Top.Mail.Ru
Экономика
Ханты-Мансийский автономный округ
0

«Классическая приватизация прибыли и национализация убытков». «Корпорация развития» находится в предбанкротном состоянии

«В очередной раз подтвердилась неэффективность подобного механизма»
«В очередной раз подтвердилась неэффективность подобного механизма»

В начале месяца полпред президента в УрФО Николай Цуканов объявил, что акционеры АО «Корпорация развития» (бывший «Урал промышленный – Урал Полярный») завершают ликвидацию компании. Проект, созданный для развития транспортного коридора, который соединил бы месторождения и промышленные предприятия, не раз попадал в информповестку СМИ: речь шла о хищениях средств и уголовных делах, подрядчики пытались банкротить корпорацию. Акционеры компании все еще с осторожностью высказываются о перспективах ликвидации, а сама корпорация хранит молчание. Эксперты при этом указывают на целый список нарушений с момента создания компании. О том, как члены наблюдательного совета оценивают ситуацию и каково мнение экспертов о возможности ее ликвидации, – в материале «ФедералПресс».

«У организации нет долгов»

Как стало известно 4 октября, югорская межрайонная инспекция ФНС № 8 заморозила операции по счетам «Корпорации развития» в «СКБ-банке», Сбербанке, «Газпромбанке», «Росбанке», «Альфа-Банке» и ряде других кредитных учреждений. А в конце месяца компанию, по данным «СПАРК-Интерфакса», включили в «негативный реестр юридических лиц, имеющих задолженность по уплате налогов».

Также в отношении «Корпорации развития» в июле было заведено два исполнительных производства на общую сумму 88,1 тысячи рублей, которые касались взыскания налогов, сообщал «Коммерсант».

В Ленинском районном отделе приставов Екатеринбурга тогда отметили, что сумма уже погашена. «Сегодня у организации нет долгов», – уточнили там.

dcdcdfacc09bd335111e808c09d4d3c7.jpg

Спустя несколько дней полпред президента России в УрФО Николай Цуканов на встрече с руководителями СМИ заявил, что акционеры «Корпорации развития» завершают ликвидацию компании. При этом «Коммерсант» со ссылкой на свои источники сообщал, что компанию готовят к началу процедуры банкротства.

Как смотрят на текущую ситуацию акционеры

«ФедералПресс» взял комментарии в профильных департаментах правительств «тюменской матрешки», руководители которых входят в наблюдательный совет «Корпорации развития».

В депэкономики Югры агентству пояснили, что действительно Межрайонной ИФНС России № 8 по ХМАО-Югре были приостановлены операции по счетам корпорации, однако размер приостановки по требованию налоговой составил не более 300 тысяч рублей.

Задолженность возникла по налоговым обязательствам первого полугодия 2019 года, то есть в тот период, когда счета корпорации были заблокированы в рамках исполнительного производства по спору с ООО «Мостострой-12».

«Указанная задолженность была фактически оплачена в августе 2019 года. Приостановка никаким образом не препятствует ведению корпорацией текущей хозяйственной деятельности, являясь по сути технической. В настоящее время проводится работа по сверке расчетов», – подытожили в депэкономики.

Напомним, корпорация расторгла контракт с мостовиками из-за срыва сроков строительства моста через реку Надым, но те, в свою очередь, обратились с иском на 2миллиарда в отношении заказчика. Пройдя все судебные инстанции, включая Верховный суд, «Мостострой-12» попытался признать корпорацию банкротом, в процессе обанкротившись сам и переступив свои требования двум компаниям: «Корпорация Северо-Запад» и «Бруно финанс».

8f99df8f84b7e05d6f2f6ee085942a78.jpg

Также в югорском департаменте экономики прокомментировали ситуацию с ликвидацией проектов компании. Так, решение о прекращении деятельности горнодобывающих проектов корпорации, отмечают акционеры, было принято еще в 2018 году.

Речь идет о проекте «Полярный кварц», инициированном Ханты-Мансийским автономным округом еще в 1998 году.Он подразумевал строительство предприятия по производству кварцевого концентрата.

«Корпорацией была решена проблема прекращения залога акций АО «Полярный кварц», что в 2018 году позволило передать принадлежащий корпорации пакет акций АО «Полярный кварц» уполномоченному Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой юридическому лицу – акционерному обществу «Управляющая компания «Промышленные парки Югры», – говорится в ответе департамента экономики.

В настоящее время, отмечают акционеры, в разработке у корпорации остаются всего два проекта: содействие в реализации проекта «Создание железнодорожного Северного широтного хода» в части мероприятий, предусмотренных действующей организационно-правовой моделью, и завершение строительства объектов инфраструктуры нефтепровода Заполярье – Пурпе – Самотлор в партнерстве с ОАО «АК «Транснефть», Ямало-Ненецким автономным округом, Югрой, Тюменской областью и полномочным представителем президента РФ в УрФО.

«Также по требованию акционеров были проведены мероприятия по оптимизации операционных, в том числе непрофильных, расходов, в результате которой расходы были снижены более чем в 2 раза», – сообщают акционеры.

Проводится работа по реализации активов корпорации и дочерних обществ, не используемых в хозяйственной деятельности. Кроме того, продолжается активная работа по урегулированию вопросов кредиторской и дебиторской задолженности, отчуждению непрофильных активов и оптимизации расходов корпорации.

В департаменте имущественных отношений Тюменской области сообщили, что, по их сведениям, сейчас по исполнительным производствам «Корпорации развития» долг практически погашен, а «незначительная часть задолженности будет погашена в ближайшее время».

Также там отметили, что требования акционеров (в том числе правительства Тюменской области) по оптимизации структуры общества и его деятельности были выполнены. Сейчас в корпорации осуществляются мероприятия по завершению начатых проектов.

«Новых проектов не планируется», – подытожили в тюменском департаменте имущественных отношений.

В департаменте имущественных отношений Ямала посоветовали обратиться непосредственно в «Корпорацию развития», куда был также направлен редакционный запрос, ответ на него получен не был.

Смена руководителей, хищения и попытки обанкротить корпорацию

Из попыток «Корпорации Северо-Запад» и «Бруно финанс» обанкротить компанию ничего не вышло, так как попытались они это сделать до того, как решился вопрос по процессу о передаче прав требования от «Мостостроя» к данным компаниям.

Не обошликорпорацию стороной и правоохранительные органы. После ухода с поста руководителя в 2013 году Александра Белецкого аудиторская проверка показала наличие нецелевых расходов. По оценкам СМИ, их объем составлял от 5 до 11 млрд рублей. Новый глава корпорации Сергей Маслов докладывал о данной ситуации президенту РФ. Тогда было заведено несколько уголовных дел.

20636b58efa2eac85fbce33004d30d25.jpg

Кстати, именно при руководстве Белецкого был заключен контракт на строительство моста через Надым, из-за срыва сроков строительства которого был расторгнут контракт с «Мостостроем».

В 2016 году следователи вновь обратили свое внимание на корпорацию. Тогда стало известно, что заместитель гендиректора Сергей Лукин вступил в сговор с представителями банка «Народный кредит» и разместил на их счетах 2 млрд рублей корпоративных средств. У банка потом отозвали лицензию, и корпорации не удалось вернуть 1 миллиард.

«Частная лавочка, инвестируемая из бюджета»

Старший преподаватель высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Владимир Юровский отмечает, что корпорация «Урал Промышленный – Урал Полярный» декларировалась как госкорпорация, решающая стратегические вопросы развития экономики регионов России.

Почему тогда, недоумевает Юровский, «Корпорация развития» создается в организационно-правовой форме акционерного общества? Таким образом инвестиционные проекты компании либо должны быть инвестиционно привлекательными и инвестироваться из стандартных источников АО, либо это должна быть госкорпорация, проекты которой инвестиционно непривлекательны и инвестируются из бюджета.

«В данном случае мы имеем частную лавочку, инвестируемую их бюджета. По каким причинам?» – интересуется эксперт.

Также Владимир Юровский обращает внимание на вопрос, почему каждый из проектов должен быть выполнен в рамках отраслевого ПАО, но осуществляется в непонятной структуре, созданной с нарушением российского законодательства с бюджетным финансированием и частными бенефициарами. Так бенефициарами каждого из проектов являются в случае с «Северным широтным ходом» – ПАО «РЖД», с мостом через реку Надым – ПАО «РЖД» и администрация ЯНАО, с инфраструктурой ОАО «АК «Транснефть» – ПАО «Транснефть», ТЭС «Полярная» и ТЭС «Харп-12» – ТГК, «Полярный кварц» – отдельное АО.

«В каждом проекте финансирование бюджетное, а все выгоды от проекта получает то или иное АО, то есть частные лица. Классическая приватизация прибыли и национализация убытков», – заключает эксперт.

Также Владимир Юровский удивился, почему ни один из представленных проектов не имеет технико-экономического обоснования. В описаниях, выложенных на официальном сайте, ни слова не сказано об экономической эффективности проектов, не говорится и о том, каким образом «Корпорация развития» собирается получать экономические выгоды от проектов, если выгодоприобретателями являются отраслевые АО и администрации ХМАО и ЯНАО.

Еще один важный момент, отмечает эксперт, в том, что в финансовом отчете за 2018 год представлены завершенные инвестиционные проекты, неотображенные на сайте. Например, спортивно-оздоровительный комплекс, дом, детсад, КОСы в Новом Уренгое и т. д.

«Тогда по какому признаку некоммерческие социальные проекты превратились в инвестиционные? На основании каких денежных потоков «Корпорация развития» намеревается компенсировать инвестиции? Какая конкретно деятельность введенных в строй проектов порождает эти денежные потоки?» – интересуется финансист.

О финансовой отчетности

В открытых источниках удалось найти финансовую отчетность общества, подписанную аудитором (с оговорками) только за 2018 год, по данным за 2016–2018 годы. Общество существует при этом с 2005 года. Владимир Юровский задается вопросом, чем же занималось общество с 2005 по 2016 год и где его финотчетность.

Кредиторская задолженность за 2018 год составляет 2,013 млрд рублей. Дебиторская задолженность за тот же период равна 0,055 млрд рублей. Убыток за тот же период равен 4,012 млрд.

Непонятно, за счет каких финансовых ресурсов работает общество и как собирается закрывать кредиторскую задолженность, если его выручка запрошлый год составляет 0,079 млрд, себестоимость продаж – 0,425 млрд, а прочие расходы (без указания конкретных статей) – 4,613 млрд рублей, при этом обязательства общества составляют 0,165 млн рублей.

«В финансовом отчете указа среднесписочная численность персонала общества. За 2017-й она составляет 17 человек, а за 2018-й – 9 человек. Персонал общества, в соответствии с тем же отчетом, находится в основном в филиале общества в Москве. Каким образом 9 человек, находясь в Москве, могут курировать до 12 инвестиционных проектов одновременно?» – сомневается Владимир Юровский.

Кандидат экономических наук Константин Селянин, изучив финпоказатели, отметил: если рассматривать компанию только как АО, то акционеры не только ничего не получили, а потеряли практически все деньги, что были вложены. Но такой подход недостаточен, так как корпорация создавалась, чтобы были реализованы социально-экономические проекты, которые принесли бы пользу региону. Однако и здесь все проблематично, подчеркивает аналитик.

Похожие квазигосударственные структуры за редким исключением не показывают внятные результаты, которые можно было бы назвать хотя бы удовлетворительными. Здесь стоит вспомнить, отмечает экономист, и скандалы с менеджерами корпорации.

«В очередной раз подтвердилась неэффективность подобного механизма», – считает эксперт.

99a204c991b0154c6f6af1d8ca8463b3.jpg

В международной практике, безусловно, есть опыт создания особых экономических зон или корпораций, которые дают толчок для развития региона или какой-то отрасли.

«Тут смысл не в форме, а в деле. Этим надо заниматься, выстраивать инфраструктуру, а не создавать какие-то корпорации и разрезать ленточки. Все в итоге сводится к воровству или какому-то нерациональному использованию средств», – добавляет финаналитик.

Мерить работу такого предприятия только прибылью, считает Селянин, было бы неправильно. Тут измерения идут не только деньгами, но и ростом числа рабочих мест, степенью удовлетворенности населения региона.

Выводы экспертов

Владимир Юровский заключает, что общество создано с грубейшим нарушением российского законодательства (по данным самого общества, оно, будучи созданным в 2005 году, до 2009 года занималось проектной деятельностью и не имело собственных активов).

Все озвученные инвестиционные проекты корпорации вызывают недоумение, говорит экономист: «При большой социальной значимости нигде не озвучена их экономическая целесообразность именно для общества».

Компания занимается совсем иной деятельностью, нежели та, которая была задекларирована при ее создании, добавляет Юровский.

«Финансовые показатели общества не дают возможности говорить о его нормальном финансовом состоянии. В соответствии с финансовой матрицей стратегий общество находится в предбанкротном состоянии», – добавляет эксперт.

Финансовую отчетность невозможно анализировать с помощью общепринятых моделей финансового анализа, поскольку непрозрачны источники финансирования, само общество убыточно, а подавляющее большинство проектов являются некоммерческими, подытожил Юровский.

Константин Селянин заключает, что когда такими проектами занимаются чиновники или ставленники чиновников, которые не имели опыта инвестирования, получаются подобные ситуации: «Они не знают, что делать. Они не профессионалы».

Также проблемой эксперт назвал отсутствие специалистов в разделе экономики общественного или государственного сектора.

Обратил внимание Селянин и на отсутствие грамотного ТЭО, как обычно происходит в случае создания подобных структур.

«Кроме лозунгов на сайте ничего нет. Почему там не выложена финотчетность? Когда в итоге ее находишь, оказывается, что «король голый», – добавляет эксперт.

Также Селянин пояснил, что в рыночных условиях подобная структура перестала бы существовать через год. Однако ее деятельность поддерживается, что создает еще больше возможностей для воровства.

Справка «ФедералПресс»:

В 2005 году по поручению президента РФ Владимира Путина был запущен проект «Урал Промышленный – Урал Полярный». В 2006-м для исполнения этой задачи была создана корпорация, первоначально носившая такое же название, как и проект.

Акционерами компании стали регионы УрФО – Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская, Челябинская, Свердловская области, а также немецкая DB International, специализирующаяся на проектах для железных дорог. Компания по задумке должна была заняться не только строительством объектов инфраструктуры, но и развитием инвестпроектов. В 2012-мее переименовали в «Корпорацию развития».

Один из основныхпроектов, которыми занималась компания,– «Полярный кварц». На территории Югрыпланировалось строительство предприятия по производству кварцевого концентрата. В 2011 году корпорация начала реализацию проекта по развитию железнодорожного «Северного широтного хода». В сотрудничестве с «Транснефтью» была построена ТЭС «Харп-12» на Ямале.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.