Власти Крыма намерены попросить Владимира Путина установить на полуострове госрегулирование цен. Такие меры уже предлагали ввести в 2014 году, но отказались. Экономисты настаивали на том, что возвращение к практике Советского Союза создаст дефицит товаров и разорит мелкие магазины. Что изменится в Крыму, если государственное регулирование цен станет реальностью, разбирался «ФедералПресс».
Зачем Крыму контроль над ценами
Глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что попросит правительство и лично президента России Владимира Путина ввести на полуострове меры государственного регулирования цен. Причиной такого решения являются невысокие, «а в некоторых случаях катастрофически низкие» доходы граждан. К этому добавляется медленный, но стабильный рост цен на продукты питания, товары первой необходимости, проезд и «коммуналку».
Так, согласно исследованию агентства РИА «Рейтинг», по итогам 2018 года Симферополь оказался в числе городов с самым низким соотношением зарплаты и фиксированного набора продуктов, заняв 80-ю строчку из 100; у Севастополя 99-е место. В 2018 году уровень инфляции на полуострове, по данным Крымстата, составил 5,5 % – это максимальный показатель из всех субъектов в Южном федеральном округе.
«В Крыму завышенные цены на все – на пищевую группу, отели, стройматериалы. Например, песок, который перевезли через море, стоит 200 рублей за тонну, а после перевозки в Крым он стоит уже 800 рублей. В регионе при его экономике цены московского уровня. Здесь монопольных моментов много. Рынок закрытый, большие российские игроки сюда не заходят, а мелкие используют эту ситуацию, завышают цены и получают гигантские прибыли, а население страдает», – поясняет генеральный директор Ассоциации предпринимателей Республики Крым и города Севастополя Гирей Бекиров.
Если госрегулирование цен на полуострове введут, вероятнее всего, власти смогут устанавливать предельную наценку на товары определенной группы. Причем для производителей сырья, переработчиков и продавцов процент может быть разный. Это лишь один из вариантов механизма контроля рынка.
Интересно, что заявления о введении госрегулирования цен в Крыму звучат на фоне подписания Дмитрием Медведевым поручения о прекращении действия советских нормативных актов в рамках системы «регуляторной гильотины». Это, напомним, означает масштабный пересмотр и резкое сокращение действующих документов, которые устанавливают обязательные требования к бизнесу при проверках. Власти говорят, что благодаря этому бизнес начнет дышать свободнее, и даже обещают экономический рывок. В Крыму, наоборот, просят регуляторную политику и давление на бизнес усилить.
Мера поддержки или возвращение к пустым прилавкам?
Как считает директор Института экономики и управления КФУ им. В. И. Вернадского, доктор экономических наук, профессор Виктор Реутов, государственное регулирование цен дает результат только на короткое время и на отдельные виды продукции, например, на социально значимые товары, но для развития экономики такой механизм может иметь негативные последствия. В частности, компании просто престанут выпускать низкомаржинальные продукты или снизят объемы их производства. В итоге это приведет к дефициту товаров на потребительском рынке. Второй вариант – снижение себестоимости и, как следствие, качества продукта.
«Скорее всего, это приведет или к дефициту, или к ущербу качества продукции. Например, если установят предельные цены на товары молочной группы, производители начнут туда добавлять растительный жир. Производители начнут занижать себестоимость всеми правдами и неправдами», – считает эксперт.
Экономист Владимир Острик считает, что на экономике региона государственный механизм регулирования существенно не скажется. Скорее всего, цены снизятся максимум на 5 %, причем этот процесс затронет лишь небольшую группу социальных товаров, стоимость которых и так довольно невысокая – хлеб, молоко, крупы, яйца. Однако для людей с минимальными зарплатами и пенсиями это будет ощутимая помощь от государства.
«Не думаю, что качество товаров резко ухудшится – на всю продукцию есть ГОСТы, которые производители обязаны соблюдать. Если государство обеспечит надлежащий контроль, качество не снизится. Вряд ли у нас будет дефицит, так как конкуренция высокая, производителей много, в том числе тех, кто зашел сюда с материка, открыв для себя новый рынок», – говорит Острик.
Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин уверен, что риски в госрегулировании цен есть. Например, если грубо вести регуляторную политику, то производители просто уберут невыгодные для себя позиции, в результате чего прилавки опустеют.
«Проблема высоких цен и низкой покупательной способности есть, но ее надо решать через развитие производства и повышение доходов граждан. Я бы предложил такой рецепт, как снижение налогов и ключевой ставки, что позволило бы развить экономику», – считает предприниматель и политический деятель.
Все еще в надежде на чудо
Решение руководителей Крыма о введении госрегулирования цен пока не окончательное. Республиканские власти еще все надеются привлечь в регион крупных операторов рынка и ожидают снижения цен на все группы товаров, которые перевозят по железной дороге, после запуска движения поездов по Крымскому мосту. Оно начнется, напомним, уже в декабре этого года. Если удастся решить эти два вопроса положительно, просить Путина о госконтроле рынка не будут. Как заявил Сергей Аксенов, оценивать ситуацию будут по итогам первого квартала 2020 года.
Однако в чудо мало верится: торговые сети на полуостров не спешат. Летом 2019 года в Севастополь зашел первый магазин материкового дискаунтера «БУМ», а следом за ним по всему Крыму стали открываться магазины материковой торговой сети «Доброцен». Обе компании в России мало кому известны, а жители Крыма жалуются на малый ассортимент, отсутствие на полках знакомых брендов и плохое качество товара. При этом из-за низкой покупательской способности и возросшей арендной платы из Крыма обратно на материк ушла небольшая торговая сеть из Ростова-на-Дону «Ассорти-продукт». Пять лет она была единственной материковой компанией-ретейлером в регионе.
Что касается запуска движения поездов, то сами власти признают, что без больших оптово-распределительных центров (ОРЦ) цены не пойдут вниз. А с ними проблемы: в Севастополе пока нашли только место под ОРЦ, инвестора и проекта до сих пор нет; в Симферополе инвестор есть, но строительные работы все еще не начаты.
«Пока санкции будут на этом же уровне, крупные компании сюда не зайдут, потому что они связаны с иностранными капиталами, кредитуются на Западе через банковские системы. Они максимум могут зайти скрытно, но это им невыгодно. Экономически неоправданно рисковать всем бизнесом ради маленького рынка в два миллиона человек. Снижения цен после запуска поездов стоит ждать, только если в ценообразование вмешается государство, разработав какой-то действенный механизм. Иначе возить будут те же крымские операторы, которым невыгодно опускать цены», – считает Бекиров.
Или сокращать расходы, или поднимать доходы
В 2007 и 2010 годах в России уже применяли практику регулирования цен в связи с низкими урожаями. Тогда региональные власти заключали с производителями и торговыми сетями соглашения о поддержании цен на основные виды продуктов на определенном уровне.
В 2014 году в России предлагали ввести госрегулирование цен на продукты на постоянной основе. Их список был похож на тот, что уже давно действует в соседней Республике Беларусь. Там в перечень основных товаров, на которые власти контролируют цены, помимо хлеба, круп, яиц и молока, входят сыры, колбасы, мясо, рыба, масло, пельмени, фрукты, овощи, а также чай, кофе и смеси для детского питания. Планировалось, что государство будет устанавливать предельные наценки для производителей первичного сырья в 45 % от себестоимости их производства, а для переработчиков и конечных продавцов – в 15 % от отпускной цены производителя сырья. Но законопроект, который разработали коммунисты, в Госдуме не прошел.
Весной этого года Госдума отклонила пакет законопроектов о госрегулировании цен на топливо, а вице-премьер Дмитрий Козак завил, что подобная экономическая практика в России не имеет перспектив и целесообразнее сдерживать рост экспорта нефтепродуктов.
Напомним, что в России цены на некоторые группы товаров устанавливаются государством. Это, прежде всего, цены и тарифы естественных и локальных монополий – на газ, электроэнергию, коммунальные услуги и отдельные тарифы связи и городского транспорта. Кроме того, цены регулируются на протезно-ортопедические изделия и лекарственные средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых. В список входит и продукция гособоронзаказа.
В 2015 году ввели контроль над минимальными ценами на алкогольные напитки, чтобы снизить спрос на них населения и пополнить казну. Также имеет место ситуативное регулирование цен. Например, власти регулировали цены на размещение в отелях во время чемпионата мира по футболу 2018 года.
«Есть два пути развития – снижение расходов или увеличение доходов. Если последняя задача не выполняется, возвращаются к первой. Развитие инфраструктуры, инвестиции – это все в Крыму еще только раскручивается. Но динамика роста валового регионального продукта положительная – одна из самых высоких по всем регионам России, мы в лидерах. Я думаю, что мы в ближайшие три года выйдем на устойчивый рост, который нам позволит обеспечить увеличение заработных плат опережающими темпами по сравнению с другими регионами», – считает Виктор Реутов.
Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин