Региональные элиты – головная боль или верные спутники губернатора? Ответ на этот вопрос будет зависеть от специфики региона, тех, кто представляет элиты, и личности самого главы субъекта. Серьезное обострение внутриэлитных отношений наблюдается сразу в нескольких регионах. Будет ли Кремль учитывать эти нюансы, принимая кадровые решения в преддверии выборов, который пройдут в 2020 году? Подробности – в материале «ФедералПресс».
Конфликтные регионы
Еще в недавнем прошлом губернатором Севастополя был Дмитрий Овсянников. Летом этого года он стал жертвой межэлитной борьбы в регионе и покинул свой пост по собственному желанию. Как поясняют политологи, ему не удалось, как и предшественнику, наладить отношения с Алексеем Чалым – одним из самых влиятельных персон Севастополя, бывшим «народным мэром» и председателем местного законодательного собрания.
Одним из конфликтных очагов вскоре может стать Марий Эл. Как рассказывают источники, знакомые с ситуацией, у главы республики Александра Евстифеева непростые отношения с местными элитами. Он их «не слышит». Другой собеседник агентства, указывает на конфликт в Хабаровском крае: там отношения губернатора Сергея Фургала с местными группами влияния обострили недавние выборы в региональный парламент. «Исторически непростая» ситуация складывается в Дагестане, указывает тот же источник.
Политолог Дмитрий Фетисов отмечает, что неверными оказались прогнозы Кремля в отношении Калмыкии, где глава республики Бату Хасиков не смог выстроить взаимодействие с элитами.
«Единственным его плюсом была уверенность в том, что он сможет выстроить контроль над местными элитами за счет масштабной народной поддержки. Тем не менее, он потерял эту поддержку и уже стал не страшен для местных элит. Мы сейчас видим, что Калмыкия – один из самых протестных регионов России. Этот тот случай, когда ориентировались, пытались учесть фактор отношения главы с местными элитами, и этот план провалился», – рассказал «ФедералПресс» Фетисов.
Пример успешного взаимодействия губернатора с региональными элитами привел в беседе с нашим агентством политтехнолог Константин Калачев. По его мнению, таковым является Астраханская область.
«Новый губернатор [Игорь Бабушкин] смог выстроить рабочие отношения с [депутатом ГД РФ Олегом] Шеиным, который считался традиционно не вполне договороспособным или ограниченно договороспособным, – не слышно, не видно. А где-то губернаторы пренебрегают этими отношениями и получают конфликты», – рассказал Калачев.
Кремль учтет?
Мнения экспертов относительно политики Кремля в преддверии предстоящих в 2020 году губернаторских выборов расходятся. Политтехнолог Аббас Галлямов уверен, что в Москве не будут учитывать чаяния региональных элит при подборе кадров.
«Конечно, мнение местных элит нужно учитывать. Кремль, однако, не привык считаться ни с чьим мнением, кроме своего. Поэтому людей в регионы он назначает произвольно», – рассказал «ФедералПресс» Галлямов и добавил, что при этом дежурная установка для всех новых назначенцев – не провоцировать внутриэлитные конфликты.
Политолог Дмитрий Журавлев считает, что можно избрать губернатора, опираясь на федеральную позицию и не учитывая интересов местных групп влияния. В таком случае главе региона будет трудно работать – он будет восприниматься как «засланец».
«[Глава республики Дагестан Владимир] Васильев был назначен без учета мнения региональных элит, потому что ситуацию надо было спасать, но это очень тяжелая ситуация. Я думаю, что не учитывать будут только в том случае, когда региональные элиты того достойны, когда надо спасать глубоко закоррумпированный регион», – разъяснил в беседе с «ФедералПресс» Журавлев.
Как считает политтехнолог Константин Калачев, субъекты России не равноценные, а местные элиты ограничены во влиянии на решения федерального центра. Важную роль в назначении они могут играть в регионах, где необходимо обеспечить преемственность традиции, как, например, в Татарстане. К тому же при подборе кандидатур следует учитывать особенности территории, как в Ингушетии или Калмыкии. Но в некоторых регионах можно «экспериментировать и ставить любого человека с заданными параметрами», считает эксперт.
«Понятно, что влияние региональных элит определяется в том числе пусть и референдумными, но все-таки выборами, и так или иначе, но с региональными элитами где-нибудь на Сахалине или еще где-то назначенцам-технократам надо считаться, потому что в противном случае тебя могут просто «прокатить», – рассказал «ФедералПресс» Калачев.
В преддверии следующих выборов федеральный центр будет учитывать рейтинги и антирейтинги глав регионов, наличие контроля над общественно-политической ситуацией, управляемость электоральных процессов, в том числе внутриэлитные конфликты, считает Калачев.
Политолог Евгений Минченко в комментарии «ФедералПреcс» сказал, что в преддверии выборов на кадровые решения в субъектах РФ мнение региональной элиты повлияет в минимальной степени.
«Мы видим, что основная ставка делается на «варягов». Крайне редко назначают выходцев из региона, как правило, ситуация внутриэлитного конфликта – это когда нужен авторитетный региональный тяжеловес. В основном, на данный момент модель поведения федерального центра – это назначение людей, не связанных с регионом, или связанных биографически, а не в реальном контексте», – пояснил Минченко.
По словам эксперта, один из аргументов в пользу такой модели – предотвращение каких-либо коррупционных связок внутри элиты.
Отметим, что в 2020 году прямые выборы глав регионов пройдут в единый день голосования 13 сентября как минимум в 16 субъектах РФ.
Фото: kremlin.ru