В Москве прошел Гайдаровский форум – 2020 «Россия и мир: вызовы нового десятилетия». На одной из крупнейших дискуссионных площадок речь зашла о национальной технологической политике. Представители ведомств и крупных российских корпораций подвели итоги работы по главным государственным экономическим проектам, в частности, по стратегии инновационного развития. Каковы основные достижения в этой отрасли и что предстоит доработать, выяснил «ФедералПресс».
По признаниям экспертов, ряд задач стратегии инновационного развития по итогу не был выполнен. Причин тому несколько. Во-первых, отсутствие администрирующего министерства и завышенные стратегии, составленные из экспертных аналитических соображений. Во-вторых, повлияло отсутствие инновационной среды.
«У нас короткий горизонт планирования, в то время как инновации – это долгое планирование. Аппетит к инновационному риску снизился, а инновации – это всегда риск. В совокупности это и привело к тому, что есть проблемы с достижением показателей», – заявил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков.
Тем не менее есть и успехи. Из них Осьмаков отметил создание новых отраслей: производства возобновляемых источников энергии, фармацевтики.
Глава ведомства считает, что инновационная стратегия развития нужна, но для выполнения ее задач необходима синергия с национальной технологической инициативой, нацпроектами. Государство же должно четко говорить населению о своих планах. Что касается закона о промышленной политике, то Минпромторгу удалось создать совокупность институтов поддержки промышленности. Самым главным достижением тут считают Фонд развития промышленности.
«У нас сотни проектов стомиллиардного портфеля проектов и долгового финансирования для средних промышленных проектов. В портфеле шестьдесят региональных фондов, это уже некая сеть предоставления дешевого долгового финансирования. Первое поколение специнвестконтрактов – это триллион рублей инвестирования», – заявил Василий Осьмаков.
Второе поколение специнвестконтрактов будет заточено на трансфер технологий.
Говоря о планах, Осьмаков заявил, что Минпромторг собирается с 2020 года работать с государственной информационной системой, перевести категории поддержки полностью в цифру: предоставлять субсидии в цифровом формате.
«Мы практически создали экосистемы взаимодействия с бизнесом, у нас нас это хорошая вещь, которой промышленность активно пользуется. А что касается закона, то надеюсь, что он будет и дальше развиваться, а с точки зрения настройки – мы в середине донастройки механизма специнвестконтрактов именно с заточкой под трансфер и создание современных технологий в России. Мы убрали пороги с точки зрения объемов инвестиций», – рассказал замминистра.
По итогам пяти лет действия закона о промышленном развитии крупному частному сектору удалось ввести инновационные разработки и выполнить некоторые проекты по импортозамещению. РЖД создали специализированный, энергетически максимально эффективный поезд «Ласточка». 80 % этих поездов производится в России.
«В 2021 году мы готовы будем пустить самостоятельно управляемый поезд, когда весь функционал и все решения будет принимать подвижной состав (за исключением внештатных ситуаций, когда нужно будет участие человека). Благодаря инновациям, введенным технологиям мы сэкономили несколько десятков процентов энергии», – рассказал Олег Белозеров, генеральный директор, председатель правления ОАО «РЖД».
Но ключевой результат – объем пассажирских перевозок: 1 млрд 198 млн человек – это пригород и дальнее следование.
Зашел вопрос о совместной работе ученых и инвесторов. Между инноваторами, исследователями и индустрией есть разрыв, и одним из решений здесь являются технопарки, считает губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
«Но завлечь крупные компании в заказ исследований технологии сложно. Причина тут и в системе стратегического управления, научно-технологического инновационного управления в нашей стране. Нет системы постановки приоритетных задач. У нас есть серьезный дефицит сфер задач», – заявил он. Еще одна проблема, которую назвал Олег Белозеров, – это малые запрашиваемые суммы, неправильное распределение инвестиций. Решением тут могут стать венчурные инвестиционные фонды.
«Если бы РЖД не напрямую спрашивали у Сибирского отделения академии наук, а создали свой венчурный фонд под профессиональным руководством и определили темы мандатов и вот эти необходимые темы финансировали! Венчурный фонд – это и есть способ хеджирования неудач», – сказал Анатолий Чубайс, председатель правления ООО «УК «РОСНАНО».
Фото: ФедералПресс/Елена Сычёва
Гайдаровский форум