В Кургане подвели итоги губернаторских выборов и заканчивают подсчитывать результаты голосования за кандидатов в депутаты городской думы Кургана. Учитывая ситуацию, оставшуюся в наследство, и массу сопутствующих факторов, Вадим Шумков одержал не просто убедительную, а подавляющую победу. Несмотря на депрессивность региона, он попал в пятерку губернаторов, избранных с наибольшим результатом. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Избирком Курганской области обработал практически все бюллетени, и, согласно этим данным, Вадим Шумков побеждает с огромным разрывом. На данный момент он набирает 80,86 % голосов, или 239 тысяч 890 голосов зауральцев. Второе место ожидаемо досталось коммунисту Якову Сидорову (9,7 %), на третьем расположилась эсер Татьяна Майборода (4,7 %), и замыкает таблицу кандидат от ЛДПР Юрий Ярушин (3,33 %). Интересно, что даже в административном центре Шумкову отдали голоса более 81 % – то есть административный центр проголосовал за представителя власти более активно, нежели территории. Это явно выбивается из традиционных трендов – как правило, в крупных городах люди более пассивны и оппозиционны к власти.
Если сравнивать с предыдущей губернаторской кампанией, то Шумков несколько проиграл своему предшественнику. Алексей Кокорин победил в 2014 году с результатом в 84,87 %, или 248 тысяч 323 голоса избирателя. Однако стоит учесть, что за прошедшие после предыдущих губернаторских выборов пять лет численность избирателей в Зауралье сократилась на 40 тысяч человек.
Тем не менее новый претендент настолько вдохновил жителей области, что явка выросла почти на 3 % – с 39,7 до 42,6 %.
Можно добавить и то, что выборы в 2014 году проходили в другой социально-политической ситуации, – тогда еще не прошла эйфория от присоединения Крыма, был рост доверия к «Единой России», чей ресурс Кокорин использовал по максимуму, и, в конце концов, это были первые в регионе выборы за много лет, в которых участвовал новый, молодой кандидат, – Олег Богомолов возглавлял область почти 20 лет.
Шумков подошел к выборам в ситуации длительного экономического спада, падения рейтинга партии власти и роста недоверия к чиновникам в целом. Он неоднократно заявлял, что он представитель партии курганцев и пошел на выборы самовыдвиженцем.
Но при всем этом Шумкова поддержали 34,4 % от всех жителей области, а Кокорина при всех перечисленных преимуществах – 33,7 %.
Несмотря на масштабность кампании, сам день голосования прошел достаточно спокойно. За выборами следили порядка 3 тысяч наблюдателей от кандидатов в губернаторы, политических партий и общественных объединений.
На горячую линию избиркома в основном поступали звонки по поводу разъяснения информации. Всего 8 сентября в избирательные комиссии (в Курганской области проходило более 300 выборных кампаний разных уровней) поступило 11 обращений, из которых только два относились к губернаторским выборам. Обе жалобы были признаны несущественными, факты нарушений не подтвердились.
Если говорить о губернаторской кампании, для Вадима Шумкова это была едва ли не самая трудная в стране. Регион, входящий в десятку самых депрессивных, кандидат-варяг, который хоть и родился в Варгашинском районе, но всю карьеру строил в Тюменской области, и 11 месяцев до выборов – это срок, который не каждый может выдержать в хорошем темпе (практически 9 из 10 успели бы не только вселить надежды на перемены, но и разочаровать тем, что слова остаются словами). Кроме того, была масса проблем – от невыплат зарплат учителям и протестов против разработки уранового месторождения до активной работы политических оппонентов.
Тем не менее Шумков, много лет проработавший в должности вице-губернатора Тюменской области, показал, что не боится трудностей, и буквально с первой недели задал такой темп работы, который уже на старте не выдержали многие чиновники из прежней команды. Новый руководитель областного правительства не жалел никого, позволяя себе жестко не только говорить, но и действовать. Имея за плечами огромный опыт антикризисного управления, он последовательно выявлял слабые звенья, сокращал аппарат, экономил бюджетные средства везде, где они распылялись или пропадали на госзакупках. Поменялись неэффективные главы, сокращены избыточные закупки в здравоохранении.
«Я не преувеличу, если скажу, что практически каждый день мне приходится разгребать ситуации, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих задач и функций управленцами разных сфер и ведомств. При том что эти горе-управленцы получают свое вознаграждение из налогов далеко не самого богатого населения, они позволяют себе игнорировать нужды этого самого населения, говоря проще – своего главного работодателя, вести себя грубо и несдержанно», – неоднократно проговаривал Вадим Шумков проблемы управления регионом и муниципалитетами.
Некоторые из них он собрался объединять в муниципальные округа, сократив таким образом чиновников, облегчив нагрузку на бюджет. И все это он делал не оглядываясь на предстоящие выборы. Не боясь настроить против себя семьи, родственников и знакомых отодвинутых от бюджетной кормушки.
Наблюдатели отмечали, что такое поведение врио губернатора, которому еще только предстоит избраться главой области, может аукнуться в день голосования. Но высокая явка показала обратное. Жители региона поддержали такие жесткие антикризисные методы работы Шумкова.
«Он, казалось бы, мог разочаровать, так как слишком стремительный был взлет. Его рост фиксировали социологи практически с начала года. И не так трудно было взлететь, сколько удержать. Но кандидат совершил небольшое чудо. Не помню, чтобы такой высокий результат сохранялся на протяжении всей избирательной кампании», – прокомментировал «ФедералПресс» политтехнолог Алексей Орлов.
За 11 месяцев врио губернатора лично объехал все районы области, сразу утвердив негласный регламент поездок – незапланированные визиты в школы и больницы, встречи с жителями, «синяя папка» для мэра, в которой содержатся просьбы и претензии населения, а позже к этому добавились выездные заседания президиума правительства, чтобы максимально оперативно включаться в решение конкретных проблем.
Сюда же можно отнести активное использование социальных сетей, которые за неполный год стали обязательным инструментом обратной связи для органов власти всех уровней.
Практически полностью обновилась команда, сократились сотни дублирующих должностей, высвободились деньги на дополнительный ремонт соцобъектов, дорог и инфраструктуры.
Кроме того, Шумков привел в регион целый ряд крупнейших компаний, с которыми были заключены соглашения о сотрудничестве, в том числе в социальной сфере, а многие из них стали заказчиками продукции местных производств.
Показательно, что в день выборов Шумков не стал подводить итоги голосования или кампании, а выложил фото школьного спортзала, отремонтированного и оснащенного за счет одного из таких партнеров.
Но предвыборный период не стал для врио губернатора легкой прогулкой. Кандидат от КПРФ Яков Сидоров тоже начал готовиться загодя – уже в марте он начал «раскачивать» проблемные точки: организовывал митинги в Звериноголовском районе против добычи урана, буквально в еженедельном режиме митинговал против повышения пенсионного возраста, в поддержку Геннадия Зюганова и по многим другим поводам. Неудивительно, что кандидат-коммунист в итоге занял второе место и получил довольно существенную поддержку. Если вновь сравнивать кампании 2014 и 2019 годов, то известный в регионе политик Иван Евгенов, который много лет работал вице-губернатором, получил в 2014 году 8 % голосов и на 5 тысяч голосов меньше в абсолютных цифрах, чем его однопартиец.
«Область традиционно относилась к «красным» регионам, где сильны были позиции коммунистов, очень высок уровень протестных настроений, и вот этот достаточно высокий уровень Шумкова – это кредит доверия, который выдан ему населением. Очень серьезный кредит, который ему придется оправдывать», – отмечает политолог Алексей Ширинкин.
Коммунисты и после выборов могут стать настоящей головной болью для губернатора и его команды. За несколько дней до дня голосования коммунисты подали заявку на проведение митинга 11 сентября под лозунгом «За честные выборы. Против фальсификаций голосования». Властям придется уделить большое внимание внутренней политике, чтобы выстроить конструктивный диалог со всеми политическими и общественными силами, чтобы иметь возможность бросить все силы на развитие экономики и рост качества жизни.
«Одно дело – быть крепким хозяйственником, и совсем другое дело – заниматься политикой, выстраивать отношения с политическими партиями, группами, кланами. В этом смысле это вопрос не столько к самому Шумкову, сколько к той политической инфраструктуре, которую он должен создать. Я думаю, что ему будет не очень комфортно в этом деле, это вызов. В Кургане сильны коммунисты, есть серьезное представительство в депутатском корпусе, ряде других общественных структур, и ему придется налаживать отношения. Они могут быть не всегда простые, могут быть конфликтные, но это придется делать», – считает Алексей Ширинкин.
В этот же день в Кургане выбирали новый состав городской думы, и здесь конкуренция была гораздо выше. О потенциале оппозиции и реальном рейтинге партии власти говорит тот факт, что «Единая Россия» по спискам набрала 32,98 %, у коммунистов более 24 % – на некоторых территориях две партии разделяли доли процентов. По 15–16 % получили СР и ЛДПР. По мнению наблюдателей, для Шумкова было верным решение пойти на выборы самовыдвиженцем, не связывая себя напрямую с партией власти. С другой стороны, поддержка «Единой Россией» кандидата-самовыдвиженца привела к некоторому росту рейтинга самой ЕР. Благодаря этому партия получила большинство в городской думе – 17 из 26 мандатов.
Фото: kurganobl.ru
Выборы-2019