Строительная отрасль в России все больше поддается цифровизации. Технологии информационного моделирования объектов (BIM) активно осваиваются передовыми компаниями. Однако за трендом долгое время не поспевало правительство: BIM не был легализован и прописан в стандартах, что мешало девелоперам. С лета этого года ситуация наконец начала меняться. О том, как бюрократическая машина развернулась к бизнесу и глобальной тенденции, – в материале «ФедералПресс».
Актуальной практике и перспективам внедрения BIM был посвящен международный форум «Цифровая трансформация строительной отрасли», который прошел в Петербурге 18 ноября. В обсуждении на площадках «Экспофорума» приняли участие представители из 20 стран и 40 регионов России. Основная часть мероприятия была посвящена практикам разных государств и городов и включению в эту историю российского рынка и Министерства строительства.
Ключевая фигура мероприятия, министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев с самого начала встречи признал, что государство значительно отстает от бизнеса в признании передовых технологий. В то время как крупные частные компании давно идут по пути BIM-технологий, правительство только сейчас дошло до того, чтобы создать под эту сферу нормативную базу. Это промедление мешало бизнесу. В июле 2019 года в 151-м федеральном законе были закреплены понятия информационного моделирования. Теперь необходимо сформировать подзаконные нормативные акты и подключить к процессу институт государственной строительной экспертизы.
«Сейчас министерство разрабатывает [соответствующие] подзаконные акты. В первом квартале 2020 года эта работа будет завершена. Все, что делают сегодня компании, будет прописано в законодательстве. Это самое главное, что было существенным тормозом в работе. На протяжении последних полутора лет министерство активно с этим работало. Это непростая тема: переложить на юридический язык, закрепить в градостроительном кодексе», – пояснил журналистам министр.
Несмотря на то, что вмешательство государства в процессы цифровизации строительной отрасли назрело давно, в правительстве обещают, что оно будет аккуратным. «Не помешать для нас сейчас более важно, чем перестараться с нормативной базой. Государство будет вмешиваться очень дозированно. Рядовой инженер-программист должен оказывать на эту сферу большее влияние, чем чиновник. Наша задача выстраивать на государственном уровне процессы под BIM, но ни в коем случае не создать рамки для строителей», – сказал замминистра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков.
К слову, вопрос с «рядовыми инженерами-программистами» в этой сфере на данный момент очень критичен. Кадров под новое направление в стране недостаточно. К процессу подключены ректоры крупных вузов, при Минстрое создана отдельная группа под личным руководством министра, чтобы эту проблему решить. «Пока я этой работой совсем не удовлетворен», – признался Владимир Якушев, отметив, что требования по кадрам все-таки должен предъявлять бизнес, чтобы вузы четко знали, какими знаниями должен обладать специалист для работы с BIM.
Кадры необходимы и для разработки программ информационного моделирования. Сейчас Россия постигает международный опыт, но на пути импортозамещения предполагается создание собственных программных продуктов. В Минстрое отмечают, что это необходимо в условиях санкций, кроме того, работу проще выстраивать, разговаривая с разработчиком на одном языке.
Еще одна трудность – финансы. Из-за слабой проработки нормативной базы BIM-технологии пока недоступны для проектирования и строительства объектов, в которых участвуют бюджетные средства. Кроме того, не у всех компаний есть средства для перехода на новые технологии, хотя впоследствии BIM дает неплохой экономический эффект.
Пока, как отмечают в минстрое, информационное моделирование чаще применяется в гражданском строительстве, нежели в жилищном или дорожном. Но в правительстве уверены, что применение BIM-технологий скоро станет возможно во всех сферах, в том числе в развитии комфортной городской среды.
Однако, по словам директора департамента развития архитектуры и координации информатизации Министерства цифрового развития РФ Василия Слышкина, быстро преобразовать эту отрасль невозможно. В качестве примера он привел Великобританию, власти которой пришли к BIM в 2012 году, но на практике все заработало только в 2016-м. Россия стоит на этом пути всего полтора года.
«Итоги этой гонки мы сможем оценить через какое-то время. Мы сможем строить качественно и быстро. Новые объекты будут технологичными, экономичными. Важна и экологичность объектов. Будет ставиться вопрос не только проектирования и строительства, но также эксплуатации и утилизации зданий», – отметил министр Якушев.
В Москве и Санкт-Петербурге планируют внедрить BIM-технологии в управлении городом до 2030 года. Интересно, что цифровая модель уже действует в маленьком Сарове с населением менее 100 тысяч человек.
Фото: ФедералПресс / Евгения Парникова, Минстрой РФ