В пятницу президент России подписал указ о введении в структуре своей администрации третьей должности замруководителя. На нее был назначен бывший вице-премьер Дмитрий Козак. Но слухи о более существенном изменении структуры главного политического органа России ходят с первой половины 2018 года. Тогда основным новшеством стало перераспределение полномочий в управлении по внутренней политики, в том числе в пользу управления по обеспечению деятельности Государственного совета и управления по общественным проектам. Претерпит ли изменения архитектура АП после вступления в силу объявленных поправок к российской Конституции, расскажем в материале «ФедералПресс».
Разделяя ответственность
В этом году Владимир Путин отмечает свой юбилей на высшем государственном посту: 20 лет. Россия вступает в эпоху конституционных перемен. Предполагается, что в том числе будет институционализирована роль Государственного совета. При этом об изменении статуса Администрации президента глава государства не сказал ничего. Видимо, АП так и останется органом с огромными возможностями и нигде официально непрописанными функциями.
Сейчас Администрация президента состоит из двадцати управлений, референтуры и канцелярии. При этом некоторые функции дублируются разными подразделениями ведомства. Так, за внутреннюю политику отвечают сразу три управления: по внутренней политике, по общественным проектам и по взаимодействию с Государственным советом. Разделение ответственности происходит и в области управления внешней политикой. В АП есть одноименное управление, а также управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами и подразделение, отвечающее за приграничное сотрудничество (с непризнанными республиками).
По мнению одного из бывших высокопоставленных сотрудников АП, многие из подразделений ведомства можно объединить, а опции по администрированию внутренней политики, теперь распределенные между несколькими управлениями, являются частями ответственности прежнего «большого» главного управления внутренней политики.
В то же время политолог Максим Жаров считает, что изменения если и будут, то позже. «Оснований для структурной перестройки сейчас особых нет. На уровне управлений президента никаких изменений ждать не стоит, – полагает аналитик. – Более того, отдельно отмечу, что сейчас сменилось правительство, это приведет к ухудшению качества госуправления минимум на полгода. Полгода обычно адаптируется новый состав правительства. На этом фоне делать структурную перестройку в Администрации президента – это значит дестабилизировать и президентский контур».
Укрепляя Госсовет
Сразу несколько экспертов напомнили «ФедералПресс» о том, что структура АП изменяется обычно после президентских выборов. Ровно это произошло в 2018 году, когда Владимир Путин был избран на свой четвертый президентский срок. Тогда, напомним, вышел указ, согласно которому на управление по обеспечению деятельности Государственного совета были возложены обязанности по организации и взаимодействию президента РФ с экспертными организациями, мониторинг и анализ социальных процессов.
Неформально это же управление стало заниматься выборами губернаторов в регионах. Подразделение, напомним, возглавляет давний соратник Сергея Кириенко Александр Харичев, который занимался выборами глав в закрытых территориально-административных образованиях. УВП же продолжило администрировать выборы в региональные парламенты.
По словам источника «ФедералПресс», близкого к Администрации президента, управление по взаимодействию с Госсоветом обладает достаточно серьезным функционалом и теоретически численность его сотрудников может увеличиться, как и количество департаментов, так как могут добавиться новые функции. Однако актуально эта тема не станет актуальна даже после голосования по поправкам к Конституции в апреле, поскольку бюджет на этот год уже утвержден. «На девяносто процентов до 2024 года ничего не изменится», – добавил собеседник агентства.
Вместе с тем заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов считает, что аппаратный статус управления по взаимодействию с Госсоветом вырастет, поскольку Государственный совет должен стать конституционным органом. «Должен быть еще принят закон о Госсовете, касающийся его полномочий, тогда уже можно будет сделать какие-то выводы», – подчеркивает политолог.
Работа с молодежью
Больше всего новых полномочий в 2019 году получило Управление президента по общественным проектам. Тогда подразделение АП официально стало отвечать за молодежную политику, патриотическое воспитание, а также за «анализ и прогнозирование развития сетевых проектов». На деле это стало означать, что именно на УОП лег основной груз ответственности за организацию «Тавриды», «Территории смыслов» и проведение акций по сохранению исторической памяти. «У управления по общественным проектам очень большой функционал, оно взаимодействует с общественными организациями, я так понимаю, оно курирует и ОНФ», – напоминает Олег Игнатов.
По мнению политтехнолога Алены Август, УОП стало системообразующим управлением. «УОП занимается проектами, о которых знает вся страна. Самое главное, что делает Управление общественных проектов – оно организует свои активности так, что люди могут применить способности, возможности, коллаборироваться в общие проекты и развить их», – добавляет она.
УОП также является одним из операторов проведения важного для Кириенко конкурса «Лидеры России», поэтому, несмотря на то, что результаты деятельности управления эксперты оценивают по-разному, говорить о его ликвидации не приходится. «Мне кажется, что структура внутриполитического блока устоявшаяся, пока никаких поводов для изменений нет», – подчеркнул Игнатов.
Сегодня у главы Администрации президента Антона Вайно появился еще один заместитель – Дмитрий Козак, который, по сути, вернулся на пост, занимаемый им в первой половине 2000 годов. Козак является политическим тяжеловесом, и основная борьба в АП сейчас развернется за то, какие полномочия появятся/не появятся у экс-вице-премьера.
В самой же АП структурных изменений до завершения эпохи транзита не предвидится. Реформировать пока еще главный политический орган страны будет уже новый президент.
Фото: ФедералПрес / Екатерина Лазарева