В четверг, 18 июля, депутаты Госдумы РФ проголосовали во втором чтении за принятие поправок к закону «Об автодорогах и дорожной деятельности». Новация наделала немало шума в СМИ. Однако «ФедералПресс» узнал у парламентариев подробности о сути закона. И выяснил – о пугающих заголовках можно забыть. Для рядовых россиян проезд по таким дорогам будет бесплатным. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В четверг, 18 июля, депутаты Госдумы РФ во втором чтении утвердили поправки к закону «Об автодорогах и дорожной деятельности». Документ смягчает условия строительства платных дорог в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним субъектах.
Теперь «на северах» можно будет строить платные дороги, мосты и транспортные сооружения, не предоставляя альтернативной дороги. Сейчас закон требует обязательную альтернативу.
Смягчение правил призвано помочь Крайнему Северу – строительство дорог здесь крайне дорогостоящее. Поэтому снятие такого обязательства сделает инфраструктурные проекты «на северах» доступнее, уверены разработчики.
Формулировка прозвучала пугающе. Некоторые издания накануне писали, что платными станут все дороги на 70 % территории страны.
«Нет, это не так, такого не будет», – коротко и категорично прокомментировал ситуацию депутат Госдумы РФ, член комитета ГД по транспорту и строительству Павел Федяев.
Сколько в России платных дорог?
При внимательном изучении поправок становится очевидно – жителям Крайнего Севера нечего бояться.
Нововведение действительно относится к большим по площади регионам – 21 субъект РФ. В сумме эти регионы занимают около 70 % территории страны. Это преимущественно Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Однако важный нюанс в том, что сейчас на их территории платных дорог в принципе крайне мало. По данным Росстата на конец 2018 года, в России – 1,5 млн километров дорог. Согласно справке ТАСС, на январь 2018 года во всей стране было построено 1,1 тыс. километров платных дорог – а это лишь 0,07 % от общего числа.
Более того – подавляющее большинство таких дорог расположены вовсе не на Крайнем Севере, а в европейской части страны. Длина одной только трассы – «Дон» – составляет 563 километра. Дорога пролегает в Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областях.
О чем тогда идет речь?
Строить платные дороги без альтернативы разрешат только в том случае, если проект будет реализован за счет частных инвесторов или с участием частных инвестиций (к примеру, на основе концессии, государственно-частного партнерства).
Примером такого проекта может послужить мост через Пур на Ямале. Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов нашел инвесторов для строительства моста. И сэкономил округу 9 млрд рублей.
Важная оговорка – речь идет только о новых проектах. «Если концессия была заключена 10 лет назад, сейчас нельзя будет начать взимать деньги с пользователей автодороги», – уточнил Павел Федяев.
Парламентарии максимально уточнили и расширили перечень транспорта, которому разрешат бесплатный проезд.
«Когда мы принимали законопроект в первом чтении в редакции правительства, в нем было написано: «Частные дороги могут не иметь альтернативы, и по ним разрешено бесплатно ездить только личному транспорту». Что нас смутило? Наши коллеги задали вопрос: «Почему только личный транспорт? А как же все остальные виды транспорта – мотоциклы, автобусы, полиция, военные, скорая, пожарные?» – рассказал Павел Федяев.
Депутаты внесли обширный и подробный список исключений. Бесплатно могут ездить легковые авто, мотоциклы, гужевой транспорт, автобусы, любой медицинский транспорт и транспорт правоохранителей и военных. Не будут облагаться платой и социально важные большегрузы – к примеру, фуры, которые везут жизненно необходимые товары.
«Мы считаем, пусть дорога на Крайнем Севере будет, и пусть она будет платной – чудес на свете не бывает. Но мы постарались максимально сделать так, чтобы граждане не пострадали», – подчеркнул Федяев.
Решать, кто ездит бесплатно, а кто – нет, будет правительство РФ и сами регионы. Однако бесконтрольного ценообразования не будет – стоимость проезда можно установить только по методике Минтранса РФ. Помимо министерства, за соблюдением этого норматива жестко следят контролирующие инстанции.
«В Минтрансе лежит более 20 проектов почти на полмиллиарда – и люди готовы приступить к их реализации, но у них нет видения окупаемости инвестиций. Таким образом мы позволяем и построить объект, и инвестору вернуть затраты», – резюмировал Павел Федяев.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих