост турпотока в Крым и создать новые рабочие места. По крайней мере, как подсчитали власти, туристы привезли на полуостров в 2018 году не менее 500 миллиардов рублей, из которых 20–30 % потратили на еду.
«Потенциал у гастрономического туризма в Крыму огромный. Крымские чаи, сыры, морские деликатесы, оливки, мед, джемы – все пользуется спросом, если гости об этом узнают. Фруктово-ягодная консервация – это прекрасный вариант для интеграции в туристическую отрасль, потому что такой продукт легко транспортировать гостю. Но у нас не так много компаний, которые специализируются на гастротуризме, так как это не высокомаржинальный бизнес. И это не экономный и не массовый вид туризма – нельзя проводить дегустацию сыров одновременно для 50 человек, потому что это музыка, это искусство», – говорит исполнительный директор ассоциации «Туристический альянс Крыма» Светлана Возная.
«Вы бы попробовали крымские маслины, греческие есть бы не стали!»
По мнению экспертов, незаслуженно обделено вниманием такое направление, как экскурсии на лавандовые и розовые поля, фруктовые плантации, агрофирмы и фермерские хозяйства. В Крыму выращивают рекордное количество наименований фруктов, ягод и овощей. Например, арбузы, инжир, персики, хурму, гранаты, киви, зизифус и даже фейхоа. На Южном берегу выращивают маслины, на Восточном – каперсы. Говорят, варенье из зизифуса прекрасно оттеняет некоторые виды крымского вина.
«В Никитском ботаническом саду выращивают и консервируют оливки, давят масло. Да, это недешево, но вкус того стоит. Вы бы попробовали крымские маслины, греческие есть бы не стали! Из греческой все масло выжмут, переработают, а потом закатают в банку, а в Крыму сняли с дерева – и сразу законсервировали. Разницу чувствуете?» – рассказывает Светлана Возная.
Одна из плодоносящих оливковых рощ в Никитском ботсаду была заложена еще в 1824 году. На территории предприятия выращивают более 40 форм маслин, а попробовать плоды собственного посола работников сада можно в дегустационном зале. Помимо маслин здесь можно узнать вкус таких экзотических продуктов, как джемы из фейхоа и инжира, компот из зизифуса, варенье из лепестков розы и травяные чаи, составленные из разных композиций крымских трав. Стоит такое удовольствие 300 рублей с человека и длится 40 минут.
Цены на крафтовую молочку туристов не пугают
Как считает глава регионального отделения Российского союза туриндустрии в Крыму и Севастополе Борис Зелинский, интерес к крымской гастрономии растет с каждым годом. И бизнес чувствует спрос.
«Гастрономическая составляющая всегда имеет важное место в любом путешествии. Крым интересен в этом плане. Наш малый и средний бизнес, чувствуя, что это направление развивается, начинает вкладывать деньги. У нас появилось много интересных производств за последние годы – виноделен новой формации, кондитерских фирм, небольших крафтовых сыроварен. Еще 10 лет назад нонсенсом было словосочетание «крымский сыр», а теперь это бренд. У нас есть чем похвастаться и местами даже удивить», – уверен эксперт.
В числе таких новых производств – «Горная сыроварня» Алексея Носырева. Это семейный бизнес, который основали несколько лет назад в селе Лучистое под Алуштой. Место удачное с логистической точки зрения – здесь проходят несколько популярных туристических маршрутов, рядом расположены Долина приведений, древняя крепость Фуна, гора Демерджи. На ферме делают авторские сыры из козьего молока, которые называют в честь местных крепостей. Например, сыр с благородной плесенью Фуна или молодой сыр Кастель с чабером и перцем. Об экскурсии на сыроварню и дегустации нужно договариваться заранее, а стоит она 700 рублей с человека. Если добавить к сырному сету набор крымских авторских вин, то цена поднимется до 1200 рублей. Но высокие цены, по словам владельца, посетителей не отпугивают.
«Как предприятие мы зарегистрировались только в прошлом году, до этого у нас было личное подсобное хозяйство. Мы чувствуем спрос на нашу продукцию. Так как мы небольшое предприятие, то попробовать сыры можно в основном у нас на производстве, но есть и несколько постоянных заказчиков – ресторанов и отелей, а также частных лиц», – рассказывает Алексей Носырев.
В Белогорском районе, в селе Зеленогорское, работает агрофирма, где по классической технологии из кобыльего молока производят кумыс, а еще сливочное масло и сыр. Здесь также делают мясные и колбасные изделия, в том числе из конины, и выращивают пшеницу для собственной пекарни. С 2014 года развивать производство помогает Башкирия, например, из дружественной республики сюда завезли несколько лошадей. Подобных мест в Крыму больше нет.
Кумыс здесь начали производить еще после войны; его поставляли в 35 крымских здравниц, где практиковалось кумысолечение. Сегодня агрофирма является градообразующим предприятием на селе и занимает 3300 га. В прошлом предприятие пережило тяжелые времена, однако ему удалось удержаться на рынке, сохранив рабочие места. В 2017 году выручка агрофирмы составила более 76 млн рублей. Но и сегодня есть проблемы – руководство предприятия отмечает, что по-прежнему не хватает воды для полива, налоговых преференций, инвестиций и льготного банковского кредитования.
«Бренд крымской устрицы просто унизили»
Владелец уникальной морской фермы по выращиванию устриц и мидий в поселке Кацивели под Ялтой Сергей Кулик сталкивается с проблемами другого рода. Более 10 лет назад Кулик стал пионером морского фермерства на полуострове, создав бренд «крымская устрица». Устрицы выращивают в России всего в нескольких местах, а о промышленных объемах пока речи не идет. Кулик мечтал исправить ситуацию. Но вот уже несколько лет он воюет с местными властями за собственный бизнес.
«Для промышленного выращивания мидий и устриц нужно три фактора: наличие плантации, специализированного плавсредства и береговой базы, где будут поднимать продукцию и лодку на время штормов, которые длятся практически 8 месяцев в году. При Украине я создал акваферму и купил лодку, а вот береговую базу сделать не успел, хотя и купил подъемный кран. Сегодня мне не дают переподписать украинский договор аренды на территорию базы, судимся уже 4 года. Теперь акваторию не могу переоформить, закон не позволяет, поэтому у меня тоже идут суды. Говорят, что я должен прийти на аукцион и сам свою плантацию устриц выкупать», – рассказывает Сергей Кулик.
Рестораторы Москвы и Санкт-Петербурга выстраивались в очередь за сладкой и мясистой устрицей с приятным послевкусием и без характерного рыбного запаха, однако начать поставки на материк так и не удалось – слишком малые объемы производства. Сегодня устрицы из Кацивели идут в основном в 5-звездочные отели Ялты и для собственного ресторана Кулика. Стоит один моллюск в розницу от 230 до 290 рублей, оптом дешевле – по 180 рублей.
За последние пару лет у устричной фермы появилось несколько конкурентов, которые используют упрощенную технологию выращивания моллюсков и потому продают по сниженной оптовой цене – в районе 100–120 рублей за штуку.
«Конкуренты рассуждают: зачем три года выращивать устрицу, если можно привезти дикую устрицу с Дальнего Востока, высадить здесь, слегка опреснить и потом продавать как крымскую? Бренд крымской устрицы просто унизили, я считаю. В Москве мне говорят, что, мол, наелись крымских устриц, но они их не пробовали! Вкус у местных и привезенных устриц отличается разительно – вот есть «Жигули», а есть «Мерседес», – говорит владелец аквафермы.
Крыму нужен пиар
Эксперты сходятся в одном – развивать гастрономический туризм и продвигать кулинарные бренды нужно параллельно с комплексной поддержкой бизнесменов, улучшением логистики и инфраструктуры. Сегодня в регионе работает несколько программ поддержки и продвижения местных локальных производителей сельскохозяйственной продукции. Например, программа «Поддержка начинающих фермеров», предоставляющая гранты на создание и развитие крестьянских хозяйств. Выделяется также грант на развитие семейных животноводческих ферм, а также идет субсидирование сельскохозяйственных коопераций.
«Неплохие деньги дают. Но не все умеют их брать. Мы стараемся помогать людям с оформлением документов. Есть еще предубежденность по поводу коопераций, которым в основном и дают субсидии, а зря. Программы работают, насколько эффективно – это уже другой вопрос», – отмечает генеральный директор межрегиональной общественной организации «Ассоциация предпринимателей Республики Крым и города Севастополь» Гирей Бекиров.
Однако Бекиров говорит, что основная проблема гастротуризма – это пиар крымских брендов и продуктов. Многие россияне просто не знают, что в Крыму можно посмотреть и что попробовать, а гастрономические туры практически не сформированы как продукты.
«Когда президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров приезжал к нам – говорил, что в шоке от того, какие продукты у нас есть и об этом никто не знает. Над рекламой нужно работать, ведь у нас много уникальных брендов. Например, только в одном месте вы можете попробовать самсу из цельного куска мяса на бараньей косточке – в Евпатории на центральном рынке. Туда чиновники из правительства возят высокопоставленных гостей, чтобы их удивить. Или маленькая кондитерская «Мадам Жужу» с их крошечными эклерами ручной работы. Все эти места – жемчужины, и о них нужно рассказывать», – уверена Светлана Возная.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин