Социальные сети и телеграм-каналы медицинской тематики буквально взорвались сообщениями о том, что лечебные учреждения Москвы не будут принимать иногородних пациентов. Это связано с якобы имеющимся письмом Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС), в котором организация уведомляет главврачей столичных клиник, что не будет платить за пациентов из других регионов. Причина – в долгах территориальных фондов ОМС. Могут ли московские лечебницы начать отказывать больным из других городов? В запутанной истории разбирался «ФедералПресс».
Пресловутое письмо
Информация о письме, согласно которому Московский городской фонд ОМС больше не будет оплачивать медорганизациям лечение иногородних пациентов, появилась в Сети пару дней назад. На само письмо МГФОМС от 26 декабря 2019 года «Об отказах в оплате счетов» ссылается медицинский аналитический портал Vademecum. В документе якобы указано, что Московский фонд ОМС оплатил больницам и поликлиникам столицы услуги по лечению иногородних пациентов. Но потом, когда столичный фонд выставил счета территориальным ФОМС, возмещения так и не дождался. Из-за этого у МГФОМС «нет возможности выполнять свои обязательства по компенсации счетов за оказание медицинской помощи гражданам, зарегистрированным по полисам ОМС в других регионах». Какова совокупная сумма долга, не уточняется.
С пресс-службой МГФОМС корреспонденту «ФедералПресс» связаться не удалось. По телефону горячей линии сотрудник Московского фонда ОМС рассказал, что о письме ничего не знает. «Вы можете обратиться в любое медицинское учреждение Москвы. Вам окажут услуги в рамках федеральной программы ОМС, правда, этот перечень будет не таким широким, если у вас нет временной регистрации в столице. Мы оплачиваем счета иногородних граждан. Печать (о столичной медицинской страховой компании. – Прим. ред.) ставить необязательно, но можно обратиться в медицинскую организацию напрямую или в страховую медицинскую компанию по месту нахождения за проставлением штампа. Отказать в этом случае не должны», – пояснил представитель МГФОМС.
По словам руководителя одной из государственных клиник столицы, никакого письма из Московского городского фонда ОМС с информацией о прекращении финансирования она не видела. «Такое письмо получить было бы странно. Мы должны обслуживать иногородних пациентов, иначе нарушим закон», – пояснила руководитель медорганизации.
Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский говорит, что новость о письме Московского ФОМС видел, но не может сказать, имеет ли место данный документ. «МГФОМС не решает этих вопросов. Это компетенция федерального фонда – выравнивание между субъектами его полномочий. В то же время он не вправе нарушать закон и приказы Минздрава об оплате иногородних услуг», – отмечает Саверский.
Член комитета Госдумы по охране здоровья, врач Борис Менделевич сообщил, что об этом письме не слышал. «Вряд ли Московский ФОМС мог направить такое письмо. Если оно существует, это противозаконно», – поясняет депутат.
Другой вопрос: в столице с ее возможностями и финансированием здравоохранения уровень медицины выше, и люди стремятся попасть на лечение в московские клиники. «Но нехватка денег в региональных фондах не может за собой тянуть нарушение законодательства и отказ в оказании медпомощи гражданам», – добавляет Борис Менделевич.
Если речь идет о трудовых мигрантах, то это другой вопрос – полисов у многих нет. «Иностранным гражданам, которые не имеют страхового полиса, обязаны оказать неотложную медицинскую помощь, а в плановой медорганизация может, наверное, отказать», – отмечает депутат Борис Менделевич, добавляя, что если мигранты работают официально, страховой полис на них обязан оформить работодатель.
Эксперт отмечает, что «в любой сфере финансирования могут быть сбои». «Могу предположить, что Москва недополучает какие-то деньги за больных. Но это не означает, что лечебные учреждения столицы могут отказывать в приеме пациентов», – поясняет парламентарий.
Откуда копятся долги
Аналитики посчитали, что межтерриториальные расчеты в системе обязательного медицинского страхования превышают 136,5 млрд рублей ежегодно. И чем активнее пиарятся проекты департамента здравоохранения Москвы, тем больший поток людей устремляется в столицу за качественной медицинской помощью. Тем более что во многих регионах просто не хватает специалистов и оборудования.
Получается, что жители одного региона лечатся в другом, а платит за это территориальный фонд ОМС, в котором они зарегистрированы. Сумма, которую тратит Московский городской фонд ОМС на оплату лечения иногородних пациентов, с каждым годом растет. В 2015 году это было 6,7 млрд рублей, а по итогам 2018 года – 21 миллиард. Самыми востребованными сферами являются гинекология, травматология, акушерство, сердечно-сосудистая хирургия, ортопедия, кардиология и онкология. Но столичный фонд оплачивает лечение иногородних не просто так. Впоследствии затраченные средства предоставляются территориальным фондам для возврата.
И вот тут возникают трудности. ТФОМСы по разным причинам могут отказать московскому ведомству. Оправдания бывают разные. Анонимный источник в одном из территориальных фондов ОМС рассказал, что порой в межтерриториальных расчетах могут отказать, если у пациента на лечение в Москве нет направления из его родного региона. Впрочем, такая аргументация незаконна, и в суде это легко доказать. Кроме того, через портал госуслуг и ряд других сервисов можно записаться к врачу в любом городе напрямую, не дожидаясь направления. Также не стоит забывать, что в разных регионах деньги в медицину поступают разные, отсюда и несовпадения в расчетах.
Дисбаланс в бюджетной обеспеченности системы здравоохранения действительно существенный. Согласно структуре межтерриториальных расчетов в системе ОМС за 2018 год, в России только 11 из 69 субъектов РФ вышли на положительное сальдо (разница между объемом медпомощи, оказанной приехавшим в регион пациентам, и объемом медпомощи, оказанной за пределами региона), если учитывать объем средств, полученных территориальными фондами из других регионов. На первом месте Москва (она получает больше всего денег из межтерриториальных расчетов), на втором – Санкт-Петербург, на третьем – Московская область. Клиники Подмосковья в последние годы стараются не отставать от столицы по числу приема иногородних пациентов. В пятерке «богатых» территориальных ФОМСов также Краснодарский край и Кировская область. Положительное сальдо еще у Калужской, Тюменской, Иркутской, Новосибирской, Астраханской областей и Республики Ингушетия.
Корень зла
Проблема есть, и корни ее – в снижающемся качестве лечения болезней в регионах, считает председатель реготделения Лиги защитников пациентов, социальный технолог Роман Алехин. По его словам, эта проблема «общая для всей страны». «Другая сложность заключается в том, что регионам не хватает денег на финансирование своих больниц и ФОМСы с большой неохотой расстаются с деньгами. А еще снижается доверие населения к региональному здравоохранению. Ну и, наконец, взятки за лечение в регионах настолько непосильны, что пациентам проще поехать на лечение в Москву», – рассказал Алехин.
По словам эксперта, российское здравоохранение «не выглядит системой с понятными для всех правилами». А на местах есть некие «феодалы», у каждого свои закупки, внутренние правила, качество лечения и цены на лекарства. «Из-за этого и такие перекосы в качестве», – добавил Алехин.
Эксперт считает, что Московский ФОМС «не будет просто так приостанавливать эту работу, потому что ему выгодно получать допфинансирование за счет всей страны».
Депутат Госдумы Борис Менделевич полагает, что суть проблемы– в разной бюджетной обеспеченности системы здравоохранения в регионах страны. «Люди стараются получить лечение в хороших больницах, поэтому едут в Москву. Мы пытаемся выровнять дисбаланс, и в случае с орфанными заболеваниями это почти удалось», – рассказал Менделевич.
Еще несколько лет назад лечение ряда редких заболеваний ложилось на региональные бюджеты. А одному ребенку надо было выделять от 30 до 100 млн рублей. «Я слышал от региональных управленцев, что им выгодней купить этому ребенку квартиру в Москве, прописать его туда, чтобы лечение было обязательством столичного бюджета», – поведал депутат.
Сейчас компенсация лечения ряда орфанных заболеваний стала федеральной. «Перед Новым годом приняли закон, по которому еще два редких заболевания перевели на федеральное финансирование. Думаю, скоро закроем этот вопрос», – добавил Менделевич.
В любом случае все эти денежные трудности, по мнению депутата, – «это проблемы государства, а не людей». Человек вправе получить медпомощь в любом городе страны.
Москва тоже плачет
В самой столице с медициной тоже не все так просто, как кажется из регионов. Например, в конце прошлого года в Московской городской думе возник спор вокруг исполнения бюджета ФОМС. Против проголосовали пять депутатов, четверо воздержались. «Голосование по ФОМСу связано с проблемами здравоохранения, а именно с финансами. Я имею в виду пресловутую 40-ю больницу и укрупнения медучреждений, за которыми скрывается их ликвидация», – пояснил «ФедералПресс» депутат Павел Тарасов.
Что касается возможного письма Московского фонда, Тарасов не удивлен этому. «Весь смысл создания фондов – вместо целевого бюджетного финансирования «снимать сливки» на движении средств. Вообще история дурацкая. Человек у себя платит отчисления, и от того, что один фонд не перечислил деньги в другой, простой пациент страдать не должен», – считает Павел Тарасов.
По словам депутата, нужно на федеральном уровне менять подход к медицине, так как «тактически неправильно, когда медицинскую помощь ставят в зависимость от взаимодействия фондов».
Без страданий
Проблему финансирования системы здравоохранения нужно решать системно. Социальный технолог Роман Алехин считает, что самый простой способ – укрепление центральной власти в здравоохранении и передача больниц на федеральный уровень, для того чтобы «выровнять уровень качества и доступности медпомощи по стране».
Есть более сложный способ – дать Минздраву больше инструментов влияния на региональных чиновников и выстроить системную работу, «в которой регионы будут не конкурировать, а взаимодействовать как единый организм». «Если идти по второму пути, то вполне можно разгрузить Москву межрегиональными центрами. К примеру, в Орле очень сильная детская медицина по разным направлениям, в том числе нейрохирургии. За Курском можно закрепить центр лечения и реабилитации онкологии», – считает Алехин.
По мнению эксперта, это не будет централизацией, а «позволит временно решить вопрос очередей, разгрузит столичные клиники, а также распределит деньги ФОМС более равномерно по регионам». Также, считает Алехин, эта мера начнет возвращать доверие населения к региональной медицине. «Но останется большая проблема с поборами в региональной медицине, и вот здесь можно будет подключать создаваемый в стране Антикоррупционный фонд», – поясняет эксперт.
Пока же пациенту, не имеющему постоянной регистрации в Москве, в случае отказа в приеме в столичных клиниках президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский советует обращаться в прокуратуру.
«ФедералПресс» направил официальные запросы в федеральный ФОМС и в Московский городской ФОМС, Министерство здравоохранения РФ, Росздравнадзор и департамент здравоохранения города Москвы. На момент публикации материала из Минздрава пришел ответ, что этот вопрос не относится к сфере компетенции ведомства, хотя ФОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с распоряжениями правительства РФ. Ответов из остальных госструктур пока не поступило.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Кириченко