Операторы по добыче нефти и газа, экономисты, слесари-ремонтники, механики… Сегодня каждый сотрудник «Самотлорнефтегаза» может повлиять на эффективность работы предприятия в целом или как минимум улучшить работу на своем участке. Уже 9 лет в дочернем предприятии «Роснефти» действует система непрерывных улучшений. Результат работы программы – более 10 тысяч инициатив. Свою идею на суд экспертов может предложить любой желающий. Лучшие разработки берут на апробацию и в случае положительного результата тиражируют на всем предприятии. В этом мы убедились, побывав в цехе эксплуатации и ремонта трубопроводов № 2.
Маяк на трубопроводах
Вот вдоль трассы, там, где проходит трубопровод, сразу заметен ярко-красный маяк на металлическом стержне. Выясняется, что это прибор, с помощью которого определяют амплитуду колебания трубопровода и следят за плавающими участками.
«По этим трубам мы перекачиваем трехфазовую жидкость (нефть, вода и газ). За счет этого трубопроводы подвержены вертикальным нагрузкам, – рассказывает начальник цеха эксплуатации и ремонта трубопроводов № 2 Василий Смоленинов. – Когда полость заполняется газом, то труба легкая – она всплывает. Когда жидкостью – тонет. Иногда амплитуда достигает полуметра. Чтобы избежать перегрузки, мы трубопроводы балластируем».
Особенно тяжело отслеживать состояние коммуникаций в паводковый период. Раньше, чтобы проверить состояние, на место подтопления выбирался обходчик и вручную замерял уровни. Пойди обойди многокилометровые самотлорские трубопроводы!
Три года назад в «Самотлорнефтегазе» придумали вот такой маяк на стойке. Конструкция эффективна и при этом недорогая в производстве. Активный магнит, стержень, на который для удобства закрепили измерительную ленту, и тот самый яркий поплавок-маяк, видимый издалека. Теперь можно подъехать и с расстояния оценить ситуацию. Если маркер не движется, значит, трубопровод достаточно балластирован и не подвержен вертикальным нагрузкам.
Система работает
В сезон только во втором цехе «Самотлорнефтегаза» выставляют до 30 таких устройств. Они тиражированы во всех трех цехах эксплуатации и ремонта трубопроводов. Прибор был взят на вооружение в рамках проекта «Система непрерывных улучшений». Ежегодно в своеобразном конкурсе инициатив участвует до четверти всего персонала общества. Из десяти тысяч поданных инициатив треть направлена на внедрение нового оборудования и технологий.
Тиски для фланцев
Одно из таких изобретений нам показывают здесь же, в цехе эксплуатации и ремонта трубопроводов № 2. Официально оно называется «выравниватель фланцевых пар». Фланец (для тех, кто не знает) – деталь с отверстиями для болтов и шпилек, которая нужна для соединения труб. Применяют их в том числе и на трубопроводах. Это должно быть очень надежное соединение. При монтаже и демонтаже задвижек и заглушек на запорной арматуре фланцы приходится разъединять. В год на трубопроводах цеха проводят порядка 20 подобных операций. Это очень трудоемкий процесс. Раньше его проводили с помощью любых подходящих подручных средств, применяли ломы и клинья. Однако разъединить фланцы – полдела. Их нужно потом еще и соединить. А в процессе работ неизбежно происходит смещение частей пары относительно друг друга. Некоторое время назад нефтяники разработали оборудование. Специальные софты под разные диаметры занимают два больших чемодана. Комплекс помогает разводить и сводить пару, но даже он в первоначальном варианте не позволял точно совместить два фланца. И приходилось опять действовать кустарным методом. Тогда как работа эта газоопасная, не приемлющая резких движений. В итоге весь процесс замены занимал долгие 6–8 часов.
В «Самотлорнефтегазе» усовершенствовали прибор. В итоге появился специальный комплексный инструмент, в который одновременно вставляется несколько софтов из комплекта. Внешне он напоминает тиски. Чаще всего во фланцы вставляют два (в крайнем случае три) таких инструмента, зажимают и без применения излишней физической силы, при помощи резьбы производят подгонку. Сначала инструмент изготовили собственными силами, опробовали его и обратились к институту, который разрабатывал оборудование. Там выравниватель довели до ума, лицензировали и запустили в производство. Раньше только подгонка задвижки занимала у нефтяников до нескольких часов, сейчас – всего 30–50 минут. А общее время работ сократилось вдвое.
Подобные изобретения появляются ежегодно. Жизнь всех запущенных проектов можно отследить в базе «Инициатива». Общий экономический эффект программы уже составил 1,3 млрд рублей.
Фото: АО «Самотлорнефтегаз»