Мировая энергетическая система переживает фундаментальную трансформацию, констатируют эксперты. На первый план выходят экологические проблемы, решение которых бросает новые вызовы компаниям, работающим с традиционными углеводородами. На этом фоне ужесточаются природоохранные требования к бизнесу. Чтобы выжить в этих новых условиях, нефтегазовым компаниям необходима высокая организация бизнес-процессов, передовые технологии и продуманная природоохранная программа. Примером грамотного подхода к организации бизнес-процессов может служить опыт ЛУКОЙЛа. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».
Климатические изменения завладели мировой повесткой. С легкой руки шведской школьницы Греты Тунберг тема снижения уровня парниковых газов стала ключевой на всех отраслевых совещаниях. В конце сентября этого года российское правительство ратифицировало Парижское соглашение по климату, согласно которому России необходимо сократить эмиссии парниковых газов до уровня не более 75 % от их объема в 1990 году. Это нашло отражение в ужесточении природоохранных требований к бизнесу.
Так, в России вступают в силу новые нормы Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», меняющие требования к производственным объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, введены положения о внедрении наилучших доступных технологий. При этом в наиболее уязвимом положении оказались нефтегазовые компании.
«Эра цивилизованной экологии формирует у бизнеса дополнительную ответственность и осознание своей особой миссии по обеспечению экологически ориентированного низкоэмиссионного развития», – заявил в одном из своих выступлений заместитель председателя правительства РФ Алексей Гордеев.
С ним соглашается научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Гюльмира Рзаева. «Законодательство сегодня все больше нацелено на охрану природы и экологию. Энергокомпаниям приходится с этим считаться и модернизировать свои мощности, чтобы они соответствовали современным нормам», – отмечает она.
ЛУКОЙЛ стремится сохранить окружающую среду в регионах своего присутствия
Модернизация ради будущего
Эксперты уверены, чтобы оставаться успешными, нефтяным компаниям необходима высокая организация бизнес-процессов, использование передовых технологий и продуманная природоохранная программа.
«Нефтегазовая отрасль отличается высоким уровнем конкуренции. Участники рынка ведут постоянную работу по повышению эффективности деятельности, увеличению производительности труда, сокращению издержек. В отрасли активно идет процесс импортозамещения. Доля отечественного оборудования здесь постепенно увеличивается, что снижает зависимость от зарубежных производителей товаров и услуг, обеспечивает заказами отечественные компании других отраслей», – отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Примером грамотного подхода к организации бизнес-процессов может служить опыт ЛУКОЙЛа. Компания использует передовые технологии обеспечения экологической безопасности, инвестируя в это направление значительные средства. В Группе действует корпоративная интегрированная система управления промышленной, пожарной, радиационной безопасностью, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, гражданской обороной, охраной труда и окружающей среды.
«ЛУКОЙЛ добивается последовательного улучшения показателей воздействия осуществляемой и планируемой деятельности на окружающую среду. В 2018 году организациями существенно сокращены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выполнены планы по утилизации отходов и рекультивации загрязненных земель. Благодаря мероприятиям программ экологической безопасности снижается потребление воды из поверхностных природных источников, улучшается качество сточных вод. Таким образом, ЛУКОЙЛ вносит вклад в сохранение источников свежей воды в регионах присутствия. Мы также продолжаем применять наши передовые технологии, такие как принцип «нулевого сброса», при работе в морских акваториях», – отметил в отчете о деятельности в области устойчивого развития за 2018 год первый исполнительный вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Равиль Маганов.
Восстановление биоразнообразия – важное направление природоохранной деятельности ЛУКОЙЛа
За последние несколько лет ЛУКОЙЛ добился высоких результатов в сфере снижения выбросов в атмосферу. В 2018 году российские организации компании сократили выбросы, в том числе твердых веществ и оксида азота, на 14 %. По словам начальника отдела охраны окружающей среды ПАО «ЛУКОЙЛ» Марины Чиковани, такой результат достигнут прежде всего за счет снижения объемов сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ). Уровень использования ПНГ в прошлом году составил 97,4 %, и компания планирует действия по поддержанию и дальнейшему росту этого показателя.
«ЛУКОЙЛ постоянно следит за изменениями законодательных требований и правил, касающихся работы организаций ТЭК в каждой стране присутствия. Анализ и прогнозирование ситуации позволяет компании своевременно выявлять предпосылки к возникновению тех или иных регуляторных рисков и предпринимать соответствующие меры. Благодаря масштабной программе модернизации российских НПЗ Группы ЛУКОЙЛ обеспечил готовность своих заводов к новым требованиям. Мы построили новые установки по очистке и утилизации выбросов, обновили очистные сооружения. В итоге, несмотря на значительное усложнение процессов нефтепереработки с целью повышения качества продукции, предприятиям компании удалось стабилизировать, а в некоторых случаях и сократить объемы выбросов загрязняющих веществ в воздух, а также обеспечить очистку сточных вод до нормативных уровней», – рассказала Марина Чиковани.
ЛУКОЙЛ реализует технологические программы, которые включают модернизацию и строительство новых генерирующих мощностей в организациях электроэнергетики с усовершенствованными автоматизированными системами регулировки процессов сжигания топлива, потерь тепла и минимизации выбросов загрязнений; замену или модернизацию с использованием принципа наилучших доступных технологий и оборудования на промышленных объектах; применение систем улавливания и очистки выбросов.
Программа экологической безопасности ЛУКОЙЛа на 2019−2021 годы включает более 900 мероприятий общей стоимостью около 106,5 млрд рублей, а ее участниками являются 45 российских и зарубежных организаций Группы. Общий объем затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и научно-технические работы, связанные с охраной окружающей среды, в прошлом году составили 58 млн рублей. Годом ранее объем средств, выделенных на эти цели, составил 23 млн рублей. Все это позволяет компании быть в тренде вновь вводимых экологических требований, предупреждать и оперативно управлять возможными экологическими рисками и, как следствие, минимизировать финансовые риски, связанные с выплатой штрафов.
Устойчивость энергетических компаний сейчас оценивают и по их готовности к переходу на новые стандарты экологичности
Финансовая подножка
Эксперты заявляют, что уже сегодня компании, не умеющие работать с экологическими рисками, могут лишиться финансирования. «Когда мы оцениваем кредитные качества той или иной компании, их финансовое состояние, то смотрим на то, насколько устойчив их бизнес с учетом экологических, социальных и управленческих рисков. Мы считаем, что влияние этих рисков с каждым годом растет. И особенно ярко это проявляется в нефтегазовой отрасли и электроэнергетике. Если говорить про мировые компании, у них, как правило, регулярно публикуются отчеты об устойчивом развитии, довольно большие средства инвестируются в «зеленую» энергетику. В России этот процесс только начинается», – рассказала старший аналитический директор S&P Global Ratings Елена Ананькина.
Гюльмира Рзаева считает, что главной головной болью компаний, работающих с традиционными углеводородами, в ближайшем будущем станет поиск инвесторов и рынков сбыта. «По прогнозам ОПЕК, с 2020 года мировой спрос на нефть будет ежегодно снижаться на 1,1 млн баррелей. В следующем году спрос на топливо составит 29,27 млн баррелей в сутки, что на 1,34 млн б/с меньше, чем в 2019 году. Это не может не вызвать неопределенность у инвесторов. Компании должны уже сегодня планировать инвестиции и думать, как они будут работать после 2030 года. Необходимо просчитывать риски, диверсифицировать свой бизнес, расширять линейку продукции», – советует эксперт.
Новая энергосистема не делает поблажек для нефтегазовых компаний. Сегодня они постоянно находятся под пристальным вниманием Росприроднадзора, а правительство обязывает их проводить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), что влечет за собой существенные траты.
В середине августа этого года крупные нефтяные компании обратились в правительство с просьбой продлить переходный период, освобождающий их от проведения ГЭЭ на объекты I класса опасности. Предполагалось, что в этом году будет принят закон об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), предусматривающий сдвиг ГЭЭ на предпроектную стадию, что позволит не проводить ее для каждого возводимого объекта и сократить количество экспертиз. Но работа над законопроектом затянулась, и теперь нефтекомпании считают, что он заработает на два года позже планируемого срока – не ранее 2022 года. В 2020 году переходный период истечет, и нефтяники будут вынуждены проводить ГЭЭ в отношении большинства планируемых к строительству объектов. Это может привести к существенному снижению добычи нефти, резкому падению доходов бюджета и необоснованным административным и финансовым затратам государства и нефтекомпаний, отмечают участники рынка.
Еще одним осложнением для участников рынка может стать введение углеродного налога. По словам замдиректора Института проблем естественных монополий института Александра Григорьева, появление налога оговаривается в законопроекте о государственном регулировании выбросов парниковых газов, который готовится в рамках присоединения России к Парижскому соглашению.
«Кумулятивный эффект от ввода налога и активного развития ВИЭ-генерации может привести к существенному росту цены на электроэнергию. Причем для крупных промышленных потребителей повышение станет очень существенным – вплоть до 40–50 %. Основными объектами рисков станут отрасли с высокой энергоемкостью», – отмечает эксперт.