Сегодня во всем мире празднуется день телевидения. В России федеральные телеканалы остаются одними из основных источников информации, но их популярность неуклонно падает. Например, по данным ВЦИОМ, в 2015 году в качестве источника информации телевидение называли 62 % респондентов, а в 2017 – уже 52 %. Государство все равно продолжает осуществлять многомиллиардные вливания, давая жизнь федеральным каналам. Насколько они сегодня эффективны как инструмент пропаганды? Об этом «ФедералПресс» поговорил с политтехнологами и политологами.
Миллиарды в никуда
Кажется, что Россия уже давно разделилась на тех, кто смотрит телевизор, и тех, кто предпочитает интернет. До окончательной победы последнего далеко – кнопку на пульте все же легче нажать, чем искать контент в Сети. Для неискушенных желанием выбирать источники информации граждан есть развлечения на любой вкус – от политических ток-шоу до информационных программ. Государство старается вливать миллиарды денег налогоплательщиков в политический инфотейнмент. Так, в бюджете на следующую трехлетку больше всех будет поддержан медиахолдинг ВГТРК, на втором месте – RT, который ориентирован прежде всего на зарубежного потребителя.
Вот только ВГТРК и «Первый канал» остаются самыми убыточными в своей отрасли. На это обратил внимание РБК в августе этого года. Например, убытки только от деятельности медиахолдинга ВГТРК составили около 25 млрд рублей. У «Первого» сумма скромнее – больше 13 миллиардов.
Политтехнологи констатируют – федеральные каналы сегодня работают сами для себя и для госпропаганды уже не годятся, а жить им осталось от силы 6–7 лет.
«Во-первых, телеканалов уже даже минимальная корзина насчитывает 20. Плюс у огромного количества людей кабельные каналы и всевозможные спутниковые тарелки. Влияние телевидения последние лет пятнадцать непрерывно снижается. Как система информации оно еще выполняет какую-то роль, как системы пропаганды роль уже утрачена», – озвучил в беседе с «ФедералПресс» свое мнение политтехнолог Андрей Максимов.
Неэффективная пропаганда
Причин оттока аудитории федеральных телеканалов несколько. Первая из них (и самая очевидная) – перегибы в информационной политике и навязчивость пропаганды. Ее активная трансляция дает периодически обратный эффект. «Людей можно перекормить, закормить, довести до состояния тошноты и даже рвоты. Есть темы, как, например, тема Украины, которые уже на зубах навязли и которые вызывают больше раздражение, чем что-либо еще», – констатирует политтехнолог Константин Калачев.
Вторая причина неэффективности госпропаганды – несоответствие информации на федеральных телеканалах умонастроениям людей. Для формирования общественного мнения через медиаинструменты необходимы посылы, которые не противоречили бы общеупотребимым идеям и представлениям.
«Есть такое понятие, как прайминг – это апелляция к тем стереотипам, чувствам, опыту, который уже есть у людей. Причем апелляция непрямая, – рассказывает политолог Алексей Макаркин. – Если то, что зрители видят, слышат на каналах, соответствует их внутреннему мироощущению, основанному на наборе сложившихся представлений, то они воспринимают это положительно».
Телевидение не всегда формировало «нужное» власти представление, но при этом были и времена, когда люди прислушивались к нему. Например, неэффективность госпропаганды в середине 90-х сменяется успехом в нулевых. «Если мы берем выборы 1995 года, то каналы агитируют за власть, а люди голосуют за коммунистов. А уже, скажем, если мы возьмем нулевые годы, то там люди видят победу во второй чеченский войне, экономический рост, и они более внимательно прислушиваются к тому, что говорят на федеральных каналах», – рассказывает Макаркин.
Третья причина неэффективности тоже вполне очевидна – ценность телевидения девальвируется с приходом интернета. Остается вопрос – почему? Как отмечают эксперты, самые преданные телезрители – это люди старшего и частично среднего возраста. Часть из них не может себе представить жизнь без голубого экрана. Молодые же люди привыкли конструировать информационную картину мира, используя источники в Сети. «Интернет отличается тем, что там можно сконструировать себе повестку, которую ты считаешь интересной для себя. Особенность телеканала в том, что он продвигает определенную медиаповестку, которая соответствует идеологии, концепции телеканала. А более молодые люди хотят конструировать сами», – считает Макаркин.
Пока главной задачей федеральных телеканалов остается адаптация к новой реальности и людям нового поколения. Как отмечают эксперты, справляться с вызовами приходится в ограниченных условиях. «Общество уже начинает делиться. Да, большинство пока еще смотрит телевизор. Интернет как главный источник получения нужных, полезных человеку сведений о том, что происходит в стране и мире, может быть, пока, несмотря на большое распространение, проигрывает конкуренцию телевидению», – резюмирует политолиттехнолог Константин Калачев.
Фото: pxhere.com