В начале октября Минэкономразвития опубликовало очередной доклад о перспективах экономического развития регионов России на ближайшие пять лет. Наиболее интересные цифры в нем связаны с Дальним Востоком – так, Чукотке обещают небывалый подъем, а Сахалинской области (внезапно) спад. Насколько реалистичен данный прогноз – в материале «ФедералПресс».
Регионы в вакууме
По мнению чиновников из Минэкономразвития, самым энергично развивающимся регионом России станет Чукотка. Валовой региональный продукт там вырастет на 8,8 процентов. При этом Чукотский автономный округ является далеко не самым развитым и богатым регионом Дальнего Востока. Доля валового регионального продукта Чукотки в российской экономике – 0,1 %. Для сравнения: не столь богатое ресурсами Приморье дает 0,9 % общероссийского ВРП.
В чем причины такого «экономического чуда»? Оптимистичный прогноз связан с рядом инвестиционных проектов, которые будут реализовывать в регионе. Все они были представлены на последнем Восточном экономическом форуме – там правительство АО подписало более десятка соглашений. Связаны эти начинания, в основном, с добывающей промышленностью: энергомост с Колымой, разработка месторождений, и так далее.
Вместе с тем, прогноз сулит проседание Сахалинской области – одному из самых богатых и быстро развивающихся регионов ДФО. Будущее островного региона в Минэкономразвития видят крайне печальным: речь идет о сокращении экономики на 14,6 процентов за пять лет. Причиной такого неутешительного прогноза стало запланированное сокращение добычи в нефтегазовом секторе (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»). Дескать, объемы снизятся, а за ними последуют стагнация, упадок и полный карачун.
На первый (поверхностный) взгляд, это все имеет смысл. На Чукотке – рост добычи, на Сахалине – сокращение, вот вам и показатели. В конце концов, в Министерстве экономического развития сидят профессионалы, которые должны видеть экономическое будущее страны. Однако весь прогноз перечеркивается несколькими простыми вещами. Экономические показатели в нем, по большому счету, рассчитываются для «регионов в вакууме».
«Важный момент: практически ни один прогноз Минэкономразвития сроком более чем на год не пока не сбылся. Это много говорит о качестве этой работы. Чтобы объективно оценить будущее ДФО, надо помнить, что Россия в экономическом смысле – унитарное государство. У нас не Соединенные штаты. Поэтому для всех регионов характерны одни и те же макроэкономические тенденции. У нас же везде один и тот же курс доллара, курс нефти, одна экономическая модель. Именно от этого во много зависит экономическое развитие регионов», – рассказал «ФедералПресс» экономист Максим Кривелевич.
Забыли о политике
Прогноз не учитывает огромное число факторов, которые влияют на рост благосостояния. О многом говорит тот факт, что прогноз Минэкономразвития на 2018 год впоследствии признали заниженным.
Для роста экономики гораздо большее значение имеет инвестиционная привлекательность регионов, а также экономическая политика внутри каждого субъекта федерации. Эти факторы намертво привязаны к политической составляющей. Прогноз же не учитывает роль данного фактора – а ведь именно от действий правительств и губернаторов зависит привлечение инвестиций и реализация разных программ. Все это, в конечном итоге, влияет на экономику.
«Сейчас главным вызовом для российской экономики является налоговое давление. В этой области идет мощное затягивание гаек. Именно власти регионов могут с ним бороться: вводить специальные льготные режимы, какие-то послабления, субсидии и так далее. Из этого, по большому счету, складываются перспективы развития регионов», – считает Кривелевич.
Как с инвестиционной привлекательностью, так и с льготными экономическими режимами на Дальнем Востоке все очень неплохо. И территории опережающего развития, и Свободный порт Владивосток в последние пару лет наконец-то стали давать какой-то ощутимый эффект для экономики. Инвестиционная привлекательность наиболее развитых регионов ДФО также растет. В этом плане Сахалин, Приморье и Хабаровский край является одними из из передовых субъектов Дальнего Востока.
«В развитие Дальневосточного федерального округа сейчас вложены большие средства, туда идет огромный поток инвестиций. Поэтому не думаю, что там будет наблюдаться снижение экономики, наоборот – сейчас округ готовится пожинать плоды прежней работы», – считает доктор экономических наук Юрий Чукреев.
Что до работы властей, то и здесь картина очень неплохая. По мнению политолога Петра Ханаса, Сахалинская область за этот год стала лидеромпо числу региональных практик. Благодаря различным программам, а также тесному сотрудничества власти с бизнес-средой, островной регион довольно бурно развивается. В область потекли инвестиции, а также крупные транши из федерального бюджета. Поэтому прогнозировать упадок только из-за снижения добычи в нефтегазовом секторе – весьма странный шаг. На той же Чукотке дела с инвестициями и финансированием обстоят хуже (несмотря на действительно активное развитие региона).
Главная угроза
Впрочем, угрозы для дальневосточной экономики все-таки имеются, и довольно серьезные. Однако связаны они, прежде всего, с общероссийскими тенденциями: как мы писали выше, экономика в России унитарная. Как рассказала профессор кафедры госрегулирования экономики ИГСУ РАНХиГС Ольга Маликова, главные риски связаны с экспортной специализацией ДФО.
«Богатый природный потенциал делает Дальний Восток поставщиком продукции топливно-энергетического комплекса, а также других ресурсов. Однако в мире сейчас происходит замедление спроса на традиционные энергоносители. Кроме того, на рынок выходят новые поставщики углеводородов. В ближайшие годы мы можем ожидать не самую благоприятную конъюнктуру для развития основных отраслей экономики ДФО», – рассказала она.
Способ избежать этих рисков один – диверсификация экономики, о которой говорят уже не одно десятилетие. Однако особого прогресса пока не намечается, хотя в эти цели сейчас активно вкладываются. Эксперты сходятся во мнении, что для коренного изменения ситуации необходимо развивать социальную сферу. Это позволит сократить отток населения – и даст шанс на реализацию любых инициатив.
«В ДФО сейчас запускают массу новых проектов, причем не только в добывающей отрасли. Планы у чиновников масштабные, но все они упираются в нехватку людей. Отток населения сохраняется, и встает вопрос: а кто на всех этих проектах будет работать? Этот момент нужно решать в первую очередь», – считает Юрий Чукреев.
Одно цепляется за другое. Без нормальной «социалки» экономика Дальнего Востока в будущем действительно начнет стагнировать – вся, целиком и полностью. Однако то же самое можно сказать и про многие другие регионы России. Просто в ДФО эта проблема стоит острее из-за обилия природных ресурсов.
Очевидно одно: пока прогноз Минэкономразвития не отражает реальной картины экономической ситуации на Дальнем Востоке. А потому относиться к нему стоит все-таки осторожно.
Фото: minvr.ru,sakhalin.gov.ru,minec-rd.ru