Прошедший 8 сентября единый день голосования нарисовал истинную политическую и электоральную картину в стране. Результаты выборов показали, как многие политологи ошибались в своих прогнозах, насколько изменились запросы населения, и по сути эти итоги стали шпаргалкой для партий, готовящихся к крупнейшей избирательной кампании – парламентской, которая состоится в 2021 году. Эксперты Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) сделали выводы о состоявшемся голосовании и обозначили тенденции развития политической системы страны. Читайте в материале «ФедералПресс».
Губернаторы ответили на запрос
О результатах голосования на выборах губернаторов, мэров и депутатов разных уровней за последние два дня сказано немало. Чаще всего из уст экспертов можно было услышать выводы о губернаторских кампаниях – победили все провластные кандидаты. И им не понадобились вторые туры. Даже в тех регионах, где ситуация была наиболее сложная. Среди них глава ФоРГО Константин Костин назвал Алтай, где Олегу Хорохордину пришлось не легко, но ему удалось консолидировать элиты, выровнять обстановку и победить, а также Сахалин, где «очевидной конкуренции, может быть, и нет, но она скрытая и достаточно жесткая». Но даже в таких условиях Валерий Лимаренко выиграл выборы.
Вообще, как отмечает руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, эти выборы в некотором роде уникальные: сразу пять кандидатов набрали более 80 % голосов – такое бывает нечасто. К слову, эти губернаторы показали лучший результат, чем президент Путин на выборах 2018 года.
Во многом это объясняется запросами на территориях. Политолог Алексей Куртов привел в пример запрос на героев. Одним из таких героев, по его мнению, стал Вадим Шумков в Зауралье, где жители буквально выразили свой восторг от нового губернатора.
Кроме того, уверенно победили те кандидаты, которые шли на прямой разговор с жителями своих регионов. Например, избранный глава Башкирии Радий Хабиров «даже сломал традицию не выходить на дебаты». Избранных глав регионов отличает еще и то, что они не сидели в своих креслах, а работали непосредственно на местах, что называется, «в полях».
В целом прошедшие выборы показали, что в стране уже два года не меняется главный общественный запрос – запрос на перемены. Но он актуализировался. Как отметил Валерий Федоров, он «стал более очевидным и более резким, потому что ситуация радикально не меняется». Люди надеются на получение более высоких доходов, на расширение спектра высококвалифицированных (соответственно хорошо оплачиваемых) рабочих мест и повышение доступности и качества медицинской помощи.
Консолидирующая сила «Единой России»
Убедительная победа на выборах в региональные законодательные собрания, одержанная «Единой Россией», тоже имеет объяснение. Как считает Константин Костин, «можно говорить о том, что существует устойчивая база поддержки, которую нужно расширять, наращивать за счет различных проектов и регулярной работы в межвыборный период». «Это хороший результат, особенно в контексте того, что уже через пару лет выборы в Госдуму. Это важно, так как ЕР, когда речь идет о представительной власти, является главной точкой консолидации путинского большинства. Этим можно в первую очередь объяснить результаты партии», – отмечает Костин.
Большинство партия будет иметь в Мосгордуме – 25 из 45 мандатов. По словам Костина, «это неплохой результат, учитывая уровень конкуренции и плотность негативного информационного потока». Здесь стоит напомнить, что официально ЕР не выдвигала своих кандидатов, но победившие самовыдвиженцы войдут во фракцию «Единой России».
При этом глава ВЦИОМ Валерий Федоров отмечает, что, несмотря на тестирование в Москве модели голосования без ЕР, для людей партийная составляющая важна. «Партийные бренды остаются важными для людей, хотя партии до сих пор и не представляют собой субъекты реальной политики. Выбирая их, люди сигнализируют власти о своих проблемах, настроениях и эмоциях. Отсутствие партийных брендов на выборах дезориентирует людей, делает их выбор во многом случайным», – считает Федоров.
Что касается успеха левых партий, то эта ситуация, полагает эксперт, показывает, что «завершается трансформация от старого, архаичного, лужковского формата Мосгордумы, когда 90 % было у «Единой России», еще 10 % – у КПРФ, и других политических представителей у горожан не было». «Новый состав гораздо более отражает предпочтения жителей столицы. Этот состав в какой-то мере повторяет структуру Госдумы, баланс политических сил в Госдуме. За одним исключением: вместо ЛДПР в МГД присутствует фракция «Яблоко» – четыре депутата», – отметил Константин Костин.
По словам политолога, важная характеристика прошедшего дня голосования – отсутствие серьезных нарушений. Если вспомнить прошлый год, то в ряде случаев вообще дошло до отмены результатов голосования.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Выборы-2019