Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Ставка на экспорт. Дальний Восток по-прежнему остается ресурсной «бензоколонкой» России

Крупные экономические проекты на Дальнем Востоке до сих пор связаны с банальным транзитом ресурсов.
Крупные экономические проекты на Дальнем Востоке до сих пор связаны с банальным транзитом ресурсов.

После прошедшего в сентябре Восточного экономического форума в Приморье заявили сразу о нескольких крупных проектах, связанных с перевалкой угля. Речь идет о новом терминале в Зарубино, а также о запуске третьей очереди строительства находкинского «Восточного порта».Последняя, впрочем, мало связана с форумом – но запуск третьей очереди состоялся именно на ВЭФ. Эти два проекта – едва ли не единственные, реально заработавшие в крае после форума. Они укладываются в общий дальневосточный тренд: в регионе до сих пор делают ставку на банальную продажу сырья. По мнению экспертов, все это мало коррелирует с рассказами о развитии экономики ДФО. О том, почему Дальний Восток до сих пор не может слезть с «ресурсной иглы» – в материале «ФедералПресс».

Зачем усложнять себе жизнь?

Не секрет, что самые крупные экономические проекты на Дальнем Востоке (и в Приморье в частности) до сих пор связаны с банальным транзитом ресурсов. Полезные ископаемые, лес, рыба – не так уж важно. В Приморье одним из главных продуктов экспорта является уголь. Стивидорные компании с каждым годом наращивают объемы перевалки. Растет количество рабочих мест, увеличиваются налоговые поступления в бюджет…Порты становятся магнитами для инвестиций, драйверами местной экономики.

Однако не стоит забывать, что стивидорный бизнес – это, по сути, пресловутое «купи-продай». Пригнать из Сибири вагоны с углем, отправить их в Китай – вот и вся работа. Это обычный транзит сырья – и в последние годы ставка идет именно на эту отрасль. О возможном перезапуске приморских угольных шахт (давно затопленных), а тем паче о каких-то масштабных технологичных начинаниях уже давно никто не говорит.

Обвинять в этом «жадных капиталистов» глупо. Бизнес занимается только тем, что выгодно. Стратегическое планирование и головная боль об экономическом будущем региона –забота федеральных властей. И здесь чиновники, кажется, не очень-то и справляются. У крупного бизнеса в ДФОдо сих пор нет стимула ни для развития глубоких производств, ни для переориентации на внутренний рынок. Об этом «ФедералПресс» рассказал экономист Максим Кривелевич.

«Объективно говоря, создание каких-то сложных, затратных производств на Дальнем Востоке по-прежнему остается рискованным делом. У нас любятговорить о развитии региона – но на практике многие проблемы так и не решили. Кроме того, российская экономика давно перестала быть устойчивой, и это только увеличивает шансы прогореть. Так что все занимаются тем, что более просто и более выгодно в краткосрочной перспективе », – считает он.

Добывающая промышленность, как наиболее простая, остается в приоритете. В Приморье она связана с лесом и с углем. На последний сейчас делают главную ставку. Во-первых, после фукусимской аварии в Азии стали больше вкладываться не в ядерную, а в традиционную энергетику. Вместе с этим возрос спрос на уголь. Во-вторых, в 2014 году рубль резко упал, а доллар вырос в два раза. Продавать за рубеж, получая оплату в долларах, стало невероятно выгодным. В таких условиях мало кто из предпринимателей будет усложнять себе жизнь. Зачем, если можно получать колоссальные прибыли от простой продажи сырья?

Надо понимать, что речь в данном случае идет о довольно продвинутых с технологической точки зрения объектах. Инфраструктура, необходимая для поддержания стабильного транзита ресурсов, весьма сложная и делается отнюдь не из камней и палок. И бизнес, и власти серьезно вкладываются в стивидорную отрасль.
Взять, например, тот же «Восточный порт». Он является одним из наиболее продвинутых в плане оборудования в Приморье: там налажена закрытая перевалка угля, а на разные природоохранные мероприятия ежегодно тратятся миллионные суммы. Уровень инвестиций соответствующий: объем денег,вложенных в запусктретьей очереди, превысил 40 миллиардов рублей. Это говорит о действительно серьезных технологиях. Загвоздка в том, что рассчитано все на краткосрочную перспективу. Пресловутый принцип нефтяной иглы: продавай сырье, пока стоит хорошая цена, а потом будь что будет.

«Простой транзит ресурсов – это быстрые, легкие деньги, это моментальная прибыль. Понятно, что в долгосрочной перспективе это не очень выгодно. Какие-то обрабатывающие производства, наверное, в этом смысле стали бы более полезными для региона. Но пока в ДФО не создали действительно комфортной среды для таких проектов. Варианты, причем, есть. Например, разные налоговые послабления в масштабах всего региона», – считает Максим Кривелевич.

«Обилие природных ресурсов – это и благословение, и проклятие»

Собственно, это основные причины, по которым Дальний Восток до сих пор рассматривают как большую ресурсную «бензоколонку». Огромный экономический потенциал региона по большей части используется для развития торговых путей, по которым российское сырье едет за рубеж.

На это можно возразить: в регионе создали территории опережающего развития и свободный порт Владивосток. Резидентам ТОР и СПВ предоставляются разные льготы, которые упрощают запуск предприятий. Однако эти меры поддержки касаются чисто тактических задач.

Проекты по развитию Дальнего Востока пока не способны коренным образом изменить само устройство экономики ДФО. Обрабатывающая промышленность, технологичные производства (все то, что называется созданием добавочной стоимости) на Дальнем Востоке развиты плохо. Ситуацию собираются менять уже не первое десятилетие – во всяком случае, на словах. Но воз и ныне там.

«Обилие природных ресурсов – это и благословение, и проклятие для Сибири и Дальнего Востока. С одной стороны, ДФО действительно богаче многих российских регионов и спрос на его продукцию есть всегда. С другой стороны, это изобилие тормозит развитие экономики. У нас ведь переизбыток добываемого сырья – угля, леса, всего. Этого хватает и на наполнение внутреннего рынка, и на экспорт. А если можно просто выгодно продать сырье, не особенно заморачиваясь, то так и будут делать», – считает ведущий научный сотрудник института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН Светлана Мищук.

Она добавила, что сейчас уже намечаются определенные сдвиги. Например, власти стали больше внимания уделять социальной сфере: взять ту же двухпроцентную ипотеку или создание медицинского кластера. Это как минимум говорит об изменении подхода к развитию региона – чиновники начали понимать, что оно невозможно без нормальной «социалки». Однако для коренных изменений в экономике нужно сделать еще многое.

Простого рецепта здесь быть не может. Для столь серьезных подвижек нужна слаженная работа правительства и всех федеральных институтов. Однако диверсификация дальневосточной экономики сейчас все еще находится в очень отдаленной перспективе. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно изучить деловую повестку последнего ВЭФ. Подавляющая часть приоритетных проектов, которые обсуждались на форуме, связана именно с добывающей промышленностью. И вряд ли эта ситуация изменится в ближайшие годы.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.