«ВостокУголь» в партнерстве с «Сибантрацитом» и «Ростехом» намерен начать добычу угля на Сугодинско-Огоджинском месторождении на Дальнем Востоке. Несмотря на огромные запасы угля и близость к морским портам, проект может нанести вред уникальному заказнику. Подробности – в материале «ФедералПресс.
Цель – 10 миллионов
26 августа в арбитражном суде Приморского края должно состояться заседание по иску Управления муниципальной собственности ЗАТО «Фокино» к ООО «Порт «Вера»
Согласно материалам дела, управление хочет взыскать с порта долг и пеню по арендной плате за предоставленный ему земельный участок в размере почти 9,5 млн рублей.
ООО «Порт «Вера» аффилировано с компанией «ВостокУголь» и строит порт для перевалки угля с Сугодинско-Огоджинского месторождения. «ВостокУголь» ведет его освоение.
Месторождение находится в Амурской области, ресурсы каменного угля в нем составляют 1,5 млрд тонн. Этот ресурс может быть востребован в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Китае, Японии и др.). Сейчас же на месторождении идут геологоразведочные работы и, похоже, скоро должна стартовать добыча. По крайней мере, сам «ВостокУголь» запланировал вывести добычу на уровень в 10 млн тонн уже в 2022 году.
C кем идти в разведку
Сугодинско-Огоджинское разрабатывалось с помощью карьера с 1961 года, уголь поставлялся для нужд электростанции, снабжавшей электричеством окрестные села. В 1990-х годах она прекратила работу (теперь население получает электроэнергию с Зейской ГЭС), вслед за ней перестали добывать уголь.
В 2015 году интерес к Сугодинско-Огоджинскому месторождению проявила государственная корпорация «Ростех»: принадлежащая ей Огоджинская угольная компания (ОГК) победила в конкурсе на получение лицензии на месторождение.
На нем предполагалось построить горнодобывающее предприятие и обогатительную фабрику. Объем добычи и обогащения угля должен был составлять до 30 млн тонн в год. Рассматривались даже перспективы создания мощностей по генерации электроэнергии (до 3 млрд кВт•час/год) и углехимического производства.
«РТ-Глобальные ресурсы» («дочка» «Ростеха», которая, в свою очередь, управляла ОГК) намеревалась вложить в проект до 240 млрд рублей. «С конечным вариантом освоения компания планирует определиться до конца 2015 года, в 2016–2017 годах должны пройти геологоразведочные работы, разработка проекта ГОКа. В 2018–2019 годах начнется добыча угля. На проектную мощность предприятие выйдет в 2023 году», – заявлял тогдашний губернатор Амурской области Андрей Козлов.
Эксплуатировать Сугодинско-Огоджинское месторождение «Ростех» хотел в кооперации с китайской корпорацией China Shenhua Energy. Однако дальше переговоров дело не сдвинулось и «Ростех» нашел иного партнера – принадлежащий Дмитрию Босову и Александру Исаеву «ВостокУголь», который получил 50 % проекта. Дмитрий Босов также владеет группой «Сибантрацит» (крупный поставщик угля), Александр Исаев входит в ее совет директоров.
В результате информация о проекте освоения Сугодинско-Огоджинского месторождения есть на порталах сразу трех компаний: «РТ-Развитие бизнеса» («дочка» «Ростеха», занимающаяся проектами по добыче полезных ископаемых»), «Сибантрацита» и «ВостокУгля». «РТ-Глобальные ресурсы» сейчас ликвидируется (видимо, она передала «РТ-Развитие бизнеса» долю в уставном капитале ОГК).
Кстати, на сайте «ВостокУгля» сообщается, что добыча угля должна выйти на проектную мощность 10 млн тонн в 2022 году, тогда как на портале «Сибантрацита» речь идет о 12 млн тонн в том же году (проектный уровень добычи же обозначен в 20 млн тонн, зато срок его достижения вообще не назван). Создается впечатление, будто в «ВостокУгле» и «Сибантраците» не знают элементарных деталей проекта.
Самый вредный маршрут
Однако освоение Сугодинско-Огоджинского месторождения может нанести вред окружающей среде. Дело в том, что поблизости находится Гербиканский природный заказник, в котором сохраняются редкие виды животных, такие как дикуша и черный журавль.
В августе прошлого года правительство Амурской области разрешило строительство на территории заказника линейных сооружений. Фактически был дан зеленый свет прокладке автомобильной дороги от Сугодинско-Огоджинского месторождения до поселка Февральск. Она необходима для вывоза угля на самосвалах для последующей перегрузки в грузовые составы на Байкало-Амурской магистрали.
Оператором проекта строительства дороги выступает ООО «Разрез «Восточный», подконтрольное «Сибантрациту». И в качестве единственного варианта им была выбрана прокладка трассы через территорию заказника, хотя можно было бы проложить в обход.
Более того, общественные слушания по проекту дороги в рамках оценки ее воздействия на окружающую среду (ОВОС) были, по утверждению Амурского филиала WWF России, проведены с серьезными нарушениями законодательства. Например, материалы ОВОС были представлены вниманию населения только в библиотеке поселка Огоджа, расположенного в крайне удаленном месте (в него нельзя добраться общественным транспортом). Они не были опубликованы на доступном широкой публике ресурсе в интернете и не предоставлены экологическим объединениям, включая Амурский филиал WWF России.
В январе нынешнего года Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура установила, что разрез «Восточный» вместе с двумя партнерскими структурами (ООО «Сибирская угольная компания» и ООО ГРР «Регион-Недра») ведут строительство дороги без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Она обратилась в Благовещенский городской суд с иском о признании их деятельности незаконной. Суд поддержал ее иск, запретив прокладку дороги.
Тем не менее в апреле Министерство природных ресурсов Амурской области выдало положительное экологическое заключение на строительство дороги. Причем было разрешено ее проложить по самому вредному для природы маршруту – напрямую через заказник. Собственно, строительство и не останавливалось.
«По имеющимся в моем распоряжении данным, прокладка дороги шла большую часть зимы и весны. Более свежей информации о ней пока нет. Возможно, сейчас работы приостановлены, ведь Амурскую область накрыл паводок», – сообщил директор Амурского филиала WWF России Петр Осипов.
Причем в зону влияния дороги попадут места обитания и размножения журавля, дикуши и скопы, лося и косули. Здесь мигрирует северный олень. Активное движение транспорта будет лишь распугивать животных. Выхлопы вредных газов и падение частиц угля с самосвалов приведут к загрязнению почвы и угнетению флоры.
Выходит, уголь важнее сохранения хрупкой природы Амурской области.
На запросы «ФедералПресс» в пресс-службы «ВостокУгля», «Сибантрацита» и «Ростеха» по поводу деталей освоения Сугодинско-Огоджинского месторождения на момент публикации комментариев получено не было.
Фото: ФедералПресс / Виктор Бодров, pxhere.com