В Крыму завели очередное дело против чиновников-коррупционеров. За взятку задержана глава администрации Ленинского района Светлана Иванова. Сумма, за получение которой чиновнице грозит от 7 до 12 лет лишения свободы, по крымским меркам довольно скромная – всего 189 тысяч рублей. Ее более высокопоставленные коллеги брали миллионами. Почему Крым – один из лидеров по количеству арестов коррупционеров, какую роль в этом играет глава региона и как сложилась судьба задержанных – в материале «ФедералПресс».
Ошибочка вышла
Одним из самых первых громких дел стало задержание крымским УФСБ в июне 2015 года республиканского министра промышленной политики Андрея Скрынника. Ему предъявили обвинение в пособничестве мошенничеству, в результате чего было похищено госимущество в Бахчисарайском районе на сумму свыше 48 млн рублей. Речь шла о незаконной перерегистрации государственной собственности в частную.
Сергей Аксенов публично защищал Скрынника, которому на тот момент грозило лишение свободы сроком до 10 лет. Однако его оправдали и тихо уволили «по собственному желанию». Спустя несколько недель Аксенов изменил свою позицию и даже инициировал прокурорскую проверку деятельности экс-министра, вменяя тому в вину бардак с национализированными рынками, так и не поставленными на госучет. Для Скрынника проверка прошла без последствий. Сегодня он является исполнительным директором крымского отделения «Деловой России» и активно комментирует в СМИ и соцсетях ситуацию на полуострове.
Крыша для сына
На следующий день задержали начальника управления Федеральной налоговой инспекции в Крыму Николая Кочанова, которого называли верным соратником и кумом Сергея Аксенова. Его взяли с поличным при попытке подкупа сотрудника ФСБ, который за «вознаграждение» в 300 тысяч рублей должен был скрыть нарушения, выявленные в ходе проверки прокуратурой фирмы «Симстройтранс». Компания без разрешительных документов вывозила тысячи тонн песка из Багеровского карьера для застройки южного побережья полуострова.
Как утверждает ряд СМИ, с фирмой «Симстройтранс» был связан сын главного крымского налоговика. Компанию оштрафовали на 1 млн рублей, а Кочанов сел на 4 года и заплатил 17,9 млн рублей штрафа. Выйти на свободу он должен в ближайшие месяцы.
Мэры-коррупционеры
В 2016 году отравились в тюрьму на 8 лет сразу два мэра соседних крымских городов – Керчи и Феодосии. Глава администрации Керчи Сергей Писарев отправился в колонию строгого режима и заплатил 6,4 млн рублей штрафа за получение взятки в размере 3,2 млн рублей. За эту сумму Писарев должен был оказать содействие в вопросе купли-продажи и аренды земли одному из бизнесменов. В тюрьме экс-мэр находится до сих пор.
Мэра Феодосии Дмитрия Щепеткова и его заместителя Макара Макарова осудили за получение взятки в особо крупном размере. Щепетков и Макаров потребовали от одного из местных предпринимателей взятку за продление договора аренды земли площадью 2 га. За это они хотели получить 300 тысяч долларов США. Суд длился более двух лет, в течение которых Щепетков сидел в СИЗО. Теперь он отбывает наказание в тюрьме. Также он должен уплатить 42 млн рублей штрафа. Макаров за посредничество в коррупции получил 3,5 года тюрьмы.
Земля подвела и еще одного градоначальника. За взятку в размере 430 тысяч рублей, полученную за заключение договора аренды муниципальной собственности, в апреле 2017 года задержали главу администрации Красноперекопска Игоря Яцишина. Ему дали 7 лет лишения свободы.
Не случайно все уголовные дела так или иначе связаны с муниципальной землей. Стоимость земли на южном берегу Крыма одна из самых высоких в стране.
Вместо тюрьмы – новая должность
На бывшего сити-менеджера Алушты Игоря Сотова, который возглавлял город с декабря 2014 по декабрь 2016 года, осенью 2017 года правоохранительные органы завели уголовное дело за злоупотребление должностными полномочиями и халатность. Уволил его Аксенов еще до начала следствия – во время селекторного совещания по итогам работы за 2016 год за неэффективное расходование бюджетных средств, однако через два месяца Сотов занял новую должность – заместителя мэра. Но и это оказалось ненадолго. Сотов был отправлен под домашний арест, а в июле 2018 года его дело передали в суд.
Следственные органы установили, что Сотов, будучи мэром, и начальник управления капстроительства и ЖКХ администрации города привлекли для строительства модульного детского сада и многоквартирного дома по программе расселения аварийного жилья недобросовестную строительную компанию. В результате этого ни дом, ни детсад построены не были, а 64 млн, выделенные на это из бюджета, пропали. Также Сотову вменялось в вину незаконное отчуждение муниципальной земли стоимостью 6 млн рублей и перевод ее в частную собственность. Подобным образом, по данным следкома, передан был и дом, стоимость которого составляет около 7 млн рублей.
Весной этого года выяснилось, что домашний арест с Сотова снят, хотя уголовное дело все еще не закрыто. Игорь Сотов продолжает работать на муниципальной службе. Сегодня он возглавляет МУП Алушты «Управление городского хозяйства», являющееся управляющей компанией. Эту должность он занял в апреле 2018 года.
Не обвиняемый, а свидетель
По слухам, мечтает вернуться в политику и государственный менеджмент и бывший мэр Ялты Андрей Ростенко, которого долгое время называли зятем Аксенова, однако позже выяснилось, что это не так. В мае 2018 года Басманный суд Москвы арестовал его по обвинению в махинациях с землей принадлежащего МВД России санатория «Алупка», в результате чего государству был нанесен ущерб в размере 4,5 млн рублей. На момент ареста Ростенко являлся советником Сергея Аксенова, который активно защищал своего подчиненного в СМИ, называя все обвинения ложными. Премьер республики считал арест Ростенко «провокацией» и «заказухой».
«Чувствуется чей-то заказ. На мой взгляд, это провокация против органов власти Республики Крым. Поскольку в имеющихся материалах отсутствует состав преступления, то я расцениваю это как привет лично мне. Мне даже кажется, что, поскольку речь идет о пляжной территории, кое-кто из должностных лиц обиделся на то, что у него нет личного пляжа», – заявил Аксенов.
В конце 2018 года стало известно, что Андрея Ростенко перевели в статус свидетеля, а все обвинения сняли, не пояснив причин. Как считают политологи, митинги против действующего мэра города Алексея Челпанова идут не просто так – Ростенко мечтает вернуться в кресло главы Ялты.
Первый ВИП
22 июня 2018 года Киевский районный суд Симферополя приговорил бывшего вице-премьера Республики Крым Олега Казурина к лишению свободы в исправительной колонии строгого режима на срок 11,6 года. Кроме того, Казурин должен заплатить штраф в размере 56 млн рублей. Это стало первым громким делом чиновника такого ранга в Крыму, которое завершилось тюремным сроком.
Казурин был задержан в начале 2017 года. Он обвинялся по нескольким статьям Уголовного кодекса. По данным Следственного комитета России, Казурин с августа по декабрь 2016 года получил через посредника часть ранее оговоренной взятки в 27 млн рублей.
За ФЦП ответь!
После ареста Казурина курировать ФЦП стал Виталий Нахлупин. В октябре 2018 года заместителя Сергея Аксенова вице-премьера Крыма Виталия Нахлупина задержали в Москве. Его обвиняли в коррупции и махинациях с бюджетом. Вместе с ним взяли экс-замминистра транспорта Валентина Дукорского и экс-зампреда комитета конкурентной политики республики Ярослава Сливку.
Нахлупин, который курировал «золотые» направления – реализацию ФЦП, инвестиции и налоги, – являлся вторым человеком в республике после Аксенова и считался одним из самых влиятельных и богатых высокопоставленных чиновников региона. Только по официальной информации, в 2015 году он заработал более 48 млн рублей.
В июне этого года Басманный суд Москвы продлил содержание под стражей для Нахлупина. Ему предъявлено обвинение по ч. 6 ст. 290 («Получение взятки в особо крупном размере») Уголовного кодекса России.
За своего зама, который пришел в управление Крымом из макеевско-донецкого клана, Аксенов на этот раз не заступился, лаконично сообщив, что «неприкасаемых нет и не будет» и «власти заинтересованы в установлении истины». За две недели до задержания Аксенов забрал у него управление ФЦП и начал забирать все подведомственные организации. По мнению экспертов, именно глава Крыма мог поспособствовать открытию головного дела или, по крайней мере, быть предупрежденным о таком развитии событий. Однако формально Нахлупин до сих пор не уволен. По словам Аксенова, вопрос об этом будет обсуждаться после приговора суда.
Iron мэр за решеткой
На данный момент последним громким коррупционным скандалом в Крыму является дело бывшего мэра Евпатории Филонова, который возглавлял город с 2014 года. Он был другом Нахлупина. Показательное задержание и обыски широко и подробно освещались в СМИ чуть ли не в режиме онлайн, что было впервые в новой крымской истории. В апреле 2019 года в отношении Филонова завели несколько уголовных дел, которые затем объединили в одно. Его обвиняют в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, в частности в нецелевом использовании земли, в результате чего, по версии следствия, городу был нанесен ущерб на сумму более 80 млн рублей. Экс-мэру грозит до 10 лет тюрьмы.
За смягчение меры пресечения для Филонова и перевод его из СИЗО под домашний арест высказались несколько десятков известных в людей Крыма – общественники, спортсмены, журналисты, бизнесмены, чиновники. Однако, несмотря на это, суд продлил ему срок содержания под арестом до конца сентября.
В отличие от других задержанных глав городских администраций, Iron мэра (прозвище Филонова в соцсетях) в Евпатории считали хорошим градоначальником. Сам Филонов назвал свои дела «заказными». По его мнению, это проявление «местечковых политических интриг». Глава Республики Крым Сергей Аксенов арест прокомментировал лаконично, заявив, что правоохранители стремятся предотвратить хищение бюджета и что «неприкасаемых нет».
«По окончании расследования все материалы будут опубликованы. Я сторонник того, чтобы все было публично, чтобы все понимали, что претензии не надуманные, это не фабрикование уголовных дел, а моя принципиальная позиция: виновен только за конкретное дело», – однозначно высказался Аксенов, которому, по мнению ряда экспертов и СМИ, Филонов никогда не нравился.
Сам, все сам
По данным республиканской прокуратуры, в течение 5 лет в Крыму за коррупционные преступления были осуждены 655 человек. Более 40 млн рублей штрафов заплатили 70 юридических лиц, привлеченных к ответственности за осуществление коррупционных действий в своих интересах. Около 300 чиновников привлечены к ответственности за получение или дачу взятки – 217 должностных лиц заплатили крупные штрафы и лишились работы, 69 – отправились в тюрьму. За занятие бизнесом и недостоверность сведений о доходах и имуществе 46 должностных лиц и депутатов были уволены в связи с утратой доверия. Сняты с должности главы Керчи, Феодосии, Красноперекропска, Евпатории, Коктебеля. За решеткой – десятки высокопоставленных госслужащих.
Такой результат, по словам главы Крыма Сергея Аксенова, достигнут благодаря «эффективному взаимодействию надзорного органа со всей вертикалью власти». Аксенов принимает активное участие в борьбе с коррупционерами. При этом некоторых ловит чуть ли не собственноручно. Например, в декабре 2017 года он инициировал расследование против заместителя главы управления Федеральной антимонопольной службы по РК и Севастополю Вячеслава Токарева. Причиной стала некая жалоба бизнесмена на коррупцию в ФАС. В итоге Токарева задержали за получение взятки в размере 3 млн рублей. Летом 2018 года Аксенов снова подключился к поимке коррупционеров. Он передал жалобу о вымогательстве со стороны руководителя ГУП «Крым-Фармация» Ирины Бахлиной в антикоррупционный комитет. Бахлину задержали при получении взятки в 400 тысяч рублей.
Аксенов даже намеревался возить взяточников в открытых автозаках с решетками по городу и неоднократно заявлял о том, что в случае задержания с поличным сядут все – вне зависимости от статуса, должности и ранга.
При этом некоторых обвиняемых в коррупции он публично оправдывает и защищает. Интересно, что такие подозреваемые, как правило, в тюрьму не отправляются – просто уходят «по собственному желанию». Так было, например, со Скрынником и Ростенко. Говорят, что именно после задержания Кочанова Сергей Аксенов решил создать скандально известную комиссию по защите прав чиновников, в том числе от федеральных правоохранительных органов. По замыслу Аксенова, следком, ФСБ и прокуратура должны были передавать всю информацию об уголовном преследовании чиновников в эту комиссию и уже она должна была решать, справедливо ли обвинение или госслужащего просто кто-то «заказал». В последнем случае Аксенов обещал жаловаться лично Владимиру Путину. Но федеральный центр идею почему-то не оценил, прислав на полуостров для беседы с крымским лидером премьера Дмитрия Медведева. В итоге об инициативе Аксенов больше не вспоминал, а сообщение о ней даже убрали с официального сайта Совмина.
«Борьба с коррупцией в Крыму идет двух видов – она может быть как способом зачистки от реальных коррупционеров правящих кругов, так и инструментом борьбы за власть элитных групп. Поведение главы республики в отношении коррупции можно разделить на несколько моделей. Первая – когда дело касается представителей местного самоуправления, которые действительно были пойманы на горячем. Эти люди являются расходным материалом, а показательные процессы в отношении них демонстрируют успешную борьбу с коррупцией. Иная история с коррупцией уровня министров, мэров и вице-премьеров. Здесь можно задаться вопросом, имеем ли мы дело с коррупцией или же с закулисными играми и вопросами раздела власти и собственности. Причем даже не крымского, а федерального уровня, где люди являются пешками в подобных комбинациях», – считает политолог Владимир Джаралла.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин