Пластических хирургов в РФ теперь будут готовить по-новому. В стране идет разработка нового образовательного стандарта по соответствующей специальности: вместо двухлетнего обучения предусмотрена пятилетняя ординатура с расширенными блоками обучения по смежным специальностям. Среди них – искусство и даже скульптура. О том, какие нововведения ждут отрасль, которая еще совсем недавно была для России экзотической и зачастую опасной, – в материале «ФедералПресс».
В 2018 году Минздрав России утвердил новый порядок оказания медицинской помощи по пластической хирургии. В ведомстве объяснили появление этого документа различными трагическими случаями при проведении подобных операций. Самые резонансные инциденты произошли в московской клинике «Медланж», где, по сообщениям СМИ, умерли три пациентки. Предварительная проверка показала, что во всех случаях причиной стала инфекция.
Новые правила, касающиеся организации деятельности, оснащения и штатного состава клиник пластической хирургии, вступили в силу с 3 июля 2018 года. В документе были впервые прописаны четкие требования к оснащению кабинета врача – в нем теперь должен быть переносной набор для реанимации, стерилизатор для медицинских инструментов, перевязочный стол и так далее. Помимо хирурга, в кабинете должна работать медсестра, а в отделении должен находиться еще и заведующий. Также в центре пластической хирургии рекомендуется иметь оборудование для трансляции из операционных. Однако все эти требования касались непосредственно медицинских учреждений. В новых стандартах речь идет о будущих хирургах, то есть о студентах и учебных заведениях, которые готовят специалистов, сообщила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова.
«Наша самая главная задача – обеспечение отрасли квалифицированными специалистами. За последние годы профессиональным сообществом было сделано довольно много для того, чтобы было обеспечено качество оказываемых услуг. Российское здравоохранение всегда было очень качественным и служило образцом для других, но сложность и быстрота изменений накладывают большую ответственность на преподавательский состав», – подчеркнула Семенова.
Разработан проект федерального образовательного стандарта, который предусматривает пролонгированный срок подготовки специалистов. Он разбит на два уровня: подготовка в течение двух и трех лет. По словам замминистра, новый образовательный стандарт по пластической хирургии могут рассмотреть до конца 2019 года.
«Надеюсь, что мы будем видеть все меньше нареканий и меньше врачебных ошибок, которые мы сегодня с вами, к сожалению, замечаем», – говорит Семенова.
По мнению главного внештатного специалиста – пластического хирурга Минздрава РФ Натальи Мантуровой, проблема номер один связана с образованием и подготовкой специалистов.
«Мы с вами часто слышим недовольство и получаем некоторые данные о наших коллегах, которые неизвестно где и неизвестно как получили документы. Новый стандарт будет содержать данные о кафедрах пластической хирургии. Если кафедра не самодостаточна и не может гарантировать соответствующий объем знаний по разным блокам, тогда будет стоять вопрос о несостоятельности кафедры», – отмечает Мантурова.
В то же время специалист Минздрава призывает не ждать, что ситуация изменится в кратчайшее время. По мнению Мантуровой, сложность заключается еще и в том, что пластическая хирургия находится на стыке с другими специальностями и ее проблемы зачастую негативно отражаются на них. Об этом же говорит главный внештатный оториноларинголог Министерства здравоохранения Николай Дайхес.
«Пластическая хирургия прошла очень большой путь, и кадровая проблема здравоохранения сегодня является одной из важнейших. Не стоит забывать, что об этом говорится и в майских указах президента. Самое главное – мы понимаем, что сегодня в медицине невозможно существовать изолированно друг от друга. Разные специалисты должны вместе решать те задачи, которые перед ними ставятся», – подчеркивает Дайхес.
Среди нововведений – появление сети диссертационных советов по специальности «пластическая хирургия», сообщила главный акушер-гинеколог РФ Лейла Адамян.
«Я как член ВАКа счастлива и жду диссертаций. Прошло то время, когда в рамках даже одного учреждения на первом этаже придерживались одних стандартов, а на другом использовались другие методики и другие хирургические средства. У нас есть стандарты, клинические рекомендации, которые вот-вот станут законом, и те люди, которые не будут их выполнять, действовать не по показаниям и использовать не те методики, они будут очень плохо выглядеть – к ним будут применяться серьезные санкции. Это очень здорово не потому, что мы стали очень важными и строгими, а потому, что жалко пациентов, которые не знают, реальный ли диплом, какой у врача опыт за плечами», – говорит Адамян.
В этом году Росздравнадзор провел масштабную проверку более 1250 медицинских организаций (большинство из них частные). Выяснилось, что семь из десяти клиник, оказывающих услуги по пластической хирургии, нарушают закон. Среди наиболее вопиющих нарушений – использование фальсифицированных лекарств и медицинских изделий, несоблюдение условий хранения препаратов и их применение после окончания срока годности, отсутствие условия для помощи пациентам в случае осложнений. Но сегодня у законодателей ответственность не только перед своими гражданами, но и перед иностранными.
«Прошло то время, когда граждане нашей страны пачками выезжали за границу на пластические операции. Сейчас очень повысилось доверие, и есть много пациентов, которые приезжают на операции из других стран: из Европы, Америки и так далее. Они видят, что внимание растет, что появляется очень фундаментальное отношение к пластической хирургии», – заключает Адамян.
Сегодня клиники пластической хирургии присутствуют лишь в крупных городах с населением, зачастую превышающим миллион человек. Возможно, что новые стандарты позволят распространить эти медицинские учреждения и по небольшим населенным пунктам, говорит член экспертного совета ВАК по хирургическим наукам Дмитрий Давыдов.
«Наша задача – подготовить правильно мыслящего и умеющего доктора, который знает, что в медицине приняты принципы коллегиальности и помощи, чтобы он смог обратиться в свою альма-матер, а не прятать проблему. Нужно принимать коллегиальное решение, чтобы повышать качество медицинской помощи. Да, этот переход будет не так легок, в том числе и по финансовой нагрузке на наших обучающихся, но при коллегиальном подходе мы сможем перестроиться», – резюмирует Давыдов.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский