Top.Mail.Ru
Общество
Краснодарский край
0

Водители против пассажиров. В Краснодаре возвращают проект выделенных полос

Выделенные полосы
Они начнут работать уже в июле

Эксперты Высшей школы экономики в мае представили программу развития транспортной инфраструктуры Краснодара на 15 лет – до 2034 года. Еще на стадии проработки мэр Евгений Первышов оговаривался, что жителей ждут в том числе и непопулярные меры, но они обязательны в войне с пробками. Одна из таких мер – создание выделенных полос для общественного транспорта. Уже в июле, то есть буквально через несколько недель, начнут работать первые из них. «ФедералПресс» разбирался, на каких участках будут созданы «выделенки» и как это повлияет на дорожную ситуацию. Тем более, что был негативный опыт с улицей Северной.

Специалисты Высшей школы экономики предложили масштабный комплекс мер для улучшения дорожной ситуации. Они уточнили, что с пробками окончательно справиться не получится. Но если ничего не делать, то город рано или поздно встанет окончательно. А определенные меры помогут улицам двигаться.

«Конечно, нам необходимо уменьшать пробки. Если мы говорим об экономически развивающемся городе, о комфортном городе, пробки – это серьезный фактор, который уже вредит и развитию экономики Краснодара, и комфорту жителей. Работа сложная, комплексная, состоящая из многих элементов и задач, связанных друг с другом. Часть из необходимых мер, конечно, будут непопулярными. Но сами по себе 10-балльные пробки уже такая ситуация, которую кроме как «куда уж хуже» не назовешь», – сказал Евгений Первышов во время выступления на форуме «Гражданская солидарность».

Проекты уже проваливались

Одной из стратегий является создание выделенных полос для общественного транспорта. Этой практикой пользуются в сотнях городов во всем мире. И в Краснодаре в том числе. Улицы Мира, Октябрьская, Седина, Ставропольская. Всего около 10 километров. В 2014 году пытались выделить полосу для общественного транспорта на улице Северной. Однако проект с треском провалился.

Все привело к тому, что улица Северная и смежные улицы стояли в беспрецедентных пробках. Особых улучшений в работе общественного транспорта также не было. Проект отменили и сослались на его плохую проработку.

Директор по решениям в области общественного транспорта ООО «А+С Транспроект» Владимир Валдин, который презентовал проект по созданию выделенных полос для общественного транспорта, сказал, что от «выделенок» никуда не деться. Если общественный транспорт так же будет стоять в пробках, то выбор очевиден. А если он получит преимущества, будет комфортным, то многие водители предпочтут его своим автомобилям, поскольку сэкономят не только время, но и деньги.

Мало того, что автобусы, троллейбусы там, где они остались, и маршрутки будут ходить по расписанию, это также поможет вывести на линию больше единиц техники и перевести больше людей с большим комфортом. Так планируется.

Где и когда появятся «выделенки»

Новые выделенные полосы начнут появляться в июле. Их запуск будет проводиться последовательно. Процесс закончится в августе. По данным пресс-службы городской администрации, специалисты уже начали работать на соответствующих участках дорог. Там установят дорожные знаки и сделают разметку.

На очереди еще 10,5 километра «выделенок» на пяти участках. Это Проспект Чекистов, 1 Мая, Тургенева, Тюляева и Северная. Всего же запланировано, что выделенные полосы появятся на 22 участках улиц, а их общая протяженность составит приблизительно 58 километров.

«Проведенный анализ дорожно-транспортной ситуации показал, что на этих участках дорог крайние правые полосы, которые планируется предоставить под выделенные для общественного транспорта, как правило, в течение всего дня заняты припаркованными автомобилями и не используются для движения. Поэтому их выделение для автобусов и троллейбусов существенно не повлияет на пропускную способность дорог», – прокомментировал директор городского департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Архипов.

Первыми станут улицы Северная и Проспект Чекистов. «Выделенки» заработают уже до 20 июля. По Северной выделенная полоса появится на участке от Рашпилевской до Тургенева в обоих направлениях. На Проспекте Чекистов – от переезда через трамвайные пути при движении в Юбилейный микрорайон до храма Рождества Христова по кольцу и обратно.

До 30 июля заработает «выделенка» по 1 Мая от Черкасской до 40-летия Победы. До 10 и 20 августа запланировано открытие полосы для общественного транспорта по улицам Тюляева от Уральской до Сормовской по обеим сторонам, а также по Тургенева от Дальней до Дзержинского соответственно при движении к последней.

Провалившаяся «выделенка» по Северной

13 октября 2014 года на улице Северной организовали выделенную полосу для общественного транспорта. В отличие от нынешнего проекта, она была на участке от Красноармейской до Школьной.

С первых дней дорожная ситуация резко ухудшилась. Северная и смежные улицы встали в довольно серьезных пробках. Автовладельцы начали жаловаться. Александр Ткачев, который тогда занимал должность губернатора Краснодарского края, обратился к мэру Владимиру Евланову и сказал, что специалисты должны со всей серьезностью отнестись к изучению ситуации.

Владимир Архипов, который тогда занимал должность заместителя департамента дорожного хозяйства, при Первышове он его возглавил, говорил тогда, что резко выросшие пробки – переходный период. Со временем ситуация улучшится.

Водители спустя несколько дней разозлились до такой степени, что готовы были устраивать акции протеста, например, сигналить, проезжая по Северной мимо перекрестка с Леваневского. Там находится Центр мониторинга дорожного движения и транспорта.

Но не пришлось. «Выделенка» просуществовала неделю. Поздно вечером 22 октября Александр Ткачев заявил, что идея с выделенной полосой провалилась. Кстати, после ее отмены дорожная ситуация относительно нормализовалась.

«Выделенка» сделает город лучше

Урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман утверждает, что правило выделенной полосы простое. Если на улице появляется пробка, то нужно улучшать движение общественного транспорта. Чаще всего это делается именно через создание отдельной полосы для него, оптимизацию расписания, обновление подвижного состава и так далее.

«Главное, чтобы общественный транспорт не зависел от пробок, иначе им никто не будет пользоваться. А когда делаем «выделенку», то повышаем эффективность имеющейся дороги, потому что по одной полосе в автомобилях проезжает около 1000 человек, а по «выделенке» в автобусах или троллейбусах проезжает около 10 000 человек. Это простая математика, а задача – перевезти как можно больше людей в ограниченном пространстве», – сказал Гершман.

Проблему выделенных полос Гершман видит в неумении чиновников работать с жителями. Кстати, мэрия Краснодара начала мощную пиар-акцию, предваряющую внедрение отдельных полос для общественного транспорта. В автобусах, троллейбусах и трамваях голос диктора утверждает, что это удобно, быстро и безопасно. Помимо этого, напечатали информационные буклеты, которые раздавались на улицах.

Из-за недостатка информации многие воспринимают нововведения как ущемления прав автомобилистов. Но суть в том, утверждает Гершман, что никаких прав автомобилистов нет, а пробки в городе можно победить только тогда, когда будет удобная пешеходная инфраструктура, велосипедная инфраструктура и надежный общественный транспорт.

Люди должны видеть преимущества общественного транспорта, на котором можно без пробок, быстро и с комфортом доехать, например, до работы. На машине же придется стоять в пробке, потом искать парковочное место и платить за него. Только при выполнении этих условий общественный транспорт сможет конкурировать с машинами.

Гершман добавил, что выделенные полосы делаются не только на широких дорогах с тремя и более полосами для движения в одну сторону. Даже если две полосы в одну сторону, то одну можно спокойно отдать под «выделенку». Такая практика есть Москве и многих других городах.

По мнению урбаниста, даже на улицах с двухполосным движением можно сделать «выделенку». Просто закрыть транзит автомобилей по одной из них. Подобная схема действует, например, на улице Октябрьской в Краснодаре.

«Да, подобные меры могут ухудшить положение автомобилистов, но это сделает город лучше и надежнее. Задача городских властей – создать такие условия, чтобы пассажиры общественного транспорта не страдали и у них была альтернатива стоянию в пробках в автомобилях», – закончил Гершман.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.