Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Удар по экономике. Крабовые аукционы принесли больше проблем, чем пользы?

В октябре этого года в России провели первые крабовые аукционы.
В октябре этого года в России провели первые крабовые аукционы.

Этой осенью в России прошли первые крабовые аукционы. О том, что этот новый порядок выдачи добывающих квот вызовет проблемы, специалисты говорили с начала года. Теперь их прогнозы, кажется, начинают сбываться. Кроме того, на поверхность всплыло множество нерешенных проблем, которые еще сильнее усложнят жизнь рыбакам. О том, чем обернулись для отрасли крабовые аукционы, – в материале «ФедералПресс».

Тревожный звоночек

В октябре этого года в России провели первые крабовые аукционы. Инициативу одобрил президент РФ Владимир Путин: в мае этого года он подписал закон, который предполагает появление инвестиционных квот на добычу краба на Дальнем Востоке и Севере. Эти квоты распределяются с помощью специальных аукционов. Частные компании должны не просто выкупить право добывать определенный вид краба на ограниченном участке, от них в обязательном порядке требуется построить специальные краболовные суда. Причем строить краболовы нужно именно на территории России. Расходы на все это дело – колоссальные.

Такой порядок налагает большую ответственность на компании, а также имеет несколько долгосрочных последствий. Эксперты предупреждали, что после крабовых аукционов Россию ожидает всплеск браконьерства. Об этом «ФедералПресс» ранее рассказывал замглавы «ТИНРО-Центра» Игорь Мельников. Речь идет о том, что компании, потратившие миллиарды на покупку лотов и строительство краболовных судов, попробуют компенсировать потраченное, вылавливая больше крабов, чем нужно.

Первые признаки надвигающегося кризиса уже налицо. Так, в начале декабря краболовное судно «Крымский», принадлежащее компании «Примкраб», задержали пограничники неподалеку от приморского острова Аскольд. Рыбаков заподозрили в незаконном промысле краба. На борту было около 13 тонн краба-стригуна опилио. Как сообщили тогда в пограничном управлении ФСБ, краба якобы добывали в течение пяти дней с помощью придонных орудий, запрещенных в этом районе. Экипажу на некоторое время запретили добычу водных биоресурсов. Речь шла о возможном ущербе в 53 миллиона рублей.

Позже инспекция по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов сняла запрет, судно продолжило добычу. Судя по всему, обвинения в браконьерстве оказались ошибкой – сейчас у экипажа «Крымского» есть все необходимые документы на вылов краба опилио.

Этот, казалось бы, незначительный случай можно было бы оставить без внимания, если бы не одно но: «Примкраб» принадлежит известному предпринимателю Глебу Франку, руководителю группы компаний «Русский краб». Он выиграл сразу 10 лотов на добычу крабов в дальневосточных водах. За право добывать биоресурсы на своих участках предприятие заплатило 38 миллиардов рублей. В будущем «Русский краб» потратит еще больше – строительство краболовного судна далеко не дешевое удовольствие. Именно поэтому ряд экспертов рассматривают инцидент с «Крымским» как первый тревожный звоночек.

«Глубоководный краб пройдет мимо рынка»

Впрочем, главная проблема крабовых аукционов лежит в несколько другой плоскости. Из-за них огромное число биоресурсов просто не будут добывать – что снизит объемы вылова. Об этом «ФедералПресс» рассказал глава приморской Ассоциации рыбопромышленных предприятий ГеоргийМартынов.

В ходе аукционов из 41 лота реализовано всего 35. Шесть лотов на добычу глубоководного краба просто никто не стал покупать. В итоге ни одна компания в 2020 году не имеет права добывать, например, краба-стригуна ангулятус в Северо-поморской зоне и на восточном Сахалине. Больше 8 тыс. тонн продукции пройдет мимо рынка.

Причина довольно проста – экономическая нецелесообразность. Данный вид крабов в разы дешевле на рынке и гораздо затратнее в промысле. При тех расходах, что несут компании, покупая квоту и строя новое судно, отбить затраты получится лишь спустя 30 лет непрерывного вылова этого вида крабов. К столь долгосрочным вложениям не готово ни одно предприятие.

«В законе сказано, что если все лоты на 2020 год на аукционе не выкупят до 1 ноября, то потом выкупить их можно будет только на 2021 год. То есть целые зоны для добычи крабов, тысячи тонн продукции никто не имеет право добывать», – пояснил ГеоргийМартынов.

Важный момент: даже если в ближайшие пару месяцев кто-то выкупит эти шесть лотов, то начать добычу предприятие все равно сможет только в 2021 году.Выход из этой ситуации есть: невыкупленные лоты можно распределить между компаниями по историческому принципу. Однако этот вариант чиновники пока не рассматривают.

«Зачем резервировать квоты, если их никто не будет осваивать? Получается, что аукционы уже нанесли серьезный удар по экономике», – считает Мартынов.

По его мнению, если эта тенденция продолжится в будущем, вся рыбодобывающая отрасль серьезно просядет.

«Россия просто не сможет с нуля сделать все самостоятельно»

Постройка краболовов, обязательная для владельцев квот, – отдельная головная боль. Судостроительная отрасль в России до сих пор переживает нелучшие времена. Есть еще одна проблема, напрямую связанная с кадрами, – нехватка молодых специалистов. Профессиональные судостроители не появляются из ниоткуда. Их готовят в высших учебных заведениях, а сейчас число студентов по данной специальности сильно сократилось.

По сути, авторы закона о крабовых квотах вознамерились практически с нуля построить мощный краболовный флот. По мнению старшего преподавателя кафедры промышленного рыболовства Дальрыбвтуза Артура Майсса, у страны попросту нет для этого возможности.

«Строительство рыбодобывающего судна по сложности сравнимо с возведением космической ракеты. Большая часть инвестиционных квот предполагает строительство крупнотоннажных судов. Даже во времена СССР большую часть таких судов закупали за рубежом. Сейчас Россия просто не сможет с нуля сделать все самостоятельно», – рассказал он.

Большая ответственность

Инвестиционные квоты, выкупленные частными компаниями, начнут действовать только с января 2020 года. Осталось всего 20 дней до этого – и несколько месяцев до момента, когда можно будет делать однозначные выводы об успехе или провале идеи. Впрочем, крабовые аукционы уже смогли оказать серьезное влияние на отрасль. Значительная часть квот оказалась сконцентрирована в руках нескольких предприятий, в том числе «Примкраба». Как аукнется это укрупнение и без того крупного бизнеса, всем остальным пока сложно сказать. Однако есть риск того, что небольшим компаниям станет труднее удержаться на плаву.

Если с крабами все выйдет удачно, в будущем власти выделят инвестиционные квоты и на добычу определенных видов рыбы. По сути, от зимы и весны 2020 года зависит будущее всей рыбной промышленности России на десятки лет вперед. По мнению экспертов, ошибка на этом этапе может стать фатальной для экономики всей страны.

Крабовые аукционы вытащили на свет целый ворох проблем, о которых раньше никто особенно не задумывался. Многое зависит не только от рыбодобывающих компаний, но и от работы чиновников, депутатов, общественников и правоохранительных органов. Удастся ли чиновникам с этим справиться – покажет время.

«Давайте будем честными. Большая часть людей, которые придумали и внедрили аукционы, через несколько лет будут работать в совершенно других местах. Решать возможные проблемы предстоит не им.А рыбаки с этими проблемами останутся, и решать их ветеранам отрасли придется самостоятельно», – резюмировал ГеоргийМартынов.

Фото: primcrab.ru, Wikimedia.org / Gillfoto, primorsky.ru

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.