В Челябинске зреет скандал в сфере культуры. Местных художников возмутило назначение на пост директора центра искусств человека, который якобы пообещал начать продавать муниципальные мастерские, а право их аренды отыгрывать на аукционах. Оказалось, что за последние годы претензии к «культурным» чиновникам накопились как снежный ком. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Нас выживают»
После смены руководства в Челябинском центре искусств в культурной среде начал зарождаться бунт. Многие оказались недовольны отставкой Светланы Бахаревой, которая является членом правления регионального отделения Союза художников России, членом международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО. По ее словам, с ней поступили нечестно: предложили стать заместителем директора, но приказ о назначении так и не подписали.
«Заявление о моем назначении было подписано, я проработала четыре месяца, но так и не получила зарплату. В итоге выяснилось, что я не трудоустроена. Мне остались должны 100 тысяч рублей. Булычев разговаривал со мной грубо, грозился «набить морду». И это происходило в коридоре управления культуры. Культуры! А тут сленг 90-х годов», – рассказала Светлана Бахарева.
В управлении культуры Челябинска опровергли эту информацию, сообщив, что сотрудница получила расчет. «С Бахаревой Светланой Васильевной договор не расторгался, а был прекращен в связи с истечением его срока действия (ст. 79 ТК РФ). В установленный Трудовым кодексом РФ срок с ней был произведен полный расчет и выдана трудовая книжка», – прокомментировала и. о. начальника управления культуры администрации Челябинска Валерия Карпенко.
Руководителем организации стал Владислав Булычев. Он вступил в должность менее полугода назад. При встрече с журналистом «ФедералПресс» о себе рассказал, что является мастером спорта по боксу. Он также сообщил, что в последнее время уволилась не только Бахарева, но и главный бухгалтер Елена Анашкина.
Центр искусствпо праву оперативного управления владеет всеми мастерскими, которые сдает либо безвозмездно, либо за небольшую арендную плату художникам и скульпторам. Всего таких объектов в Челябинске около 50. По данным источников «ФедералПресс», в настоящее время есть риск выселения арендаторов из муниципальных мастерских. Напомним, в советские годы мастерские строились в новых высотных домах. Это была своего рода социальная ответственность застройщика. Недавно прошел слух, что руководство Центра искусств рассматривает возможность выставления этой недвижимости на торги. Кроме того, якобы может быть рассмотрен вопрос о ежегодном проведении аукционов на право аренды этих специфических помещений. Творцы говорят, что для их профессии это недопустимый вариант.
«Создается впечатление, что нас выживают. Учреждению переданы полномочия по управлению мастерскими как городским имуществом. Это хорошее содействие художникам города Челябинска, вклад города в развитие искусства. Прежние руководители понимали эту цель. И вдруг художники заговорили о продаже и торгах на право аренды мастерских. Это не просто голые стены, это объект культуры, где художник наращивает свой потенциал, создает и хранит работы. Играть какие-то торги и ежегодно переезжать в другие мастерские, собирая свое имущество, менять творческую среду – недопустимо! Только освобождение мастерской может занять несколько месяцев», – сетует художник, первый заместитель председателя Челябинской региональной организации «Творческий союз художников России» Валерий Малецкий.
По рассказам художников, фраза о возможной продаже мастерских прозвучала от директора Центра искусств Булычева на первом организационном собрании.
«Очевидно, художники, которые будут вести себя тихо, будут иметь места для работы. Но эти мастерские у них в любой момент могут отобрать», – считает Светлана Бахарева.
Однако Управление культуры опровергло информацию о возможных действиях с недвижимостью, о которой говорят художники. «В ближайшее время реформирование мастерских не предполагается», – сообщила Валерия Карпенко.
«Оказались за бортом»
Очевидно, неосторожный слух о мастерских стал лишь последней каплей в чаше накопившихся и не высказанных обид творческих людей. Они говорят, что чувствуют, как их отстранили от важных для города вопросов, не приглашают в экспертные советы. Профессионалы говорят, что хотели бы заранее знать о планируемых к реализации проектах и обсуждать их вместе с властями. Сейчас же общественность зачастую узнает, к примеру, о реконструкции каких-то исторических или культурных объектов тогда, когда работы уже начинаются.
«Что касается публичности обсуждения вопросов, рассматриваемых тем или иным экспертным советом Администрации города Челябинска, то они все проходят исключительно на публичной основе, сведения о месте проведения и рассматриваемом вопросе всегда публикуются на сайтах отраслевых органов Администрации города Челябинска, и любой гражданин вправе их посетить», – прокомментировали в управлении культуры.
Меж тем до сих пор таит обиду скульптор-монументалист Вардкес Авакян, с которым не согласовали строительство в 2013 году торгового комплекса перед памятником Курчатову. Объект культурного наследия теперь сложно разглядеть с проспекта Ленина из-за нового здания. Авакян даже отказался от звания Почетного гражданина города Челябинска, так как почувствовал неуважение к себе и своей работе.
«Люди из сферы культуры оказались за бортом: нет социальных гарантий, нет государственного заказа, соответственно, они в большей степени ищут частный заработок. Многих выручает лишь преподавание в школах искусств, вузах. Мы не нужны городу. В итоге художники, скульпторы попросту уезжают», – рассказала бывший директор Челябинского центра искусств Светлана Бахарева.
Она также намекнула, что сейчас ситуация в сфере культуры похожа на передел в сфере контрактов. Проектирования, реконструкции, создание малых архитектурных форм и тому подобное могут приносить неплохой доход.
Некультурный ремонт
Нехватку профессионалов в публичной сфере отмечают и члены Общественной палаты города Челябинска. Ее представитель, судебный эксперт Владимир Добрынин считает, что, к примеру, ремонт и реставрация театра оперы и балета имени Глинки в центре Челябинска ведется неправильно. Он сомневается, что работы выполняют реставраторы с соответствующим уровнем образования. Кроме того, по его данным, используется материал низкого качества.
«Работы выполняет та же компания, которая испортила подземный переход на площади Революции, когда заменила ступеньки на гранитные худшего качества, которые к тому же зимой будут скользить. Так же и с театром. Меняют бордюры и плиты, которые простояли бы много лет. Аналогичная ситуация – с памятником Ленину, постамент которого отремонтировали за 15 миллионов. Там изначально стояли плиты, срок эксплуатации которых от 350 до тысячи лет. Зачем было их менять? К тому же скульптор Александров устанавливал там специальные подпорки, которые были нарушены. Памятник вообще может упасть. Понятно, что контракты получают фирмы, которые на аукционе предлагают самую низкую цену, но при этом страдает качество», – прокомментировал судебный эксперт, член Общественной палаты города Челябинска Владимир Добрынин.
Ранее в прокуратуре Челябинской области «ФедералПресс» подтвердили, что после проверки КСП реконструкции памятника Ленину ведомство направляет в Следственное управление материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В декабре прошлого года прокурор региона Виталий Лопин в интервью «ФедералПресс» говорил, что надзор за расходованием бюджетных средств будет усилен.
Еще одна свежая история, возмутившая общественность, – покраска фасада дома на Площади Революции, 2 в розовый цвет. Скандал разразился, напомним, в сентябре. Активисты-урбанисты забили тревогу, увидев испорченный, по их мнению, объект в самом центре города. Добрынин и некоторые художники считают, что этот дом вообще не требовалось красить.
«Небрежное отношение к истории и культуре города привело к тому, что мы сейчас видим. Утрачивается привлекательность города, падает интерес инвесторов. Сложно с ходу вспомнить какой-то новый творческий проект или мероприятие, которое прогремело бы хотя бы на весь Урал. Мы теряем творческую элиту», – поделился своим негодованием Владимир Добрынин.
Впрочем, теперь может появиться надежда на перемены. Сменилось руководство области, скоро будет назначен новый глава города, управление культуры возглавила молодой специалист Элеонора Халикова. Чиновники делают ставку на открытую публичную политику и прогресс в жизни города.
В правительстве Челябинской области сообщили, что поддержка творческих людей в регионе осуществляется. Кроме того, члены Союза художников регулярно привлекаются к работе в экспертных советах.
«Министерство культуры Челябинской области активно привлекает к сотрудничеству Челябинское региональное отделение ВТОО «Союз художников России» по нескольким направлениям. Союз является получателем средств субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства по госпрограмме «Развитие культуры и туризма в Челябинской области». Размер субсидии в 2019 году – 351,5 тыс. руб. для реализации проекта «Первый всероссийский пленэр». Министерством культуры ЧО запрашиваются предложения от ЧРО СХР по принадлежности вопроса. Например, предложения по наполнению барельефа «Тыл – фронту. Культура»», – привели примеры в министерстве культуры Челябинской области.
Кроме того, председатель и члены ЧРО СХР привлекаются в качестве экспертов в жюри различных конкурсов и фестивалей, организуемых минкультом региона. В пример приводят региональный этап Всероссийского конкурса рисунков о театре в 2019 году.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих