К концу года в Кремле оценят эффективность работы внутриполитического блока регионов. Для оценки вице-губернаторов, как известно, ввели KPI, по которым определяют лучших и худших. Велика вероятность того, что не все кураторы региональных внутриполитических блоков смогут успешно пройти «экзамен». Особенно это касается тех, кто пришел, что называется, на новенького – вместе с избранными губернаторами-технократами. А впереди еще более сложная задача – региональные и парламентские выборы, от которых вице-губернаторов могут «отодвинуть». Почему и так ли это – в материале «ФедералПресс».
Россия готовится к новой волне выборов. На недавнем съезде «Единой России» ее председатель Дмитрий Медведев заявил, что к 2021 году (к парламентским выборам) партия должна достичь «пика сил и возможностей». При этом проверкой на состоятельность для всех политических сил станет уже 2020 год, когда во многих субъектах пройдут региональные и муниципальные выборы. Особенно это касается правящей партии.
До сих пор победа «Единой России» на выборах в регионах во многом была головной болью вице-губернаторов по внутренней политике. Зачастую именно они возглавляли избирательные штабы партии. Но уже со следующего года ситуация круто поменяется – в «Единой России» заявили о создании автономной некоммерческой организации, которая и будет заниматься всеми выборными кампаниями партии.
Осеннее обновление
Решение «Единой России» о создании спецструктуры для выборов некоторые эксперты объясняют серьезными изменениями в губернаторском корпусе, а соответственно, и в корпусе их замов по внутриполитическим делам. И есть случаи, когда в регионах во главе важнейшего блока поставлены неопытные, неавторитетные и не обладающие пониманием ситуации люди.
В Липецкой области пост после губернаторских выборов покинул Александр Костомаров. Теперь внутренней политикой занимается 32-летний спортсмен, управленец из Салехарда Александр Рябченко.
В Краснодарском крае на пост вице-губернатора по внутренней политике назначен бывший руководитель профильного департамента региона Сергей Пуликовский. На этой должности он сменил Алексея Копайгородского, которые стал мэром Сочи. Любопытно, что только за последние девять месяцев Пуликовский сменил несколько мест работы: в марте этого года он покинул должность военного комиссара Краснодарского края, в июле стал министром ГО и ЧС Кубани, в августе – вице-мэром краевой столицы, а в сентябре – руководителем департамента внутренней политики Кубани.
В Курской области с поста заместителя ушла Екатерина Харченко. Нового вице-губернатора по внутриполитическому блоку не назначили, эти функции выполняют молодые помощники губернатора, вчерашние студенты.
В Санкт-Петербурге внутриполитический вице-губернатор Любовь Совершаева переходит в полпредство по СЗФО. Часть ее полномочий будет перераспределена между вице-губернатором по безопасности из Ленобласти Валерием Пикалевым и замминистра просвещения Ириной Потехиной, но пока функции куратора внутренней политики официально не отданы никому из них. Более того, есть мнение, что в ближайшее время в Смольном состоится еще одно назначение – ведь ни Пикалев, ни Потехина внутриполитическими делами никогда не занимались.
В Челябинской области губернатор Алексей Текслер тоже сменил свой внутриполитический блок. На место Евгения Голицына пришел Анатолий Векшин (до октября этого года работал вице-губернатора Мурманской области), а позже структуру усилил покинувший пост спикера областной думы Станислав Мошаров. Векшину уже удалось успешно привести на должность главы Челябинска Наталью Котову, также в его копилке появился улаженный конфликт в Коркинском районе, где депутаты отказывались голосовать за объединение четырех небольших муниципалитетов. У Мошарова тоже появился успешный кейс – урегулирование скандала в Верхнем Уфалее с предоставлением новых квартир жителям аварийного дома. Впереди – выборы в региональное заксобрание 2020 года.
В Новосибирской области на данный момент вообще нет вице-губернатора по внутренней политике. Фактически эти функции возложены на первого замглавы региона Юрия Петухова, который курирует министерство региональной политики, управление делами губернатора и правительства НСО, управление госархивом и управление информационных проектов. Свою должность Петухов занимает с 2015 года.
В Омской области в августе пост министра региональной политики и массовых коммуникаций с ноября этого года занимает 37-летний Михаил Каракоз. Ранее он уже имел опыт аналогичной работ: с 2014 года он возглавлял главное управление внутренней политики области.
На Алтае новый глава республики Олег Хорохордин сменил руководителя аппарата правительства Анатолия Донского, отвечавшего в том числе за внутриполитические дела, на 59-летнего Алексея Тюхтенева, который исполняет обязанности первого заместителя председателя правительства и курирует вопросы внутренней политики. До сих пор с этим блоком Тюхтеневу сталкиваться не приходилось.
В Хакасии летом этого года на должность руководителя администрации губернатора приехал варяг из Петербурга, 41-летний Николай Миронов. Он пришел на место Богдана Павленко, которого в народе называли «тульским пряником». Юрист по образованию, политолог по призванию, политтехнолог по факту. В разные годы Миронов работал в ЦИК России, занимался вопросами местного самоуправления и развития регионов, с 2015 года руководит Центром экономических и политических реформ.
В Курганской области в ноябре также произошло назначение нового куратора внутриполитического блока. Ранее этим направлением занимался вице-губернатор Вадим Шумков (почти полный тезка своего шефа – за исключением отчества), но избранный в сентябре глава региона Вадим Шумков эту должность сократил и создал департамент информационной и внутренней политики. Структуру возглавила журналист Анастасия Гусарова. Опыта госслужбы (соответственно, и внутриполитической работы в регионе) она не имеет.
В Кировской области должности вице-губернатора по внутренней политике до недавнего времени не было. В этом году этот блок возглавил 50-летний Андрей Плитко, который с 2017 года был зампредом регионального правительства. Направление работы для Плитко новое: до переезда из Москвы он работал в Счетной палате, Совете Федерации и Росреестре.
В Самарской области в феврале этого года пост руководителя департамента внутренней политики занял Дмитрий Кочергин, представитель команды «Ростеха». Ранее он был вице-губернатором Забайкальского края. Его перевод связывают с отставкой экс-главы региона Натальи Ждановой.
В самом Забайкалье внутриполитический блок возглавил опытный Сергей Нехаев, который работал еще в команде экс-главы Приморья Владимира Миклушевского с 2012 года, а в 2015 году стал вице-губернатором по внутренней политике.
В Сахалинской области вице-губернатор по внутренней политике Сергей Будкин (бывший военный) был назначен в январе этого года. На тот момент он больше двух лет занимал пост главного федерального инспектора по региону, а потому хорошо знал местную специфику.
В Хабаровском крае замгубернатора по внутриполитическим вопросам нет с прошлого года. Эксперты считают, что эту должность оппозиционный губернатор Сергей Фургал может сократить, что трудно объяснить, если учесть постоянные волны информационного негатива в адрес главы региона.
KPI для внутренней политики
Известно, что для вице-губернаторов по внутренней политике ввели свои KPI. В список критериев включены уровень доверия к губернаторам, итоги выборов, общественная активность в регионах. Лидерами рейтинга стали Чеченская республика, Тульская и Курская области, а также Башкирия. «KPI для проверки эффективности вице-губернаторов по внутренней политике ввели не зря: именно они обладают нужной информацией со всех муниципалитетов. И если чиновники добросовестные, на выборах они играют большую роль. Даже если федеральный центр направит в регион политтехнологов, они не будут владеть обстановкой на месте. Без помощи заместителей по внутриполитическому блоку им не обойтись», – отмечает политтехнолог Константин Малышев.
Между тем некоторые эксперты считают довольно странными выбранные критерии оценки. «Во главу угла ставятся не качественные, а количественные показатели. Например, сколько в регионе создано ТОСов, сколько общественных мероприятий проведено. К внутренней политике это имеет слабое отношение, скорее показывает работу местных органов власти, администраций школ, детских садов и управляющих компаний», – рассказал учредитель Российской ассоциации политконсультантов Олег Молчанов.
По его словам, население не всегда знает об этой стороне работы чиновников, следовательно, оценить по таким критериям уровень поддержки власти в том или ином субъекте сложно. Да и вообще, считают эксперты, выиграть выборы с помощью одного только заместителя губернатора невозможно, но и без него соблюсти все паритеты и заставить элиты на местах работать на штаб не получится.
Распределение ролей
Однако самым главным экзаменом для кураторов внутриполитических блоков в регионах станут ближайшие избирательные кампании. Для кого-то это момент истины наступит уже после выборов 2020 года в региональные и муниципальные органы власти, для кого-то – после парламентских выборов 2021 года. Однако уже сейчас в Москве решили подстраховаться: учитывая «нестандарт» среди вице-губернаторов по внутренней политике во многих субъектах, для обеспечения победы кандидатов от «Единой России» создается автономная некоммерческая организация (АНО). Возглавит АНО замсекретаря генсовета партии Сергей Перминов.
Именно эта организация будет определять политтехнологов на выборах в Госдумы, планировать технологическую работу, заказывать социологические исследования – до сих пор этим фактически занимались вице-губернаторы.
По словам политолога Аббаса Галлямова, в преддверии думских выборов Кремль пытается четко распределить роли: «вся содержательная работа должна делаться или центром напрямую или под его контролем, регионы же должны отвечать только за использование административного ресурса, включая «правильный» подсчёт голосов». «Считается, что создавать какие-то смыслы регионы неспособны. Им можно поручить только грубую часть работы. Однако с учетом того факта, что и у Центра убеждать избирателя в последнее время получается все хуже, можно смело сказать, что основная часть работы по обеспечению единороссам искомого процента будет сделана регионами», – отмечает Галлямов, добавляя, что особенно это касается одномандатников.
Как считает политтехнолог, основатель экспертной группы «Первый советник» Владимир Перевозчиков, не стоит принижать значимость вице-губернаторов. С одной стороны, игроков на выборах действительно согласовывают не партии, а администрация президента и федеральные игроки, но с другой – куратор внутриполитического блока в регионе тоже «обладает определенными ресурсами». По мнению эксперта, «никто кресло из-под заместителя губернатора по внутренней политике не заберет».
Но при этом в условиях, когда партия власти создает единый центр по технологической работе, важно понимать, по каким принципам будут отбирать политтехнологов. «Важно понимать, насколько прозрачен будет этот процесс. Смогут ли все профессионалы в нем участвовать или будут играть роль личные связи? В любом случае, вряд ли этот процесс обойдется без учета мнения в регионах. Приезжим редко дают все ресурсы. А без них работа даже хороших политтехнологов может уйти в стол», – отметил Перевозчиков.
Сложно пока понять и то, как политтехнологи от «Единой России» будут выстраивать отношения в «протестных» регионах, где губернаторами являются коммунисты и «соколы Жириновского». По мнению Перевозчикова, скорее всего, работать будут через региональные отделения на местах, а также через лидеров общественного мнения. И, опять же, диалог с кураторами внутренней политики на местах выстраивать все-таки придется.
Более того, есть мнение, что даже при изменении подходов к организации избирательных кампаний роль заместителей губернаторов к выборам в Госдуму даже возрастет. Член высшего совета «Единой России», генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов объясняет свою позицию тем, что «именно они должны готовить предложения по кандидатам в депутаты от своих регионов и затем поддерживать этих лиц до начала кампании».
Орлов считает, что представление о «навязывании» регионам неких специалистов из Москвы «сильно преувеличено». «Текущее политическое управление на местах осуществляют губернатор и вице-губернатор по внутренней политике. Технологи, привлеченные для участия в избирательной кампании, и иные «внешние» консультанты неспособны осуществлять регулярный политический менеджмент и не будут делать этого. Кроме того, окончательный выбор консультанта – всегда за властями региона», – резюмирует Орлов.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский