Нефтяная отрасль в нашей стране является основным источником налоговых поступлений в федеральный бюджет. Такой статус нефтегазовые компании приобрели не за счет выдающихся финансовых показателей, а из-за огромной фискальной нагрузки, совершенно непропорциональной по сравнению с другими секторами экономики. Налоговый гнет достиг уровня, при котором отрасль потеряла возможность развиваться. Такое положение совершенно несправедливо: рентабельность металлургии или химии существенно выше, тогда как уровень налогового давления на эти сектора меньше. Между тем можно обеспечить рост доходов бюджета за счет справедливого распределения налоговой нагрузки по отраслям. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Деньги в бюджете есть
Приступивший к выполнению своих обязанностей новый премьер-министр России Михаил Мишустин поручил федеральным ведомствам подготовить конкретные предложения по уточнению национальных проектов. Это необходимо для практического претворения в жизнь послания президента Владимира Путина, с которым он выступил в середине января.
По словам Михаила Мишустина, для выполнения президентского послания потребуется 4 трлн рублей в период с 2020 по 2023 годы. Данные средства уже имеются в федеральном бюджете России.
«Этот год – это примерно 450 млрд рублей, на четырехлетку – около 4 трлн рублей. Средства эти будут соответствующим образом перераспределены внутри бюджета, но не затронут никаких обязательств соответствующего федерального бюджета и бюджетов регионов», – сказал он в ходе пленарного заседания Госдумы.
Заметим, что проблема изыскания дополнительных финансовых ресурсов неоднократно обсуждалась в высших эшелонах власти. Например, в 2018 году было предложено изымать каждый год по 500 млрд рублей сверхдоходов у горно-металлургических и химических компаний.
Подобная мера до сих пор считается отраслевыми экспертами наиболее приемлемой: доля налогов в цене продукции у производителей металлов и химикатов составляет всего лишь 7 %, тогда как у нефтяных компаний – в несколько раз больше.
В 2018 году федеральный бюджет был сверстан без изъятия денег из дополнительных источников, поэтому от реализации этой идеи отказались. В нынешнем же году велика вероятность, что власти к ней вернутся.
Налоговые коэффициенты лучше не «подкручивать»
Специалисты консалтинговой компании VYGON Consulting подготовили исследование «Налоговая нагрузка в отраслях: операция «Балансировка», которое демонстрирует возможность получения федеральным бюджетом до 1,7 трлн рублей дополнительных доходов из ненефтяных отраслей.
Как следует из исследования, нефтяная отрасль в 2018 году обеспечила порядка 44 % поступлений в бюджет нашей страны. Но фактически в последнее время налоговое регулирование ее деятельности было сведено к «подкручиванию» всяких коэффициентов к налогам без объективного анализа возможностей нефтяной отрасли и задач ее развития в долгосрочной перспективе.
На фоне серьезного ухудшения ее минерально-сырьевой базы, истощения крупных легкоразрабатываемых месторождений и необходимости освоения новых объектов с трудноизвлекаемыми запасами чрезмерная налоговая нагрузка может привести к большим проблемам для экономики России. При этом другие отрасли, базирующиеся на добыче природных ресурсов, по сути, находятся в комфортных налоговых условиях: действующая налоговая система вообще не изымает их сверхдоходы, образующиеся в результате колебаний цен или изменения других факторов на рынке.
Фискальная «Золушка»
В результате такого дисбаланса в налоговой системе России в 2018 году нефтяная отрасль заплатила в бюджет в пять раз больше налогов, чем все прочие сырьевые отрасли. Столь абсурдное положение дел обусловлено высокой долей валовых налогов в цене нефти (экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых).
По оценкам VYGON Consulting даже с учетом льгот доля налогов в цене «черного золота» достигает порядка 60 %, делая нефтяную отрасль своего рода «Золушкой» для федерального бюджета. В газовой промышленности доля налогов в цене «голубого топлива» существенно меньше – у «Газпрома» она равна 30–40 %, у независимых производителей природного газа – 15–23 %. Зато для металлургии она не превышает 10 % в цене продукции.
В целом за минувшие пять лет уровень налоговой нагрузки (рассчитываемый как доля налогов в свободном денежном потоке) в нефтянке оказался в 1,5–9 раз выше, чем в других рентных отраслях, хотя рентабельность EBITDA у нее ниже.
Доходы лежат под ногами
Cверхдоходы могут образовываться не только в отраслях, связанных с разработкой природных богатств. Их получают банки и телекоммуникационные компании, пользуясь разницей процентных ставок или олигопольным положением на рынке.
Как ни удивительно звучит, но в рентабельность телекоммуникационных компаний в России в среднем за последние пять лет равнялась примерно 38 %, чем не могут похвастаться их иностранные коллеги.
Средняя же рентабельность банковского сектора достигла 51 % – рекордная величина за все те же пять лет. Здесь свою лепту внесла денежно-кредитная политика Центробанка, базирующаяся на сохранении высоких значений ключевой ставки.
Таким образом, считают в VYGON Consulting, если привести налоговую нагрузку по всем сырьевым отраслям к существующему уровню фискальных изъятий в нефтянке, то размер ренты, которая может быть уплачена в бюджет России, можно оценить в 0,8–1,3 трлн рублей.
Если же правильно скорректировать показатели рентабельности банков и телекоммуникационных компаний, то сверхдоходы от них составят еще 565 млрд рублей.
В итоге потенциал дополнительных поступлений в государственную казну может составить вышеупомянутые 1,7 трлн рублей (если не больше), тем самым вдвое превышающих объем льгот, предоставленных нефтедобывающим компаниям.
Все это подтверждает ошибочность тезиса о возможности взимания сверхдоходов исключительно с нефтяной отрасли. В действительности налоговая система ее дискриминирует, и требуется справедливое распределение налоговой нагрузки.
В результате можно будет не только оптимизировать структуру налоговых платежей, но и одновременно нарастить бюджетные доходы без реализации непопулярных среди населения мер, вроде повышения пенсионного возраста или увеличения ставки НДС.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский