В последние несколько лет среди дальневосточных губернаторов стало модным проводить разного рода прямые линии и масштабные пресс-конференции. Тренд, во многом заданный президентом Владимиром Путиным, прижился – хотя в большинстве случаев такие мероприятия не несут вообще никакой значимости. О том, почему мода на итоговые пресс-конференции губернаторов до сих пор не прошла, – в материале «ФедералПресс».
Обыкновенный пиар
Декабрь на Дальнем Востоке отметился целой чередой итоговых пресс-конференций губернаторов. За последний месяц такие мероприятия прошли на Сахалине, на Камчатке, в Магаданской области и в Хабаровском крае. Главы регионов рассказывали, чего они добились, и давали новые обещания.
Во всех случаях наблюдалась одна общая тенденция: такой формат работы мало востребован жителями регионов. Просмотры трансляций в Сети – более чем скромные. Кое-где пресс-конференции транслировали по местному телевидению, но это слабо повлияло на общую картину. Мероприятия, которые, по задумке организаторов, должны были стать мощным инструментом пиара, прошли почти незамеченными.
Вообще, первоначальная задумка формата прямой линии (или ее аналога для журналистов) выглядела довольно неплохо. В теории любой желающий может рассказать о каких-то проблемах губернатору, попросить его помочь. Да, чаще всего это сигнализирует о необходимости ручного управления и не самой хорошей осведомленности чиновника о делах в крае. Но в российских реалиях это смотрится как попытка наладить хоть какой-то диалог с людьми. Точнее сказать, смотрелось. Как отмечает политолог Павел Наливайко, первоначальная задумка мероприятия исказилась практически до неузнаваемости.
«Этот неплохой, в общем-то, инструмент зачастую извращают, используя его в популистских целях. Механизмы всем знакомы – заранее подготовленные вопросы, специально отобранные участники и так далее. Мероприятие превращается в театр одного актера, и люди это очень хорошо видят», – рассказал он.
Как отмечает эксперт, в регионах прямые линии чаще всего создаются для того, чтобы губернаторы рассказали о своих достижениях. В этом случае реальная заинтересованность организаторов в обратной связи с населением минимальна.
«Потребность в каких-то итоговых пресс-конференциях, как правило, испытывают губернаторы со слабыми позициями. Что камчатский глава Владимир Илюхин, что хабаровский Сергей Фургал – они очень мало делают в практическом плане. Их положение крайне неустойчивое, и исправить его они пытаются с помощью банального самопиара», – пояснил Наливайко.
В случае с Фургалом это особенно бросается в глаза. По мнению наблюдателей, за прошедший год он провел несколько крупных пресс-конференций при почти нулевой повестке реальных дел. В результате к декабрю интерес к такому формату снизился, а само мероприятие стало очень закрытым.
Исключение из правила, впрочем, есть. Большими пресс-конференциями в этом году отметились забайкальский губернатор Александр Осипов и глава Сахалинской области Валерий Лимаренко. В рамках предвыборной кампании подобные мероприятия, наоборот, могут сыграть на руку, особенно если речь идет о приезжем политике, которого жители региона знают мало. Повышение узнаваемости, демонстрация человеческих качеств кандидата – с этими целями формат прямой линии справляется на отлично.
Новые форматы
Однако исключения на то и исключения, что их немного. Как отмечает политолог Юрий Коломейцев, в основном разного рода прямыми линиями власти пытаются сгладить свои провалы.
«С одной стороны, губернаторы полагают, что всякими пресс-конференциями они смогут выправить имидж. Однако это так не работает: людям нужны реальные действия, а не слова. Если о своих достижениях нужно специально рассказывать, значит, их не замечают. С другой стороны, в ряде регионов сложился некий стереотип: губернатор должен проводить прямую линию. Зачем, почему – никто уже не задумывается», – отметил он.
Впрочем, в подобных мероприятиях страдает не только содержание, но и форма. Как отметил политолог Андрей Кудисов, моду на прямые линии и большие пресс-конференции ввел Владимир Путин. Главы регионов пытаются сделать «как в Кремле», но вот только возможности у них совсем не те.
«Да, отношение, например, к подобным мероприятиям с участием Владимира Путина у россиян неоднозначное. Тем не менее организация той же большой пресс-конференции там всегда на уровне. Потому что для этого есть возможности и деньги. В итоге смотрится все неплохо. Регионы, особенно дальневосточные, такими ресурсами и близко не обладают. Поэтому разница в качестве организации очень существенная», – пояснил Кудисов.
Именно поэтому многие губернаторы – особенно те, что активно работают, – ищут новые форматы общения с населением. Благо, их хватает.
«Губернаторы, которые действительно много делают для региона, всегда находятся в инфополе, им не нужно дополнительно напоминать о себе. Глава Приморья Олег Кожемяко, например, не работает в таком формате. Его деятельность заметна для жителей региона, ее активно освещают. Кожемяко достаточно иногда принимать участие в программах краевого телевидения. Его и так не теряют из виду», – рассказал Павел Наливайко.
Однако настоящим пионером на Дальнем Востоке является глава Якутии Айсен Николаев. Это один из немногих чиновников, который не боится напрямую общаться с согражданами – без всякой дополнительной подготовки.
«Николаев регулярно общается в соцсетях – и с простыми людьми, и с блогерами. Недавно он, например, устроил прямое общение с якутянами в интернете. Трансляция шла в крупнейших соцсетях – «Фейсбук», «ВКонтакте», Instagram. Не было никакой модерации, ничего такого. Это полная открытость, и такой формат общения сильно располагает людей», – рассказал Андрей Кудисов.
Для подобных шагов, впрочем, губернаторам нужна не только смелость: здесь требуются крепкие позиции и хороший рейтинг. В противном случае чиновника попросту «закидают помидорами». Однако то, что такая практика все же появляется, безусловно, хороший знак.
Фото: youtube.com,khabkrai.ru,minsport.sakha.gov.ru