Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил, что в регионе начнется преобразование в системе управления регионом. По его словам, вместо действующих институтов власти будут созданы четыре администрации, а министерства будут преобразованы в проектные офисы. Кстати, всем чиновникам Ульяновской области предстоит пройти экзамен на знание проектного управления. Будет ли воплощена в жизнь данная инициатива и ждет ли благодаря ей ульяновцев светлое будущее – в материале «ФедералПресс».
«Первые шаги начнутся уже в этом году»
На своей странице в Facebook Сергей Морозов заявил, что уже с начала октября стартует преобразование системы управления регионом. Планируется создание четырех администраций: губернатора, развития реформ, жизнедеятельности и социального благополучия. Действующие министерства в свою очередь трансформируют в проектные офисы. «Их деятельность будет направлена на устойчивое развитие Ульяновской области», – добавил Морозов.
Также глава заявил, что подписал распоряжение о создании центра управления регионом и утвердил проект концепции бережливого управления в правительстве Ульяновской области и исполнительных органах государственной власти до 2023 года.
Как пояснили «ФедералПресс» в пресс-службе главы региона, распоряжение о смене системы управления в Ульяновской области уже подписано губернатором. «Сейчас прорабатываются конкретные шаги и конкретные планы того, как эта схема будет внедрятся в систему управления. Можно сказать, что со следующего года в Ульяновской области уже планируется первые моменты реализовать», – пояснили в пресс-службе.
Однако, по словам собеседника агентства, говорить точно, когда данная реформа начнет работать, пока некорректно. Это станет ясно исходя из того, как будет протекать процесс внедрения.
«Первые шаги начнутся уже в этом году. Однако актуально на сегодняшний день – распоряжение и разработка конкретных планов действий, конкретных шагов специально созданной группой», – отметили в пресс-службе.
Кроме того, стало известно, что теперь ульяновским региональным и муниципальным чиновникам предстоит сдавать экзамены по проектному управлению. Первыми сертификацию должны пройти члены правительства. Правило начнет действовать в 2020 году. По мнению главы, таким образом будет повышена активность институтов развития.
«Зачем ломать то, что работает?»
Примечательно, но еще летом этого года в кулуарах Петербургского международного экономического форума Морозов заявил, что система управления Ульяновской области может быть изменена. Тогда же стало известно, что губернатор планирует заменить правительство на проектные офисы. Они призваны координировать деятельность региона в различных сферах. По его мнению, эти изменения дадут возможность увидеть, как чиновники умеют работать и достигать поставленных целей. Часть специалистов предполагалось нанимать по договорам под конкретные задачи. В результате преобразований правительство региона должно будет отойти от текущей операционной деятельности и сделать упор в работе на перспективу.
8 августа стало известно, что губернатор решил совместить должности главы региона и председателя правительства. Морозов отметил, что в начале месяца на заседании заксобрания депутаты высказали серьезные претензии к работе облправительства, в основном они касались расходования средств на реализацию важнейших программ. В итоге глава региона «принял на себя всю полноту ответственности за развитие Ульяновской области» и совместил полномочия губернатора и премьера.
По словам председателя политической экспертной группы Константина Калачева, Морозов «очень любит инновации, но иногда это уже перебор». «Он очень зависим от своего рейтинга. Во всяком случае, раньше был зависим. Когда рейтинг полз вниз, принимались те или иные меры, в частности, принимались кадровые решения, которые должны были рейтинг поднять. Полагаю, что его категорически не устраивает ситуация с низким рейтингом», – пояснил эксперт.
Со слов Калачева, все означает только одно: «Он руки не сложил и пытается сформировать свою собственную повестку». «Посмотрим на результат, разумеется. Но если это перемена ради перемен, можно получить обратный эффект. Зачем ломать то, что работает? Здоровый консерватизм – это то, чего всегда не хватало», – прокомментировал Калачев.
Слова Калачева подтверждает и то, что Морозов попал в десятку губернаторов, за смену которых высказалось наибольшее количество жителей. Об этом свидетельствуют результаты закрытых соцопросов, проведенных весной этого года для администрации президента России.
По мнению экспертов, преобразования, предложенные Морозовым реальны, однако вряд ли принесут желаемых результатов. Политолог Николай Васин заявил, что «на протяжении всего срока пребывания в должности главы региона Морозова – это сплошные преобразования». «Их уже было на моей памяти, наверное, счет идет на десятки. Но Ульяновская область как была середнячком, так середнячком и осталась. Поэтому говорить о том, что это как-то радикально изменит я бы не стал», – добавляет Васин.
«Мы уже ее (реформу. – Прим. ред.) пытались сделать на федеральном уровне. После этого автора реформы пришлось срочно прятать, чтобы ему чиновники темную не устроили. Потому что логика есть в этой позиции, это не глупость какого-то недоделанного реформатора», – говорит директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По мнению эксперта, это вечная проблема государственного хозяйства, государственной собственности: «Преврати министерства в проектные офисы, и они будут работать по логике бизнеса. Они будут цели добиваться, а не бюрократией заниматься, вот основной тезис. Но называй как хочешь, а министерство останется министерством. Это административный орган и им зарплату платят. Они не на прибыль работают, а на зарплату».
Журавлев отметил, что от переназвания бюрократическая составляющая никуда не денется. «А на счет того, насколько проектный метод – метод выполнения задач? Это не метод управления. Это метод выполнения задач. В теории проектный метод должен быть эффективнее административного. Но пока все это в теории», – уверен эксперт.
«Я вполне допускаю, что система получит некий набор плюсов, но с ними и абсолютно такой же набор минусов. Идеи проектов хороши в бизнесе, потому что там есть конкуренция – не сделал ты, сделали противники. А губернатор он один. Конкурентного губернатора создать нельзя, можно создать конкурентные выборы на пост губернатора, а потом он остается один. Поэтому применение очень эффективной в бизнесе идеи очень часто себя не оправдывает. Не потому что идеи плохи, а потому что государство, это естественная монополия», – говорит Журавлев.
С ним солидарен директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин: «Подобные преобразования реальны, раз они продекларированы, другое дело что вряд ли это приведет к какому-то серьезному позитивному результату. У нас сейчас власти руководствуются негласным принципом – цель ничто, процесс все. Есть понимание того, что население не удовлетворено текущей ситуацией. Если брать губернаторский корпус, то с одной стороны давят снизу (неудовлетворенность населения) с другой стороны давит сверху – федеральный центр, который сам чувствует это давление населения снизу, сам не может ничего сделать и поэтому пытается спросить с тех, кто ниже его по иерархии».
По его мнению, в связи со сложившейся ситуацией, губернаторский корпус находится под двойным давлением.
Салин поясняет, что таким образом «копируются все рецепты с федерального уровня». «То есть на федеральном уровне объявляют различного рода громкие проекты, которые не приводят к улучшению, ну и эти рецепты копирует губернаторский корпус. Причем губернатор Ульяновской области, господин Морозов, он один из продвинутых и оперативных копировщиков. Когда еще в начале 10-х годов в рамках одной из компаний по борьбе с бюрократией, которая тоже ни к чему не привела. На федеральном уровне было объявлено о сокращении на 20 % чиновников, то Морозов был одним из первых кто это сделал. А что это изменило? Ничего это по большому счету не изменило. Поэтому да, почти со 100 % вероятностью можно сказать, что все эти меры будут реализованы и также, практически со 100 % вероятностью можно сказать, что ни к каким серьезным позитивным сдвигам это не приведет», – заключил эксперт.
Журавлев в свою очередь подчеркивает, что «размножение структур до добра не доводит»: «Потому что есть законы государственного аппарат. Они говорят так – структура создается под задачу, потом задача исчезает, а задача остается. То есть идея понятна. Давайте у нас будет отдельное ведомство, которое будет отвечать за благополучие людей. Но может быть благополучие без развития? Вряд ли. А если администрация губернатора не занимается развитием и благополучием, то что оно вообще там делает? Это не вина Морозова, это гораздо более глубокая пробелам. Можно ли так поделить функции и институты, чтобы они стали суперэффективные».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева