Компания «Роснефть» разработала уникальные катализаторы гидроочистки, позволяющие производить дизельное топливо, соответствующее стандарту Евро-5. Ранее такие катализаторы в России вообще не выпускались, а завозились из-за рубежа. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Роснефть» впервые в России успешно провела промышленные испытания катализаторов гидроочистки собственного производства для выпуска дизельного топлива высшего экологического класса Евро-5. Об этом на встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым рассказал глава «Роснефти» Игорь Сечин.
«Впервые в России мы успешно завершили промышленные испытания партии катализаторов для гидроочистки собственного производства, которые позволяют выпускать дизельное топливо в соответствии со стандартом Евро-5. Это первый катализатор гидроочистки для российской нефтеперерабатывающей отрасли, который не уступает лучшим мировым аналогам, а по некоторым параметрам даже превосходит их», – сказал Игорь Сечин.
«Новое производство способно произвести тот объем, который необходим в целом Российской Федерации. Это наше собственное производство. Мы его только что ввели», – подчеркнул глава «Роснефти».
«Это очень важно, потому что катализаторы всегда приобретались за границей», – заметил Медведев.
Как говорится в сообщении на сайте «Роснефти», «РН-Кат» (специализированное предприятие по производству катализаторов) провела на базе уфимской группы НПЗ промышленные испытания первой партии катализаторов.
«Новое предприятие ООО «РН-Кат» способно не только обеспечивать потребности предприятий НК «Роснефть» в катализаторах процессов гидроочистки, но и поставлять их для коммерческой реализации. Также продукция завода заменит импортные аналоги, что повысит технологическую устойчивость, независимость и экономическую эффективность всей российской нефтеперерабатывающей отрасли», – отмечается в пресс-релизе.
Импорт нам не поможет
По оценкам отраслевых экспертов, отечественный нефтеперерабатывающий комплекс напрямую заинтересован в современных и эффективных катализаторах российского производства.
«После распада СССР в России очень резко упало производство катализаторов, отрасль перешла на импортные. Однако когда Запад начал вводить в отношении российского ТЭК санкции, в РФ очень быстро это производство восстановили: катализаторы – весьма уязвимое звено в производственной цепочке, по которому при желании было очень легко ударить. И то, что «Роснефти» удалось провести промышленные испытания катализаторов процессов гидроочистки, которые позволяют производить дизельное топливо Евро-5, – огромное достижение», – отметил Рустам Танкаев, генеральный директор консалтинговой фирмы «ИнфоТЭК-Терминал».
С ним солидарна управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. «Производство катализаторов гидроочистки для производства топлива класса Евро-5 на базе уфимской группы НПЗ, безусловно, прорыв для российской нефтегазовой отрасли. Необходимо отметить, что долгие годы производство таких катализаторов было прерогативой западных компаний, например Shell, Chevron. Поэтому если бы эти продукты попали под очередные западные санкции, то российский топливный комплекс откатился бы на несколько лет назад: у нас просто не было бы возможности производить высококачественный дизель», – констатирует она.
Досанкционный рывок
Между тем «Роснефть» задолго до введения против нее санкций сделала ставку на замену иностранного оборудования и компонентов аналогами российского производства.
«Особенно программа импортозамещения активизировалась в 2014 году, когда в отношении России и, в частности, «Роснефти» начали вводиться рестрикции. Нельзя было исключать, что поставщики катализаторов попадут под вторичные санкции», – указывает доктор экономических наук Никита Кричевский.
По его словам, здесь налицо и экономический аспект. Каждая вертикально интегрированная компания заинтересована в создании производства полного цикла: от добычи сырья до продажи продукта конечному потребителю. И не следует забывать, что импорт катализаторов был более затратен, чем их собственное производство.
Свои НИИ, свои заводы
В настоящее время ключевую роль в развитии программы импортозамещения производства катализаторов играют специализированные дочерние предприятия «Роснефти»: Ангарский завод катализаторов и органического синтеза и Новокуйбышевский завод катализаторов.
Именно катализаторы, выпущенные на Ангарском заводе катализаторов и органического синтеза, начали в прошлом году использоваться на установках по производству водорода на Куйбышевском НПЗ и Рязанской НПК. Ранее ангарские катализаторы заменили импортные аналоги парового риформинга метана на водородных установках «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-Новойл» и Сызранского НПЗ. Доля собственных катализаторов парового риформинга при производстве водорода на НПЗ «Роснефти» достигла 77 %.
Помимо двух предприятий по выпуску катализаторов, в составе «Роснефти» есть научные центры, занимающиеся их разработкой, – «РН-ЦИР» и ВНИИНП.Таким образом, «Роснефть» не зависит от западных инженеров и поставщиков.
Инвестировать лучше всего на родине
Теперь же «Роснефть» получила прекрасную возможность обеспечить выпуск качественного дизельного топлива с использованием российских катализаторов.
«Без современного экологичного топлива мы уже не останемся. Более того, российские катализаторы по многим характеристикам превосходят импортные аналоги. Производство налажено на высочайшем технологическом уровне, продукция конкурентоспособна на внешних рынках, катализаторы «Роснефти» экспортируются. Полагаю, они будут поставляться и на зарубежные НПЗ «Роснефти», например в Индии и в Германии – здесь можно предвидеть значительный синергетический эффект», – подчеркнул Рустам Танкаев.
Сходной точки зрения придерживается экономист Михаил Делягин. «Подобные катализаторы позволяют производить более чистое топливо, и здесь возникает не только вопрос безопасности и зависимости от иностранного поставщика, поставки со стороны которого могут быть в любой момент пресечены, но и вопрос развития российской экономики, – сказал он. – Собственные производства создают рабочие места в России, а не, допустим, в Европе. Тот, кто вкладывает средства в российский товар, стимулирует развитие российской экономики. Тот, кто вкладывает средства в товар, произведенный конкурентами России, стимулирует развитие экономики конкурентов России».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин