В Европе назревает еще один скандал. Немецкое издание FAZ пишет о новой угрозе, связанной с поставкой «грязной» нефти европейским потребителям. Журналисты выяснили, что теперь в деле с хлорорганикой в нефтепроводе «Дружба» появились новые фигуранты – польские компании. К чему может привести очередной виток скандала и как удалось не допустить дефицита нефтепродуктов в Германии – в материале «ФедералПресс».
FAZ – общественно-политическое издание Германии – накануне вышло с материалом о новом повороте в деле о загрязнении хлорорганическими веществами экспортной нефти из России. «Похоже, конфликт ожидает новая фаза. На этот раз между польским оператором линии Pern и его потребителями в Германии. Последние жалуются, что нефть, поступающая в Германию, имеет более низкое качество, чем нефть, полученная Польшей из России», – отмечает СМИ.
По сообщениям источников немецкого издания, нефть снова, хотя и не так сильно, загрязнена хлоридами. Однако источник загрязнения уже не в России, а в Польше. «Самое простое объяснение состоит в том, что там новая нефть смешивается с хранящимся в резервуарах загрязненным сырьем из старых партий. Операторы нефтеперерабатывающих заводов негодуют. У них уже есть плохой опыт смешивания нефти с чрезмерным содержанием хлоридов в последние месяцы, из-за этого оборудование заводов также частично подверглось воздействию агрессивных кислот», – отмечают журналисты FAZ.
Директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко не исключает, что «с польским оператором трубы – компанией PERN – ведутся переговоры о том, чтобы она поучаствовала в прибыльном бизнесе по так называемому компаундированию, доведению «грязной» нефти до относительно приемлемых характеристик и ее сбыту потребителям с небольшим дисконтом». «Это будет совсем не то качественное сырье, которое сдается в трубу добычными компаниями. Следовательно, их репутация в глазах европейских покупателей опять может пострадать. Они, разумеется, в этом не заинтересованы и принимают все необходимые меры, чтобы серые схемы транспортных компаний не сработали», – отмечает эксперт.
Казалось бы, какой смысл в компаундировании? Очень простой: для «Транснефти» это источник неподконтрольной прибыли.
Не является особым секретом тот факт, что добываемая российскими компаниями нефть изымается из трубопровода «Дружба» и отправляется на множество мини-заводов, прилепившихся к «Транснефти». Они извлекают из нее легкие фракции, закачивая обратно в «Дружбу» отходы своей перегонки и посторонние примеси. В результате поляки обнаружили в нефти, прокачиваемой по трубе, хлороформ и иные нефтехимические ингредиенты, которых при обычных обстоятельствах в ней быть не должно.
«Ситуация с «Дружбой» – прямой результат компаундирования. При этом публично объявляется, что единственным средством устранения результатов компаундирования является, представьте себе, компаундирование. Мастерство «Транснефти» в том, что, попав в скандальную ситуацию, она технично и последовательно превращает ее в источник извлечения дополнительной выгоды для себя», – констатирует Олег Бондаренко.
«Единственная удобоваримая версия фантастического рецидива с «грязной» нефтью – это подтверждение информации о том, что «Транснефть» ведет переговоры с польскими партнерами о создании на территории Польши так называемых хлорных банков – специальных центров по компаундированию загрязненного сырья с качественной нефтью для снижения концентрации агрессивных соединений», – поясняет Бондаренко.
FAZ отмечает, что снижение качества нефти на участке, который контролирует польский оператор трубопровода, беспокоит владельцев немецких нефтеперерабатывающих заводов, таких как «Роснефть», Shell и Eni в Шведте и Total в Лойне. «Тема «Дружбы» также обсуждалась в среду в Шведте во время рабочего визита главы «Роснефти» Игоря Сечина», – говорится в статье.
В сообщении «Роснефти» говорится, что «в соответствии с поручением руководства страны по ужесточению контроля за качеством нефти приняла решение привлечь профессиональные компании-сюрвейеры на всех этапах транспортировки сырья».
«Российские и европейские потребители должны быть уверены, что полученное ими сырье полностью соответствует качественным характеристикам нефти, которую «Роснефть» сдала в трубопроводную систему», – отмечается также в заявлении компании.
«Самое важное из того, что озвучила «Роснефть», – это новая система контроля на всех этапах транспортировки нефти, которая будет введена по поручению руководства страны. Действительно, компании-грузоотправители должны следить за тем, чтобы потребители получали не суррогат, а то сырье, которое они сдали в трубу. Транспортников необходимо контролировать – что называется, «следить за руками», чтобы они не бодяжили, а также в нынешней ситуации не пытались заработать на огромных объемах нефти, зараженной хлорорганикой, а решали бы проблему грамотно в интересах всех участников рынка», – заявил старший аналитик WMT Валерий Андрианов.
На совещании в немецком городе Шведт Игорь Сечин поблагодарил руководство и персонал завода «PCK», а также сотрудников Rosneft Deutschland за своевременно принятые меры, которые позволили избежать повреждения оборудования и остановки предприятия, исключить возможность нанесения ущерба окружающей среде вследствие поставок «суррогатной» нефти по трубопроводу «Дружба», а также в полном объеме обеспечить потребителей Германии продукцией надлежащего качества.
«Роснефть» гарантирует своим потребителям «надежность и качество поставок нефти и нефтепродуктов в России и Германии». «Видимо, это означает, что в случае сомнений другие партии будут отклонены», – отмечает немецкое издание.
На сегодняшний день НПЗ в Шведте работает с максимально возможной мощностью, потребности немецкого рынка полностью удовлетворяются. Это происходит благодаря тому, что «Роснефть» с учетом ограничений по поставкам нефти по системе «Дружба» недостающие объемы поставляет через порт Росток. Несмотря на сложную логистику, эти поставки гарантируют загрузку НПЗ.
Более того, завод «РСК» и немецкий оператор трубопровода «Дружба» Mineralölverbundleitung GmbH (MVL) приняли на себя часть загрязненной хлорорганическими соединениями нефти, чтобы освободить трубопроводную систему и обеспечить возможность прокачки качественного сырья.
По словам генерального директора Rosneft Deutschland Брайана Честермана, «в министерстве экономики и энергетики Германии отметили, что благодаря значительному вкладу Rosneft Deutschland ситуация на восточногерманском рынке, в отличие от других регионов, где проходит трубопровод «Дружба», была стабилизирована и для решения проблемы «суррогатной» нефти не потребовалось использовать государственные резервы».
Сколько продлится ситуация с «грязной» нефтью в трубопроводе «Дружба» и когда в Европу пойдет чистое сырье? Это главные вопросы, на которые пока никто не может дать точных ответов.
«Проблема еще очень далека от разрешения, что бы ни говорила «Транснефть». Чтобы ее решить, потребуются не месяцы, а годы. Рассказывая о том, что трубопроводные поставки полностью восстановлены, компания, очевидно, выдает желаемое за действительное. Неудивительно, что немецкий завод «Роснефти» получает значительные объемы сырья по логистически сложному маршруту через порт Росток. И, думаю, еще долго будет вынужден использовать этот маршрут, чтобы полностью удовлетворить потребности рынка Восточной Германии в качественных нефтепродуктах», – резюмирует Валерий Андрианов.
Фото: пресс-служба СГТУ им. Гагарина Ю. А.