Авиакомпания «Ямал» в своем годовом отчете сообщила, что не может использовать половину самолетов модели Sukhoi Superjet 100 из-за дефектов. Таким образом часть лайнеров сейчас простаивают в ангаре. В авиакомпании на этом фоне сообщают об убытках. По слухам, «Ямал» может даже отказаться от данной модели, заменив на более рентабельный аналог. При этом все опрошенные эксперты настаивают, что Sukhoi Superjet 100, несмотря на все последние происшествия, – это надежный самолет, а проблемы кроются совсем в другом. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Тяжелые времена для SSJ 100
Sukhoi Superjet 100 – это первый гражданский самолет, который был разработан в современной России. Он пришел на смену устаревшим моделям «Ту». SSJ 100 называли гордостью российской авиапромышленности и возлагали на него большие надежды. Однако, несмотря на это, модель имеет ряд недостатков. Неслучайно за последнее время репутация SSJ 100 сильно пострадала. Достаточно вспомнить трагедию в Шереметьеве 5 мая этого года, когда из 78 пассажиров после пожара на борту выжили только 37 человек.
Помимо этого ЧП, были и другие случаи экстренных посадок с неисправностью самолетов SSJ 100. Последний раз это произошло в июле, когда Sukhoi Superjet 100 приземлился также в Шереметьеве с неисправной системой наддува кабины. Общественность удивило произошедшее: очевидно, что после крушения в мае авиалайнеры такого типа проходят особенно тщательную проверку, но даже это не помогло.
Власти РФ не наложили запрет на эксплуатацию пассажирских бортов SSJ 100, что вызывает удивление у россиян. Сбербанк провел опрос «Потребительский индекс Иванова», согласно которому оказалось, что после майской трагедии в Шереметьеве треть пассажиров боится летать на отечественных авиалайнерах, а старается выбирать иностранные борты.
Вторым по величине эксплуатантом самолетов Sukhoi Superjet 100 после «Аэрофлота» является авиакомпания «Ямал». У нее, по данным на 2019 год, 15 таких лайнеров. Все они были взяты в лизинг по контракту с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). После крушения в Шереметьеве в авиакомпании заявили, что будут усиливать меры безопасности при выполнении рейсов и ограничивать полеты. Отказываться полностью от SSJ 100 «Ямал» не стал.
Дефекты, простои и переплата
Однако, судя по всему, в авиакомпании недовольны самолетами Sukhoi Superjet 100. На днях был обнародован отчет за 2018 год, в котором руководство «Ямала» раскритиковало борты SSJ 100. В частности, компания заявила о плохом качестве двигателей и их низкой эксплуатационной надежности. Как говорится в отчете, специалисты инженерно-авиационной службы обнаружили у «Суперджетов» такие дефекты, которые могли привести к происшествиям.
Согласно документу авиакомпании, самолеты SSJ 100 попадали в ЧП чаще других. В 2018 году у «Ямала» из 11 инцидентов шесть произошло именно на них. Причины, утверждают в авиакомпании, те же – различные дефекты.
Сейчас половина самолетов Sukhoi Superjet 100 простаивает в ангарах. «Многочисленные конструктивно-производственные дефекты двигателя и систем ВС, а также неудовлетворительная послепродажная поддержка со стороны производителя позволяют поддерживать в состоянии летной годности не более семи-восьми самолетов», – говорится в документе.
При этом в АТК «Ямал» утверждают, что деньги за лизинг приходится платить за все 15 самолетов, даже если они стоят поломанные. Арендная плата за все Sukhoi Superjet 100 составляет 2,2 миллиарда в год. При этом ежегодно сумма увеличивается на 34 миллионов рублей. В итоге, говорят в авиакомпании, за год они теряют до миллиарда рублей.
По информации инсайдеров, учитывая все это, авиакомпания «Ямал» хотела бы пересмотреть условия лизинга, но ГТЛК не соглашается. Все это может привести к тому, что авиакомпания вообще перестанет брать себе в парк Sukhoi Superjet 100.
«У SSJ 100 все хорошо в воздухе, но плохо на земле»
Руководитель аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев заявил «ФедералПресс», что полностью заменять самолеты Sukhoi Superjet 100 на другую модель имеет смыл только через несколько десятилетий. Сейчас, по его словам, они работают ничуть не хуже западных конкурентов. Авиаэксперт обратил внимание, что в ходе предварительного расследования катастрофы в Шереметьеве не было сделано никаких замечаний в адрес воздушного судна. По его словам, фактов о том, что самолет небезопасен, не было выявлено и по другим инцидентам.
Однако, подчеркнул Олег Пантелеев, есть другая ключевая проблема Sukhoi Superjet 100. В частности, по словам авиаэксперта, речь идет об обслуживании судна – отсутствии необходимого ремонта. «В данном случае все зависит только от того, приносят ли самолеты прибыль авиакомпании. Учитывая, что претензий к конструкции воздушного судна сейчас официально нет, это единственный действительно значимый фактор, на который перевозчик ориентируется. У самолета SSJ 100 все хорошо до тех пор, пока он летает. Необходимо устранить проблемы, связанные с организацией обслуживания его после продажи. В частности, решить вопрос с наличием на складах необходимых запчастей и осуществить оперативный ремонт, чтобы самолеты могли больше летать и зарабатывать для авиакомпании, нежели простаивать на земле в ожидании проведения обязательных работ», – пояснил Олег Пантелеев.
Кандидат экономических наук, профессор РАНХиГС Юрий Юденков разделяет мнение Олега Пантелеева, что проблемы авиакомпании «Ямал» с SSJ 100 именно из-за нехватки запчастей и логистики поставки их. «Я считаю, что компания-разработчик должна была предусмотреть, что изначально потребуется больше внимания самолетам. Модель неплохая, просто не хватает запчастей, а также людей, которые бы разбирались в состоянии самолетов», – отметил экономист.
При этом Юрий Юденков заявил, что авиакомпании «Ямал» сейчас так просто не отказаться от самолетов Sukhoi Superjet 100, заменив их на другую модель. По его словам, это дорогостоящая процедура, к тому же возможны определенные штрафы в случае преждевременного отказа от лизинга.
Экономист, ответственный редактор научного журнала «Маркетинг и Логистика» Александр Арский высказал мнение, что проблемы с запчастями для Sukhoi Superjet 100 связаны с ростом потребности на них не только в России, но и за рубежом. По его словам, создавать в больших объемах резервы было невыгодно, так как это снижает экономическую эффективность для авиастроителей.
Именно поэтому, считает Александр Арский, переоснащать авиакомпанию «Ямал» все-таки стоит. «Это уже давно назревшая необходимость. Ее даже можно назвать проблемой в условиях санкционного давления. Что касается самой модели SSJ 100, то она вполне надежная, ничем не отличается от других зарубежных аналогов. Естественно, что любая новая модель самолета доводится до оптимального функционала годами. И российский самолет не исключение. Проблемы только с запчастями», – заключил экономист.
Фото:yamal.aero, ФедералПресс/Евгений Поторочин