Россия стоит на пороге нового десятилетия. Среди прочих сфер жизни особенно отчетливо «смена эпох» чувствуется в политической системе координат. От того, какие тренды были заложены в уходящем году, будет зависеть курс на следующее десятилетие. При этом совсем другими красками в этой связи играет выражение «Москва – не вся Россия». Несмотря на то, что ключевые решения принимаются в столице, благополучие всей страны и каждого отдельного человека зависит от того, какое отражение эти инициативы находят в регионах. Обратная связь от регионов становится компасом, с которым сверяется и по которому корректируется курс всего корабля. «ФедералПресс» разобрался, какие тренды уходящего года будут диктовать нам правила в 2020 году, как это отразится на простых россиянах и к чему стоит готовиться в новом десятилетии.
1. Разворот на нацпроекты
Указ о нацпроектах на период до 2024 года был подписан президентом России Владимиром Путиным в мае 2018 года. Позднее на его основании правительство определило бюджеты 12 нацпроектов, однако уже тогда экс-глава Минэкономразвития, глава Сбербанка Герман Греф назвал первое полугодие 2019-го периодом раскачки. Под этим знаменем оно и прошло. Особого разворота на нацпроекты тогда никто не заметил, однако ближе ко второму полугодию стало понятно: поблажек не будет, а ответственные за провал будут наказаны, вплоть до персональной ответственности.
И вот уже жестко спрашивает результаты с подчиненных полномочный представитель президента в УрФО Николай Цуканов. В ноябре он провел совет по МСУ, посвященный реализации нацпроектов на муниципальном уровне, обратив особое внимание на отток населения из малых городов и поселков. А в декабре прошло большое обсуждение реализации нацпроектов в Свердловской области. Сотрудники полпредства несколько раз пытались перевести его в режим «публичной порки». Основными провалами были названы нацпроекты «Экология» и «Здравоохранение». В первом случае изменение методики Роспотребнадзора привело к резкому падению показателей обеспеченности чистой водой, возникла угроза срыва проекта. В правительстве свою вину отрицают и рассчитывают на дополнительные федеральные субсидии. Во втором случае речь идет о слабых показателях по сердечно-сосудистым заболеваниям.
В Приморском крае возникли вопросы к реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». В октябре мэра Владивостока Олега Гуменюка публично отчитал полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев – за недобросовестное исполнение дорожных работ. Однако хуже всего на Дальнем Востоке дела обстоят в ЕАО и в Магаданской области. Освоение средств по нацпроектам – 23,6 и 14,9 % соответственно.
В качестве примера можно привести и Кировскую область, где провалы фиксируют по нацпроекту «Жилье и городская среда». В регионе резко упали объемы вводимого жилья – на 12 % по итогам девяти месяцев уходящего года. В ноябре Кировская область попала в четверку регионов, отстающих по вводу жилья, названную вице-премьером РФ Виталием Мутко. Также есть проблемы с реализацией нацпроекта «Формирование комфортной городской среды». В начале года сообщалось, что Киров вернет в федеральный бюджет пятую часть средств, выделенных на благоустройство в 2018 году. Муниципалитет не смог освоить 31 млн рублей. А общественники указывали на то, что работы выполнены некачественно. В этом году все дворы приняли, но снова есть жалобы на низкое качество работ.
![]()
Впрочем, наблюдатели отмечают, что это тоже только начало большого и долгого пути. Тот же Герман Греф охарактеризовал 2019 год как «подход к снаряду». Ввиду этого в ближайшем будущем работа в этом направлении будет только углубляться.
«Пока что граждане не почувствовали какого-то эффекта от реализации нацпроектов. Почему? Может быть, потому что только началась история про нацпроекты. Может быть, потому что пока мы слышим, что не очень успешно средства осваиваются. Думаю, что ближе к парламентским выборам можно будет говорить о том, изменили нацпроекты что-то или нет. Что касается персональной ответственности: если есть целевые средства, которые направляются из федеральной казны в регион, то, конечно, есть и люди, которые отвечают за то, как эти средства потрачены», – поделился мнением с «ФедералПресс» политолог, политтехнолог Григорий Казанков.
2. Перестройка партийной системы
Уходящий год ознаменовался обострившимся кризисом политической партийной системы в целом. Да, партийная система в современной России остается стабильной, но все чаще малоэффективной. Наблюдатели сходятся во мнении, что электоральное ядро партий уменьшается, а избиратель все чаще не видит различий между ними.
КПРФ хоть и остается главной «левой» силой, являет собой партию с весьма устаревшей идеологией. Результат Павла Грудинина на президентских выборах показал запрос на новое лицо, однако старые партийные бонзы не спешат отдавать власть. При этом в регионах нарастает недовольство столичным руководством.
ЛДПР остается «партией одного человека» и держится лишь на харизме Владимира Жириновского. При этом перспективы партии в целом достаточно туманны из-за отсутствия явного сменщика. Идеология «соколов Жириновского» скорее популистская, однако в ряде регионов либерал-демократы представляют собой реальную силу.
«Справедливая Россия» по-прежнему испытывает сложности с позиционированием, а лидер партии Сергей Миронов не может в полном объеме объединить вокруг себя сторонников.
Остальные партии так и не выросли до перспективных движений, а малые партии используются исключительно как спойлеры.
![]()
Стоит отметить, что на фоне кризиса политической партийной системы не стала исключением и «партия власти» – «Единая Россия»: сложности с рейтингом на фоне ряда реформ, с кадрами и идеологией. Ввиду этого на сентябрьских выборах в рамках предвыборной кампании некоторые кандидаты шли как самовыдвиженцы и старались дистанцироваться от «партии власти».
Ярким примером такого дистанцирования можно назвать главу Челябинской области Алексей Текслер. Сначала он пошел на выборы самовыдвиженцем, хотя и получил поддержку политической силы, наладил конструктивные отношения с председателем регионального отделения. Уже после избрания он не пошел в руководящий состав партии, делегировав своего заместителя по внутриполитическому блоку. При этом депутаты-единороссы не только приняли все предложенные Текслером законопроекты, одобрили его кандидатов в сенаторы и омбудсмены, но и безоговорочно поддержали предложенную в мэры Челябинска кандидатуру. Сам Текслер говорит, что взаимоотношения с «Единой Россией» у него конструктивные и ни о какой отстраненности речи не идет.
В условиях, когда партийные атрибуты перестают давать нужный результат, создатели затевают ребрендинг – по сути, пиар-кампанию по закреплению в сознании избирателей другого, более удачного образа, связанного с новыми атрибутами. В случае с партией – новой идеологией, работу над которой уже ведут эксперты АПЭК и ФоРГО, новыми инициативам и, конечно, новыми лицами и региональными лидерами. И в последнем случае на помощь «партии власти», по всей вероятности, призваны прийти губернаторы.
Например, в Приморском крае местное отделение «Единой России» возглавил харизматичный и популярный среди населения Олег Кожемяко. Аналогичная ситуация и в Якутии, где местное отделение возглавил Айсен Николаев. Губернатор все еще один из самых популярных и влиятельных политиков в Якутии и идеально подходит на роль флагмана.
Не остался в стороне и глава Самарской области Дмитрий Азаров. Это назначение должно было усилить позицию партии в регионе. В последние годы деятельность «Единой России» в Самарской области воспринималась негативно, депутаты не могли выстроить коммуникации с избирателями, никаких ярких политических деятелей не наблюдалось. В результате на выборах в гордуму в Тольятти победила КПРФ, а в Самарской области стали нарастать протестные настроения.
Губернаторы возглавили реготделения партий также в Адыгее (Мурат Кумпилов), Кабардино-Балкарии (Казбек Коков), Ставропольском крае (Владимир Владимиров) и Севастополе (Михаил Развожаев).
«Губернаторы, возглавившие региональные отделения партий, вряд ли смогут стать лицами партий. Мы это уже проходили. Сейчас практически нет губернаторов-тяжеловесов, многие из них – технократы. Понятно, что Рустам Минниханов или Рамзан Кадыров могут решить такую проблему, но большинство губернаторов – нет. Это нельзя считать серьезным ресурсом.
Партийной перестройки в следующем году не предвидится. Во всяком случае, речи об этом не идет, хотя варианты обсуждаются разные. Я так понимаю, что в итоге решено сделать упор на усиление «Единой России» в регионах», – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» директор Центра политической информации Алексей Мухин.
3. Усиление протестных настроений
Уходящий год был ознаменован и целым рядом ярких протестов. Одним из прецедентов стал протест в Екатеринбурге, где местные жители неделю отстаивали сквер на набережной от строительства. Изначально мирный протест на третий день вылился в столкновения с ОМОНом, получил международный резонанс и закончился вмешательством президента Владимира Путина. Численность участников оценивается в несколько тысяч человек. Многие участники протеста получили административное наказание, было возбуждено уголовное дело.
В соседней с Екатеринбургом Тюмени таким примером может служить строительство развязки на Червишевском тракте возле деревни Комарово. На общественных слушаниях часть горожан, проживающих в расположенных рядом населенных пунктах, выступила резко против. Было написано обращение губернатору Александру Моору.
В Бурятии полыхнуло после выборов мэра Улан-Удэ. Началось все с шамана-баламута Габышева: его сторонников задержали, недовольные этим люди вышли на главную площадь, однако потом требования сменились на политические – отмену итогов выборов. Протесты растянулись на несколько дней, народ даже ночевал на площади. В конце концов стали требовать отставки губернатора Алексея Цыденова. Разгоняли недовольных ОМОН и странные мужчины с топорами. При этом массовых задержаний не было, были задержаны всего нескольких человек.
В Кировской области участие в акции протеста против перепрофилирования объекта «Марадыковский» в завод по уничтожению опасных отходов приняли порядка полутора тысяч человек. Участники требовали отказаться от перепрофилирования завода, работа которого в случае аварии может привести к экологической катастрофе в регионе. С мая, когда стало известно о перепрофилировании завода, в регионе прошло несколько десятков акций протеста по поводу этой проблемы.
![]()
Горячо было в этом году и в Калмыкии, где тлеет не прекращающийся с октября протест. Недовольство вызвано кадровой политикой команды нового главы региона Бату Хасикова, который поставил руководить Элистой выходца из ДНР, а в Совет Федерации отправил экс-главу Калмыкии. Максимальная численность митинга была в районе двух тысяч человек, что для маленькой Элисты очень высокий показатель.
Продолжает тлеть и протест в Шиесе в Архангельской области, вспыхнувший в 2018 году и связанный со строительством мусорного полигона площадью около 5 тысяч гектаров. Данный полигон предназначен для хранения твердых коммунальных отходов из Москвы и Московской области. Планировалось создать и «экотехнопарк», где будут складироваться брикеты с измельченным мусором. Переработка мусора проектом не предусмотрена. На протяжении всего года местные жители выходили на акции протеста численностью до 10 тысяч человек. Участие в последнем митинге – в начале декабря – приняли около 10,5 тысячи человек.
«Все эти протесты связаны с достоинством, потому что речь идет о демонстративном игнорировании людей, их никто не слушает, с ними не советуются и их мнение никто не собирается учитывать. Практически везде это проблема неуважения.
Я думаю, что этот тренд будет продолжен в следующем году. Связано все это с совокупностью факторов. Во-первых, это общественная усталость: кризис продолжается, просвета не видно, и это ведет к фрустрации и тревожности. Во-вторых, власть ведет себя все более агрессивно в отношении людей: вторгается в привычные сферы их жизни, в каких-то случаях пытается ухудшать условия их существования, и происходит реакция на такое вмешательство», – поделился мнением с «ФедералПресс» кандидат политических наук Александр Кынев.
4. Усиление института общественных обсуждений и публичных слушаний
На фоне усиления протестных настроений наметился и сдвиг в сторону усиления института общественных обсуждений и слушаний. Основной причиной тому стало сформированное в обществе мнение о полной манипулируемости слушаний, что и становится причиной жестких форм гражданского противостояния. Как неоднократно подчеркивалось экспертами, такой порядок вещей увеличит число и усилит политическую составляющую конфликтов. При этом стоит понимать, что усиление этой составляющей в крайних формах может и вовсе нести очень серьезные риски для государственного строя. По всей вероятности, поэтому в ряде случае протестующим удалось добиться желаемого.
В том же Екатеринбурге власти и инвесторы строительства храма были вынуждены пойти на уступки и отказаться от застройки сквера. Тогда же заговорили о «диалоге» с общественностью: была собрана рабочая группа по проведению опроса, куда вошли представители администрации, депутаты городской думы, общественники. Кроме того, администрация собрала на своем сайте предложения горожан по месту строительства храма. В итоге было отобрано два варианта, из них на общегородском опросе был выбран один. А в Тюмени после обращения местных жителей Александр Моор поручил Главному управлению строительства выработать компромиссное решение. Работа по достижению устраивающего всех варианта до сих пор ведется.
![]()
Планировалось, что Агентство стратегических инициатив (АСИ) представит предложения по изменению института публичных слушаний и общественных обсуждений. В случае одобрения изменения системы общественных коммуникаций могут начаться уже в 2020 году.
«Любые общественные слушания – это хорошо, потому что это обратная связь между властью и обществом. Главенствующую роль в отношении государственных институтов с обществом занимает единица, которая называется гражданское общество. Гражданское общество – это, в свою очередь, различные единицы самодеятельности, которые направлены на упорядочение такого рода отношений. Подобного рода деятельность будет усилена, хотя бы потому что скоро грядут выборы 2021 года, и по всей вероятности, они будут непростыми. Что уж говорить о транзите власти, который мы ожидаем в 2024 году.
Власть достаточно внимательно изучает различные формы общественного мнения и старается эти факторы учитывать. Новых институциональных форм я не жду, а вот усиление различного рода контактов и учета различных форм общественного мнения, безусловно, будет. Это все будет анализироваться и учитываться», – поделился мнением с «ФедералПресс» политолог Игорь Загарин.
6. Межрегиональные трансферты
Еще один наметившийся тренд связан с «неоднородностью» субъектов Российской Федерации. Так уж получается, что в рамках одного федерального округа зачастую богатые регионы соседствуют с бедными. Со следующего года соседи будут помогать друг другу не только словом, но и делом. Это стало возможно после внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс. Впервые о поправках, позволяющих проводить «горизонтальные субсидии», заговорили в 2017 году, однако запустили механизм лишь в 2019 году.
Первым и пока единственным таким примером стала помощь Зауралью. Речь идет о субсидиях, в уходящем году выделенных Тюменской областью и Ямало-Ненецким автономным округом Курганской области – 450 и 350 млн рублей соответственно. Тюменский транш пойдет на поддержание экологии реки Тобол, ямальский – на «социально-экономическое развитие».
«Механизм «горизонтальных субсидий» – это разумное решение, потому что зачастую многие регионы могут осуществлять совместные проекты, когда работа идет в одном регионе, но больше пользы от этого другому региону. Оформлять это можно по-разному.
Если речь идет не о конкретных проектах, то это воля региона. Если жители региона поддерживают такие решения, в этом нет ничего страшного. Но это уже экзотика.
Какие регионы в дальнейшем могут претендовать на подобные субсидии – это зависит от конкретных проектов. Где это может быть, сказать трудно, но, например, в той же ЕАО было бы выгоднее закрыть противотуберкулезный диспансер и отправлять людей в Хабаровский край. Это недалеко, а условия там гораздо лучше. В принципе, в будущем подход «горизонтальных субсидий» может быть востребован», – поделился мнением директор НИФИ, член коллегии Минфина, член экспертного совета при правительстве Владимир Назаров.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский, Евгений Поторочин; kremlin.ru
Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова


