Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Добивайтесь возбуждения уголовных дел». Зачем Чайка собрал прокуроров в Москве

Юрий Чайка
Генпрокуратура ужесточает контроль за безопасностью на дорогах.

Не успел Госсовет обсудить проблемы качества российских дорог и обеспечения безопасности на них, как тему подхватила Генеральная прокуратура. Во вторник Юрий Чайка собрал на Петровке заместителей и руководителей региональных ведомств. К прокурорам присоединились и высокопоставленные чиновники. О проблемах, подходах к их решению и о том, на что настроил Чайка подчиненных – читайте в материале «ФедералПресс».

Коллегия Генпрокуратуры РФ сегодня была посвящена одному-единственному вопросу – состоянию законности и практике прокурорского надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Напомним, на прошлой неделе тема стала ключевой на заседании Госсовета и на семинаре-совещании для губернаторов, который прошел накануне.

Генпрокурор России Юрий Чайка уже в начале коллегии заявил, что «достаточных мер по улучшению ситуации на дорогах, снижению и предотвращению аварийности уполномоченными органами не принимается». Это касается и колоссального объема дорог, которые не соответствуют нормативным требованиям, и многочисленных случаев коррупции при ремонте, строительстве и содержании автодорог, и подготовки водителей в автошколах, и фальсификации медицинских справок, и отсутствия должного надзора за транспортом в сфере пассажирских перевозок.

Любопытно, насколько по-разному звучат цифры статистики из уст прокуроров и ответственных за безопасность на дорогах. Юрий Чайка, к примеру, привел, что называется, голые факты – 37 тысяч погибших за два года и около 500 тысяч пострадавших в ДТП. Ужасающая картина. По сути, те же данные от министра транспорта Евгения Дитриха звучат уже по-другому, более презентабельно, можно сказать. Дитрих подчеркнул, что «наблюдается устойчивая тенденция к снижению аварийности на дорогах»: в прошлом году количество ДТП сократилось на 8%, а число погибших снизилось на 4%, пострадавших – на 0,2%. Вроде бы и проценты не велики, а какое-то удовлетворение у чиновников они все же вызывают.

Позитивный настрой министра поддержал первый зам главы МВД России Александр Горовой, заявивший, что число погибших сокращается благодаря совместной работе двух ведомств – МВД и Минтранса.

Впрочем, планы по достижению национальной цели – «выйти на нулевой уровень смертности на наших дорогах» – даже в самых оптимистичных прогнозах вызывают больше сомнений. Слишком большой пласт годами не решаемых проблем.

Состояние автодорог (а ведь именно на это каждый водитель обращает внимание в первую очередь) – это далеко не единственная беда. Первый заместитель генпрокурора России Александр Буксман заявил об отсутствии должного взаимодействия между МВД и Минздравом в части обмена информацией о нарко- и алкозависимых. А отсюда и еще одна проблема – продажа через интернет поддельных медицинских справок. Другими словами: сотрудники ГИБДД не имеют доступ к базам данных наркологических диспансеров и не могут проверить, состоит водитель на учете или нет. Медработники, в свою очередь, ссылаются на врачебную тайну. Но, по словам первого зам главы МВД Горового, полицейские «не претендуют на медицинскую тайну». «Нам нужен ответ да или нет – имеет право человек быть допущенным к управлению или нет», – пояснил Горовой.

Пока в верхах спорят, что первично – врачебная тайна или безопасная дорога, ясно одно: если не найти решения этой проблемы сегодня, число наркоманов и хронических алкоголиков на российских дорогах будет только возрастать.

Отсутствует, по словам прокурора Александра Буксмана, и взаимодействие между МВД и Федеральной службой судебных приставов (ФССП). В результате, злостные нарушители правил дорожного движения остаются безнаказанными – приставы просто-напросто не взыскивают с них штрафы.

По всей видимости, в обозримом будущем может быть снята проблема, связанная с пассажирскими перевозками. По словам Александра Буксмана, автобусы часто выпускаются на трассу с различными неисправностями, водители не проходят медосмотры перед рейсами. Вопиющий факт привел первый замглавы МВД Александр Горовой: автобус с детьми, попавший в страшное ДТП в Калужской области в феврале этого года, техосмотр прошел… в Норильске, по словам Горового, «куда даже дорог нет».

Глава Минтранса РоссииЕвгений Дитрих, впрочем, поспешил успокоить: работа по лицензированию автобусных перевозок уже началась. В течение ближайшего месяца добросовестные перевозчики получат разрешения. Со всеми остальными придется работать. Дитрих попросил прокуроров помочь в выявлении нелегалов и «удалении их с рынка».

Борьбу Минтранс начинает и с конспираторами на дорогах, но не только с теми, что в погонах и прячутся в кустах сами и скрытно устанавливают радары, но и с теми, кто намеренно закрывает (замазывает, залепляет) регистрационные знаки на своих авто.

А еще активизируется борьба с теми, кто намеренно чрезмерно нагружает свой автомобиль, в результате чего масса груза может превышать допустимые показатели в 3-4 раза. Естественно, о сохранности дорог при этом говорить не приходится. «Мы просили бы помощь всех структур в нахождении способа заставить водителей таких ТС соблюдать закон. Можно предложить конфискацию транспортного средства и груза за значительный перевес», – обратился к прокурорам Дитрих.

Как бы представители исполнительных и надзорных органов ни показывали свои наработки и подвижки в решении проблем, выслушав все стороны, генпрокурор Юрий Чайка был категоричен: органы прокуратуры должны жестко контролировать дорожную сферу и не менее жестко реагировать на любые правонарушения. Прокурорам дано указание усилить контроль за расходованием бюджетных средств на ремонт и содержание дорог, выделенных в рамках реализации нацпроекта. А при выявлении фактов коррупции – добиваться «привлечения виновных лиц к уголовной ответственности». Еще одно требование Чайки – уделять внимание организации пассажирских перевозок, особенно, перевозок детей (проверки соблюдения графиков работы водителей и состояния их здоровья, технического состояния транспорта). Несладко придется и продавцам медицинских справок – их деятельность планируют жестко пресекать.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.