На Среднем Урале за последний год прошли массовые перестановки в силовых органах. Руководители сменились практически во всех силовых ведомства – свердловской Госавтоинспекции, полиции, Следственном комитете и ФСБ. Силовики на Урале всегда считались отдельно существующим кланом, который имеет влияние на политические процессы в регионе. Такая кардинальная смена руководства сразу во всех силовых органах для региона – первый случай. На места ушедших начальников назначены новые. Как они будут выстраивать отношения с региональными властями, чего от них ждать и останутся ли силовики отдельным кланом на Среднем Урале – в материале «ФедералПресс».
Демин – Кисляков
Первым под кадровую ротацию попал бессменный, казалось бы, начальник свердловской ГИБДД Юрий Демин, который возглавлял ведомство с 2005 по 2018 годы. Полковник был очень заметной фигурой в регионе. Демин окончил Свердловский юридический институт, где также учился генеральный прокурор России Юрий Чайка и многие чиновники. Из-за этого часто говорят, что еще со студенческих временен Демин поддерживал отношения со многими влиятельными силовиками, которые в дальнейшем и помогли ему обзавестись полезными связями в Москве. Если же говорить о его увольнении, то причина звучала так: «Уволен в связи с истечением срока действия срочного трудового договора». Но на самом деле наиболее вероятной причиной, и одной из самых правдоподобных, очевидцы называют скандал с теперь уже бывшим заместителем начальника ГИБДД региона Александром Юнусовым.
За 13 лет работы в Госавтоинспекции Демин не раз фигурировал в заголовках СМИ. Например, в 2009 году вся область обсуждала конфликт главного инспектора региона с фотографом, которого, как заявлял пострадавший, Демин ударил в нос, а также сломал фотоаппарат. Инцидент дошел до суда. Дело контролировал в свое время полпред Николай Винниченко. Демина на время следствия не арестовали, а чуть позже Верх-Исетский районный суд принял решение о прекращении уголовного преследования полковника. Причина – гособвинение отказалось поддерживать обвинительное заключение.
Еще экс-глава ГИБДД запретил подъезд к ТЦ «Комсомолл» из-за «опасности для дорожного движения». Конфликт длился несколько лет. В итоге победила Госавтоинспекция: владельцы ТЦ оборудовали подъезд к торговому центру, как того требовала ГИБДД.
Критиковал Демин и транспортную реформу в Екатеринбурге, активно проводимую администрацией города. Он также был недоволен отсутствием «выделенок» для общественного транспорта на Малышева, организацией платных парковок и уборкой города от снега. Таким образом, экс-глава свердловской Госавтоинспекции запомнился как ярый противник администрации Екатеринбурга. Примечательно, что все это происходило на фоне так называемой войны города и области.
При этом эксперты сходятся во мнении, что Демин все же сумел навести порядок в ГИБДД. Например, в 2017 году он был единственным, кто посетил дальнобойщиков на кольцевой автодороге, бунтовавших против системы «Платон». Речь шла о сборе средств за проезд фур по федеральным трассам.
После ухода на пенсию Юрий Демин перешел на работу в структуры Уральской горно-металлургической компании, считающейся близкой к региональным властям. Однако проработал там недолго – около года, а затем стал заместителем главы службы безопасности по режиму и охране УК «УЗТМ-Картэкс» (принадлежит «Газпромбанку». – Прим. ред).
На должности главы свердловской Госавтоинспекции Юрия Демина сменил Алексей Кисляков, ранее занимавший пост в центральном аппарате МВД. Последние пять лет он руководил отделом по работе с обращениями граждан ГИБДД РФ. Эксперты уверены, что его переезд на Урал – шаг вверх по карьерной лестнице. На данный момент Кисляков ничем пока не запомнился: с чиновниками – ни городскими, ни областными – не воевал, с журналистами не ругался, никакие реформы не критиковал. Правда, и особых поводов для этого пока, к счастью, не было.
Задорин – Богинский
В прошлом году покинул свой пост и руководитель регионального управления СКР Валерий Задорин: президент подписал указ о его отставке в апреле 2018 года. Освободил пост Задорин в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. В регионе экс-глава СК проработал восемь лет. До назначения в Екатеринбург он служил в Кургане первым замом областного прокурора и в Челябинске – заместителем руководителя СКР региона.
Слухи о том, что Задорин покинет Свердловскую область, ходили давно. При нем случился скандал с «тагильской борзотой». Руководство Нижнетагильского завода теплоизоляционных изделий задолжало 130 рабочим заработную плату на 13 млн рублей. Хозяин предприятия сообщил, что погасит долг, только когда его об этом лично попросит Владимир Путин. В ответ президент потребовал разобраться с «борзотой».
За время службы Валерий Задорин запомнился тем, что лично участвовал в решении всех громких конфликтов на Урале, сам выезжал на места громких происшествий.
Без начальника СК Свердловская область пробыла полгода. В сентябре на пост главы регионального СКР был назначен Михаил Богинский, который до этого возглавлял тюменское СУ СКР. При этом, по мнению ряда наблюдателей, тюменская политическая традиция вполне может быть не пустым звуком и для силовиков, тем более что Тюменская область известна своей жесткой вертикалью власти.
Бородин – Мешков
В начале октября прошлого года стало известно об отставке главы ГУ МВД по Свердловской области Михаила Бородина. Службу Михаил Бородин продолжил на аналогичном посту в Воронежской области. Как и Валерий Задорин, Михаил Бородин проработал на Среднем Урале восемь лет. При этом в Екатеринбурге он переехал из Москвы с должности начальника УВД по Юго-Восточному административного округу. Вскоре после этого в Свердловскую область начали прибывать и другие сотрудники из Москвы: генерал перевез с собой на Средний Урал и своих людей. Эксперты не отрицают, что благодаря Бородину в Екатеринбурге практически не осталось криминальных авторитетов.
Однако, как отмечают ряд наблюдателей, в последний год можно было наблюдать обострение отношений между МВД и СК. Так, в частности, в поле зрения следователей, причем из московского аппарата, попали сразу несколько высокопоставленных полицейских. Так, по подозрению во взяточничестве был задержан начальник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции майор полиции Эдуард Воронин. Чуть позже – начальник отделения Верх-Исетского района ОЭБиПК УМВД Екатеринбурга Игорь Гайдакович-Соколюк. Еще через какое-то время задержали сразу двух сотрудников управления экономической безопасности и противодействия коррупции. В день ухода Бородина в УВД Екатеринбурга прошли обыски.
Без начальника регионального МВД Свердловская область пробыла почти год. По мнению полпреда в УрФО Николая Цуканова, из-за того, что вовремя не были решены кадровые вопросы, в областной полиции ослабла дисциплина. А за январь – август 2019 года количество преступлений на Среднем Урале увеличилось на 4 %.
В августе текущего года на должность начальника ГУ МВД по Свердловской области был согласован глава астраханского УМВД генерал-майор Александр Мешков. В силовых структурах Астраханской области о Мешкове отзываются положительно.
Как рассказал «ФедералПресс» источник в силовых структурах региона, пожелавший остаться неназванным, в скандалах Мешков замечен не был, «зачистками не славился», «был лоялен и спокоен».
Наблюдатели обращают внимание на любопытный факт – отставка Мешкова совпала с приходом в регион на тот момент врио губернатора Игоря Бабушкина. По одной из обсуждаемых в то время версий, от Бабушкина ждали «зачисток» среди чиновников. Вскоре после отставки Мешкова и прихода Бабушкина «полетели головы»: уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновников возбуждались пачками.
Вяткин – Зиновьев
Последним в этой череде ротаций стал генерал-лейтенант, глава свердловской УФСБ Александр Вяткин, возглавлявший ведомство с 2012 года. По некоторым данным, он перейдет работать в службу безопасности госкорпорации «Росатом». С 1999 по 2002 год Вяткин служил заместителем начальника УФСБ в Пермском крае, после – начальником УФСБ в республике Тыва. А с 2003 по 2007 год Александр Вяткин возглавлял региональное УФСБ России по Тюменской области.
В силу специфики работы о громких делах чекистов широкой публике неизвестно, но считается, что оно и к лучшему – значит, хорошо работают. Однако кое-что все-таки утекает в прессу. Одно из последних громких дел – предотвращенный в городе Кушва теракт в духе школы «Колумбайн». За прошедшие годы при Вяткине пресекли деятельность «банды хакеров» и задержали вербовщиков запрещенного в России «Исламского государства». Организатор был найден именно на Среднем Урале. На счету УФСБ и пойманные члены ОПС, которые торговали наркотиками сразу в трех регионах. В 2017 году сотрудники накрыли сеть подпольных оружейников в 21 регионе России.
Ряд наблюдателей отмечают, что у экс-главы свердловского ФСБ были весьма натянутые отношения с нынешним главой региона Евгением Куйвашевым. Здесь же уместно вспомнить и о громких делах в отношении ряда свердловских министров. По информации источников «ФедералПресс», не раз появлялись вопросы у чекистов, например, к экс-министру здравоохранения Свердловской области Аркадию Белявскому. Да и «дело МУГИСО» еще не забыто.
Новым начальником УФСБ по Свердловской области назначен экс-глава УФСБ по Тульской области генерал-майор Алексей Зиновьев. Он родом из Зауралья, начинал работать оперуполномоченным УФСБ России по Курганской области и дошел до начальника подразделения центрального аппарата ФСБ России.
«Будут обречены на участие во внутриполитических процессах»
По мнению большинства экспертов, в Свердловской области силовики всегда имели политический вес, выступая своеобразным противовесом, занимающимся контролем исполнительной и законодательной власти. Такого мнения придерживается и политолог Александр Пирогов.
«Например, прокуратура в свое время в законодательном собрании отправила в отставку большое количество депутатов из-за ошибок в декларациях. Начальник УФСБ активно оказывал влияние на общественно-политические процессы. Можно вспомнить и Пьянкова (экс-глава МУГИСО, – Прим. ред.), и Белявского (экс-глава свердловского минздрава, – Прим. ред.) и других министров, которые стали «жертвами» могущественного генерала. Действительно, генералы в свое время создавали клуб, который в жизни не существовал, но такой штамп укоренился в общественном создании и продолжает жить собственной жизнью. Неудивительно, что смена руководителей силовых ведомств если не выглядит достаточно конспирологично, то как минимум подталкивает участников политических процессов пытаться понять, что стоит за этим и к чему это приведет», – поделился мнением с «ФедералПресс» эксперт.
При этом он отметил, что, по его мнению, эти отставки друг с другом не связаны, равно как и не связаны с какими-то общественно-политическими процессами последнего года. «Я вижу это как типичную и распространенную практику ротации силовиков – из региона в регион. Они достаточно часто переходят – это один из элементов управления и некой противокоррупции. Человека присылают в регион, который не входит в кланы, здесь он выглядит несколько отчужденно и объективно, что позволяет ему более взвешенно принимать те решения, которые влияют на события в регионе. Силовики действительно играют очень сильную роль, а Свердловская область – крайне сложный регион с внутриэлитными раскладами, в котором силовики занимают серьезную нишу и приглядывают за игроками элитных групп. Ожидать какой-то сверхмеры от силовиков не стоит, но новые руководители будут обречены на активное участие во внутриполитических и общественно-политических процессах, опять же, из-за того, что у нас специфический регион, где есть политические игроки, привлекающие различные силовые органы», – резюмировал эксперт.
Директор института региональной политики Дмитрий Журавлев предположил три варианта массовой ротации силовиков на Среднем Урале: совпадение, активность местных властей и громкие скандалы. «МВД и ГИБДД – принцип двух ключей: министр внутренних дел плюс какая-то позиция губернатора, которая учитывается. СКР и ФСБ – вертикально интегрированные структуры, где сами своих людей назначают и снимают. Как-то согласовывается еще с полпредством. Вариант, что одна метла где-то в губернаторском кресле, в Совете безопасности, в правительстве, вдруг взяла и смела силовых руководителей, инструкционально невозможен. Существует три варианта: первое – совпадение, второе – активность местных властей, но поддержанная на верхнем уровне (либо у губернатора очень хорошая поддержка в высших эшелонах власти, либо что-то случилось, о чем нам с вами неизвестно, что потребовало сменить силовых руководителей), третье – скандал, но громких разбирательств в регионе я не припомню. Без дополнительной поддержки ни у губернатора, ни у полпреда не хватит сил сменить всех руководителей», – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» эксперт.
Он также добавил, что и МВД и ГИБДД в любом случае будут взаимодействовать с губернатором, и проблем не будет, если только установки по первым лицам не придут из Москвы, что маловероятно. Если говорить о ФСБ, то у них более крупные задания, отмечает эксперт, а шаги и решения губернатора или других чиновников они могут оценивать как неправильные, если это касается их сферы деятельности.
«Специфические игроки – штука хорошая, но вот привлечь ФСБ довольно сложно – это жесткая вертикально интегрированная структура. Начальника ФСБ снимут из Москвы и губернатора не спросят об этом, если тот начнет сильно привлекаться к политическим играм. Чтобы снять начальника МВД – это тоже нужен приказ министра, но принято согласовывать с губернатором. Бывали такие случаи, например, когда начальник ФСБ в Марий Эл довольно долго играл в политику, но все-таки это не системное – дадут по рукам, если сильно будешь играть», – резюмировал Журавлев.
А директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков, напротив, считает, что политический вес силовиков – всего лишь миф. «Я не слышал, чтобы наши руководители, опять же, вмешивались в политику. Смена руководств – нормальная практика ротации. Не думаю, что здесь была какая-то плановая зачистка. Поменяться ничего не должно, ведь у нового главы – свой метод общения и руководства, у всех он разный. <...> Что же касается политического веса, то да, мифология была: что этого человека поддержало это ведомство, а другого – другие. Уход силовиков может быть разный – из-за работы подчиненного, например. Предаваться слухам не стоит», – уверен Русаков.
Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин, ДИП губернатора Свердловской области, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, УФСБ России по Тульской области, инфографика / Елена Майорова