На минувших выходных стало известно, что многолетний кремлевский куратор внутренней политики России, а после 2014 года – ответственный за ситуацию в непризнанных республиках (в Абхазии, ЛНР и ДНР) Владислав Сурков написал заявление об отставке с должности помощника президента. Уход Суркова мог планироваться давно, однако катализатором решения стал приход в Администрацию президента Дмитрия Козака – теперь украинским направлением будет заниматься он. Как изменится позиция России по Абхазии и Южной Осетии? Станет ли Сурков заниматься проектом объединения РФ и Республики Беларусь? Разбирался «ФедералПресс».
«Начальник»
Среди причастных к внутренней политике России людей Владислава Суркова принято было считать демиургом или кем-то вроде него. Он придумывал концепции, писал колонки и завел среди российской элиты моду на австрийского философа Фридриха фон Хайека. В минувшую субботу через близкого к Суркову политолога Алексея Чеснакова стало известно, что он покидает должность помощника президента и целый месяц будет медитировать. А что потом?
Владислав Сурков не впервые покидает государственную службу. В мае 2013 года знаменитый политический менеджер был вынужден уйти из российского правительства после вольной трактовки работы Следственного комитета. Тогда, напомним, силовая структура проявила интерес к деятельности фонда «Сколково», который Сурков курировал в кабинете министров.
Без работы бывший главный куратор внутренней политики долго не оставался и почти сразу же после отставки был назначен помощником президента по вопросам социально-экономического развития Абхазии и Южной Осетии. Осенью того же года начались волнения на Украине, после чего Сурков стал одним из ответственных еще и за это направление внешней политики России. Два года спустя один из хороших знакомых экс-замглавы Администрации президента писатель Сергей Минаев в интервью Ксении Собчак скажет: «Все, кто когда-либо работал с Сурковым, называют его начальником. Его всегда бросают на самые сложные направления работы».
Минский процесс умер
С 2014 года одной из самых сложных проблем для российской дипломатии стали взаимоотношения РФ и Украины. Владислав Сурков стал поборником довольно жесткого подхода в переговорах о будущем непризнанных республик ДНР/ЛНР, а его американский коллега, на тот момент спецпредставитель США по Украине Курт Волкер называл Суркова «очень умным человеком и профессионалом высочайшего уровня».
Именно позиция Суркова по Украине и стала причиной его отставки, уверен политолог Ростислав Ищенко. По его мнению, пришедший на должность замглавы Администрации президента Дмитрий Козак больше подходит для исполнения новой стратегии Москвы на украинском направлении.
«Сама форма отставки Суркова вызывает вопросы. На мой взгляд, единственное логичное объяснение такое: уже давно понятно, что минский процесс умер. А после последних заявлений украинских властей стало ясно, что и переговоров в рамках существующих договоренностей не будет. Сурков был сторонником позиции: нет Минска – значит, нет Минска. Козак же является сторонником переговоров. В данной ситуации принято решение вести переговоры, в связи с этим Сурков подал в отставку, которая является одним из способов политической борьбы», – заявил эксперт.
О том, что вектор российско-украинских отношений изменится, «ФедералПресс» рассказал источник, ранее близкий к руководству непризнанных республик ЛНР/ДНР. По его мнению, взаимоотношения между Россией и Украиной становятся более мягкими, а последняя в лице своего президента Владимира Зеленского проявляет желание общаться с Российской Федерацией, идти на контакт. Также собеседник издания заметил, что, возможно, со стороны России будут проявлены аналогичные дружественные действия, и напомнил: сейчас в российских СМИ публикуется гораздо меньше отрицательных вещей про Украину.
Другое направление
В начале 2000-х автор концепции о «суверенной демократии» зарекомендовал себя еще и как борец с «оранжевой угрозой». Для предотвращения цветных революций в России создавались молодежные движения, представители которых вели себя агрессивно и зачастую применяли по отношению к своим идеологическим врагам довольно варварские способы борьбы. Например, жгли книги писателя Владимира Сорокина у Большого театра.
По иронии судьбы Сурков, сам работающий над литературными произведениями под именем Натан Дубовицкий, может оказаться в ситуации, когда ему нужно не предотвратить, а возглавить революцию. Речь идет о так называемом «белорусском сценарии» – проекте, согласно которому после 2024 года Владимир Путин никуда не уйдет, а станет главой объединенного российско-белорусского государства. Несмотря на анонсированные поправки в российскую Конституцию, разговоры о подобном развитии событий все еще имеют место.
Вместе с тем ни белорусское общество, ни белорусский президент Александр Лукашенко на объединение с Россией не пойдут. В самой же Белоруссии ярко выраженных пророссийских политиков нет.
«Объединение Беларуси и России – крайне маловероятный сценарий вне зависимости от того, кто занимается этим вопросом в Москве, если этим не занимается российская армия на улицах белорусских городов. Все остальные менее брутальные методы воздействия не заставят Минск отказаться от суверенитета. Фамилии исполнителей тут все же вторичны», – считает белорусский политический аналитик Артем Шрайбман.
В Администрации президента Сурков также контролировал взаимоотношения России с Абхазией и Южной Осетией. С его уходом вектор дипломатии Москвы по отношению к Абхазии кардинально не изменится, разве что столь плотной опеки внутреннего политического поля больше не будет, считает политолог и главный редактор газеты «Чегемская правда» Инал Хашиг.«Сурков любил окучить все политическое поле и незримо присутствовать практически в каждом его аспекте. Он заигрывал с властью, он заигрывал с оппозицией. Пытался манипулировать и теми и другими. Однако единственное, чего он добился, – перманентного внутриполитического кризиса в Абхазии», – подвел Хашиг итоги работы политического менеджера.
Будущее Владислава Суркова так же туманно, как и его проза. Вполне возможно, что он продолжит влиять на политический процесс в России посредством создания ставших нынче популярными «хайп-партий». Однако без поддержки Кремля, скорее всего, эти проекты будет ждать та же участь, что и «Партию власти» Василия Якеменко, экс-главы движения «Наши».
В то же время Владимир Путин редко отправляет долгое время проработавших с ним людей в небытие. Согласно некоторым сведениям, Сурков может перейти на работу в одну из госкорпораций, тем более что ранее в правительстве он уже курировал это направление.
«Все было снова. Все – поправимо», – так Натан Дубовицкий закончил свой роман «ОколоНоля». Поправимо ли все для Владислава Суркова, можно будет узнать, видимо, в марте, когда он выйдет из состояния медитации.
На момент публикации материала официального указа об отставке Суркова на сайте Кремля так и не появилось.
Фото: presidentofabkhazia.org