Скоропостижно скончавшийся в это воскресенье отец Всеволод Чаплин был в церковных кругах фигурой противоречивой. О его конфликте с патриархом Кириллом и взаимных обидах говорят многие. Но не исключено, что за этим стоит большая политика с более крупными игроками. Да и сам отец Всеволод за свою яркую жизнь стал настоящим политиком, со своим взглядом и жесткими высказываниями, которые не нравились многим. Ясно одно: эта личность оказывала сильное влияние на общество и Русскую православную церковь. Подробнее о загадках жизни и большой политике отца Всеволода Чаплина – в материале «ФедералПресс».
Его смерти не ожидали
Для тех, кто знал Всеволода Чаплина, его смерть стала полной неожиданностью. Всегда бодрый, полный идей батюшка вечно куда-то шел и что-то делал. У него было множество встреч, проектов, а жизнь расписана буквально по минутам. И вечер 26 января был таким же деятельным. В храме святого Феодора Студита у Никитских ворот настоятель Чаплин отслужил свою службу, сел на лавочку и закрыл глаза. Прихожане смотрели на батюшку и даже не сразу поняли, что его уже не стало… Отец Всеволод ушел из жизни в возрасте 51 года.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич вспоминает, как был у него в храме в рождественскую ночь. «Отстоял службу. После ее завершения много людей осталось в храме. Все сидели за скромной, но доброй трапезой и говорили на серьезные философские темы. Он, его гости и прихожане – это было сильно», – рассказал Малькевич.
По словам журналиста, светлая кончина у храма рядом с прихожанами после службы, «о многом говорит про отца Всеволода».
Между Володиным и Сурковым
Знакомые священника отмечают, что он пришел к вере необычным путем – сам, еще будучи в школе. Отец – Анатолий Чаплин, профессор-радиофизик, религиозностью не отличался. В семье обсуждать духовные темы было не принято. Но Всеволод к этому стремился и после школы поступил в Московскую духовную семинарию, стал работать в Издательском отделе Московского патриархата. Так начался путь одного из самых сильных и влиятельных священников современной России.
В распоряжении «ФедералПресс» оказалась аналитическая записка одного из сотрудников Московского патриархата. Она проливает свет на некоторые события, которые предшествовали в 2015 году отставке Всеволода Чаплина с поста начальника синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Тогда же батюшку лишили членства в Межрелигиозном совете России. Вероятно, на эмоциях Чаплин резко раскритиковал патриарха Кирилла – человека, на которого работал 25 лет. «Полагаю, теперь идет попытка исключить любые независимые голоса из церкви. Но никто у меня мою позицию не отнимет. Патриарх думает, что только его голос должен звучать. Но это больше не будет так никогда», – заявил тогда Всеволод Чаплин.
В записке говорится, что к решению уволить отца Чаплина с занимаемой должности патриарха мог подтолкнуть нынешний спикер Госдумы Вячеслав Володин. Поводом стала международная политика, в которой Чаплин все активнее участвовал. Так, его заявление о «священной борьбе» российских военных с ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России, - ред.) было раскритиковано сирийскими христианами за то, что оно провоцирует суннитов на «антихристианские действия».
Но это лишь верхушка айсберга. Так, согласно той же таинственной записке, внутри Московского патриархата созрела «ультраконсервативная оппозиция». И созрела она не сама, а, вероятно, с подачи помощника президента Владислава Суркова (о его отставке по стечению обстоятельств стало известно тоже в эти выходные). В ее пользу говорит то, что, как опытный аппаратчик, отец Чаплин не стал бы сам предпринимать резких шагов против патриарха, даже под воздействием эмоций. А поддержка «сильной руки в Кремле» меняла дело. Тем более, у Суркова и отца Кирилла «были определенные противоречия по украинскому вопросу», как рассказал «ФедералПресс» анонимный источник из Московского патриархата.
Но есть и другое мнение, что за созданием «ультраконсервативной оппозиции» стоял не Сурков, а «православный олигарх» Константин Малофеев. В эту борьбу пытались втянуть и духовника Владимира Путина владыку Тихона (Шевкунова), пользуясь его близостью к президенту. Впрочем, сам отец Тихон к «ультраконсервативной оппозиции» не присоединился и даже перед Великим Постом посвятил проповедь этому вопросу. На близость к окружению патриарха олигарха Малофеева слухи эти тоже никак не повлияли.
Насколько активно в этом участвовал отец Чаплин, или он невольно стал инструментом большой политической игры, история умалчивает. Религиовед Константин Михайлов считает, что отношения бывшего пресс-секретаря с патриархом испортились, «судя по тому, что мы видели в последние годы». «Отец Всеволод позволял себе довольно критическое отношение», – сказал религиовед.
Аналитики отмечают, что даже соболезнование патриарха «выдержано в сухом тоне». При этом в храме Феодора Студита корреспонденту «ФедералПресс» рассказали, что патриарх Кирилл лично принимает решение о дате, месте похорон Всеволода Чаплина (информация может появиться сегодня вечером). Известно лишь, что отпевание запланировано на 29 января в этом же храме. Его возглавит секретарь патриарха по городу Москве протопресвитер Владимир Диваков. Есть информация, что патриарх Кирилл «не благословил ни одного из своих викариев участвовать в службе». «Видимо в какой-то степени это был личный конфликт. Отец Всеволод позволял себе говорить специфические вещи и при этом занимал ответственный церковный пост», – пояснил Константин Михайлов.
Внешняя политика
Свою роль Всеволод Чаплин действительно сыграл и во внешней политике. Христианский публицист, научный сотрудник Института религиозных и социальных исследований Владимир Семенко рассказал, что работал вместе с Чаплиным в журнале Московской патриархии. Потом Всеволод Чаплин перешел на работу в отдел внешних церковных связей, которым руководил митрополит Кирилл. Эксперт отмечает, что отец Всеволод был «лучшим в составлении богословских церковно-общественных документов». Будучи когда-то экуменистом (экуменизм – объединение различных христианских конфессий, – ред.), отец Всеволод занял «антиэкуменистские позиции».
Речь идет о всеправославном соборе, который проходил в 2016 году на Крите. По словам Семенко, одна из его целей была в том, что привести все церкви к согласию относительно роли патриарха Варфоломея (Константинопольского): он хотел стать неким «православным Папой», по аналогии с Папой Римским. «Патриарх Варфоломей напрямую служит с католиками, что является вопиющим проявлением экуменизма», – добавил Семенко.
Тогда Всеволод Чаплин был резко против участия РПЦ в этом соборе, и в итоге Московский патриархат сначала «предложил ряд поправок в соглашение» (но их отказались рассматривать на Крите), а в итоге от участия отказался.
Другие примеры касались подписания «Гаванской декларации» Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2016 году на Кубе, где были «правильные вещи о защите христиан в Сирии», но были и «двусмысленные формулировки». Недоволен Всеволод Чаплин был и совместными молитвами перед началом межрелигиозных форумов, поскольку, по словам Владимира Семенко, апостольские правила запрещают молиться с неправославными.
Семенко считает, что именно принципиальность, Всеволода Чаплина была причиной, по которой его уволили из патриархата и перевели на приход храма Феодора Студита. Даже появлялась информация, что его и оттуда «хотели сослать» в какой-нибудь регион, потому что отец Всеволод от публичности и своей жесткой позиции по ряду вопросов не отказался. «Он говорил жестко, в том числе, нелицеприятно критикуя как церковные, так и светские власти, которые ведут наш корабль не туда. Отец Всеволод умер как герой на боевом посту. Как священника я его знал плохо, но как деятель на фронте защиты нашей церкви он сыграл ни с чем не сравнимую роль», – подчеркнул Семенко.
Помогал быть услышанными
Общественные деятели и журналисты с Всеволодом Чаплиным общаться любили. Он всегда старался быть на связи, отвечал на любые вопросы, даже самые неудобные, чем многие активно пользовались. По словам религиоведа Константина Михайлова, такой образ Всеволода Чаплина «во многом сделали сами СМИ», а он охотно его поддерживал, комментируя те или иные события. «С начала 2010-х пресса при любом поводе бежала к отцу Всеволоду, ожидая от него провокационного комментария. Это создавало ему специфическое реноме», – заметил Михайлов.
При этом эксперт называет священника «ярким человеком, не столько обладающим своими жесткими взглядами, сколько специфической церковной фигурой». Для современного западного мира это норма, но для России была редкость. При этом религиовед отмечает, что «никого столь же яркого и колоритного не появилось». Впрочем, возможно, патриарху Кириллу и «не хочется привлекать такое внимание».
Член Общественной палаты РФ Александр Малькевич рассказал, что общался и работал с отцом Всеволодам на разных этапах его жизни, и «когда он был обласкан властью светской и церковной, и когда нет». По непонятной эксперту причине «потребность этих властей в людях ярких, острых и бескомпромиссных снизилась». Малькевич также отметил специфическую реакцию «так называемых либералов», которые после сообщений о смерти Всеволода Чаплина «устроили пляску на костях».
Впрочем, даже идеологические противники видели в священнике светского человека, со своей позицией и интересом к будущему страны. В свете того негатива, который лился на церковь, отец Чаплин брал его во многом на себя, иногда будучи резким. Но, по словам Малькевича, он до последних дней оставался бойцом на фронте отстаивания традиционных ценностей.
Эксперт отмечает также, что Всеволод Чаплин не только «высказывался сам», но и помогал другим. «Он поддерживал православных и национально ориентированных публицистов. В конце прошло года мы издали книгу Сергея Моисеева, отец Всеволод проводил презентацию», – сообщил Малькевич.
Также Чаплин предложил поддержать книгу Кирилла Фролова, посвященную событиям в Украине. Сейчас ее готовят к изданию. «То, что такой голос замолчал, – большая утрата для нашего общества», – добавил Малькевич.
Фото:council.gov.ru