горячие темы Смотреть Скрыть
Политика
  1. Политика
Политика
Курганская область
0

«Шумков недооценивает риски». Эксперты предрекли курганскому губернатору стремительное падение

Губернатор, по мнению автора доклада, может столкнуться с рядом серьезных проблем
Губернатор, по мнению автора доклада, может столкнуться с рядом серьезных проблем

Вадим Шумков провел одну из наиболее мощных избирательных кампаний, получив 80 % голосов в одном из наиболее депрессивных регионов Урала. Однако полет продлится недолго – в последнем рейтинге влияния губернаторов, выпускаемом Агентством политических и экономических коммуникаций, рейтинг курганского лидера, непрерывно росший весь прошлый год, начал снижаться. Эксперты АПЭК выпустили специальный доклад, посвященный социально-политической ситуации в Кургане, в котором прогнозируют скорое снижение популярности губернатора и рост дестабилизирующих факторов. Подробности – в материале «ФедералПресс».

В конце этой недели губернатор Шумков вернулся из своего первого отпуска. За это время регион неоднократно оказывался в федеральной повестке с целым букетом медиаскандалов. Дальше будет только хуже, уверяют авторы доклада «Курганская область: вызовы поствыборного развития».

«Объективные противоречия, которые наблюдаются в разных сферах региональной политики, в том числе в связи с ожидаемым снижением внимания со стороны федерального центра на поствыборном этапе, неизбежно приведут к обострению кризисных тенденций, а затем к снижению уровня поддержки власти в целом и губернатора лично. В текущей ситуации руководство Курганской области в целом переоценивает благоприятные факторы и недооценивает риски», – говорится в докладе.

Составитель доклада Анастасия Салаватова подчеркивает, что Шумков проработал в Курганской области ровно год, и большую часть этого времени – в формате предвыборной кампании, которая подразумевает под собой определенные особенности. Например, важно было повысить узнаваемость и популярность кандидата в губернаторы, оперативно купировать точки социальной напряженности, привлечь внимание крупного бизнеса и федерального центра к Зауралью. Все это имело конечной целью максимизацию электорального результата, но носило характер кратковременных решений. Часть этого вернется бумерангом в ближайшее время.

Так, одним из таких действий было откладывание мусорной реформы на год – Шумков тогда апеллировал к тому, что предыдущая команда провалила подготовку и область не готова к переходу на новые принципы обращения с мусором. Тогда население восприняло это позитивно – на фоне бесконечных конфликтов в Челябинске и Тюмени зауральцы встретили Новый год достаточно спокойно. Но от реформы не уйти – она начнется с 1 января 2020 года и может стать источником серьезного социального напряжения.

«То, что тарифы достигнут достаточно высокого уровня даже в региональном аспекте, сомнений не вызывает: для Кургана предельный тариф может быть установлен на уровне 87 рублей, для Шадринска и сельских территорий – 63 рубля. Для сравнения: сетка тарифов в Челябинской области варьируется от 58 до 77 рублей в месяц. Более того, Шумков анонсировал тарифы на уровне 50–60 рублей, что может стать причиной конфликтов между региональными властями, которые стремятся избежать репутационных рисков и сдержать обещания по социально напряженным темам, и региональным оператором, который и так – в его понимании, конечно, – вынужден работать в невыгодном с коммерческой точки зрения регионе», – говорится в тексте.

При этом в обозначенные тарифы не включена инвестиционная составляющая – то есть не предполагается дальнейшее развитие инфраструктуры. Это означает, что либо оператор будет настаивать на увеличении тарифов, либо сама работа будет далека от идеала.

Другая проблема, с которой неизбежно столкнется областная власть, – коммунальные проблемы в Кургане. АО «Водный союз» взяло в аренду местный водоканал, но смогло оценить состояние сетей только после начала обслуживания. Результаты просто шокируют – три четверти водопроводных и 95 % канализационных сетей Кургана изношены на 100 %. При этом действующие тарифы также не имеют инвестиционной составляющей. В результате компания требует увеличить тарифы минимум на 40 %, а с 1 октября почти на 4 % выросли тарифы на природный газ. Все вместе сулит значительный рост коммунальных платежей для населения, что очень сильно влияет на его социальное самочувствие.

Следующая тема, на которой областная власть может споткнуться, – муниципальная реформа. Ей уделяется в последнее время большое внимание – глава региона уверен, что в регионе излишне много муниципалитетов, а их несколько сотен, чрезмерно большой чиновничий аппарат и огромная неповоротливая машина. В планах – провести укрупнение муниципалитетов, сокращение дублирующих структур. Однако местные элиты не приветствуют эту инициативу, опасаясь, что многие удаленные территории утратят последнюю связь с областью.

«Главный риск муниципальной реформы заключается в упразднении нескольких сотен сельских советов и администраций, других органов местного самоуправления. В конечном счете это приведет к централизации процесса принятия решений, но вместе с тем – к потере понимания специфики отдельных территорий. Особенно это касается удаленных районов, которые и так довольно изолированы, но могут полностью исчезнуть из региональной повестки», – подчеркивает автор доклада.

Что касается протестной повестки, то эксперты не считают ее особо взрывной. Тем не менее есть проблемы, которые губернатор избегает обсуждать, а опасения жителей никуда не пропадают. Речь в первую очередь идет об урановых разработках в Звериноголовском районе. Экологическую повестку активно использовали коммунисты на выборах, сами активисты постоянно пытаются подогреть ситуацию судебными процессами или попытками организовать референдум. К этому фону добавляется тревожность относительно недавнего решения разместить в Щучьем комплекс по переработке отходов первого и второго классов опасности. Эксперты предостерегают, что на этом экологическом фоне может произойти кумулятивный эффект и протестная активность будет возрастать.

Один из ключевых вопросов, который так полностью и не решен, – кадровый. Шумков деконсолидировал команду своего предшественника, но не смог создать собственную. Спустя полтора месяца после выборов и отставки правительства «ясности по кадровому вопросу до сих пор – как, собственно, и понимания, что представляет собой команда губернатора Шумкова, – нет», и «создается впечатление, что назначения носят ситуативный характер». Другой источник проблем оказался связан с дистанцированием Шумкова от партии власти во время кампании. Он провел свою предвыборную кампанию как самовыдвиженец и не стал лицом кампании «Единой России» в гордуму Кургана. Автор доклада убежден, что это дистанцирование сохранилось и после выборов и может в скором времени стать источником роста напряженности в отношениях с региональными и муниципальными элитными группами.

«Таким образом, губернатор Курганской области В. Шумков и его формирующаяся команда стоят перед целой серией системных вызовов, которые неизбежно приведут к негативной динамике показателей его поддержки. Сегодня эта поддержка обусловлена исключительно предвыборной мобилизацией и находится в пиковой точке, что может создать различные иллюзии для руководства области», – резюмируется в докладе.

Фото: ФедералПресс / Александр Алпаткин

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1