Тема изменения российской Конституции в топе новостей и общественных обсуждений держится почти две недели. Рабочая группа по подготовке поправок к главному закону страны собирается регулярно для обсуждения предложений президента и новых инициатив. В регионах теме конституционной реформы также посвящены многочисленные дискуссии. Во вторник на площадке Экспертного института социальных инициатив прошла своего рода фокус-группа среди политологов – каждый мог высказать свое мнение, почему Путин объявил об изменении Конституции именно сейчас. Чем объяснили решение президента эксперты, расскажем в материале «ФедералПресс».
О необходимости изменения Конституции России президент Владимир Путин заявил в своем послании Федеральному собранию 15 января. Процесс подготовки развернулся молниеносно. Более того, Государственная дума уже приняла президентский законопроект о внесении поправок в первом чтении.
Между тем остаются многочисленные вопросы, в том числе – зачем менять Конституцию именно сейчас?
Политологи единодушны во мнении: действующая Конституция не отражает всех текущих реалий. Она была принята, можно сказать, в революционном 1993 году, когда страна стояла на пороге гражданской войны, когда в центре Москвы танки стреляли по парламенту. По словам политолога Павла Данилина, тогда главе государства Борису Ельцину нужны были «суперпрезидентские полномочия». Они и помогали Ельцину «держать единство страны». «И именно суперпрезидентские полномочия помогли Путину создать национальное единство, – полагает Данилин. – Сейчас угрозы такой у страны нет. В будущем возможны угрозы как раз больше из-за наличия суперпрезидентских полномочий, чем из-за единства страны. Идея о поправках к Конституции подразумевает уменьшение суперпрезидентских полномочий».
При этом эксперты подчеркивают, что действующая Конституция – «не Конституция Путина», ведь он не принимал непосредственного участия в ее разработке. Иначе говоря, не он прописывал себе «суперпрезидентские полномочия» – они «достались» ему. И никто не может быть уверен, что «ему было комфортно и что его устраивала эта Конституция».
По словам политолога Андрея Манойло, в 2000-х, а отчасти и в 2010-х годах действующая Конституция, «заточенная» на президента, обеспечила развитие России. «Но затем страна вышла на новый уровень, и система сначала исчерпала возможности для развития, а затем начала тормозить движение вперед, появились проблемы: департаментов много, чиновников много, но реальные вопросы, в том числе мелкие, приходится решать в режиме ручного управления чуть ли не самому президенту», – пояснил Манойло.
Эксперт говорит, что «ядро Конституции рабочее». Его никто не собирается менять. Для президента важно распределить полномочия между разными ветвями власти. А если «происходят структурные изменения в органах госвласти», то Путин хочет, чтобы «они были устойчивые», следовательно, их необходимо закрепить конституционно. «Чем выше уровень закрепления, – говорит эксперт, – тем дольше эта система продержится в стабильном состоянии».
Как отмечает политолог Алексей Мартынов, происходящее – даже не реформа, а «разъяснение ряда позиций Конституции так, как их понимает большинство общества». Кроме того, по словам Мартынова, сейчас «заливается фундамент, на который будут опираться следующие поколения».
Вместе с тем эксперт отметил, что частичное возвращение полномочий представительным органам власти «требует качественного изменения самих представительных органов». Ведь сейчас в обществе отношение даже к федеральному парламенту вторичное, но если государственные институты будут уравновешивать друг друга, если их качество вырастет, то и отношение к ним изменится.
Среди политологов прозвучали также популярные сегодня тезисы о том, что поправки к Конституции – это старт транзита, подготовка к трансферу власти. И действительно, по словам политолога Екатерины Курбангалеевой, вопрос, «как система будет жить без Путина», возникает, но ответа на него пока нет. Ясно лишь одно: все заявления об узурпации власти Путиным не имеют под собой почвы – поправками в Конституцию «президентский пост намерено ослабляется».
Все понимают, что Путин не вечный. И он готовит страну не к жизни «без Путина», а к жизни без дураков у власти. По словам экспертов, когда действующий президент отойдет от власти, руководство страны будет сосредоточено в разных институтах, не в руках одного человека. «Это и есть защита от дурака», – отмечают эксперты.
Иначе говоря, «Путин готовится к транзиту институтов, готовит элиту с предустановленным российским программным обеспечением».
По словам участников обсуждения, поправки Владимира Путина к Конституции – это социальные гарантии, донастройка органов власти, расширение прав регионов, определение статуса Госсовета. Комплекс изменений, заметил Алексей Мартынов, где «одно без другого не работает».
Политолог Екатерина Соколова, в свою очередь, добавила, что Конституция – это «инструмент национальной идентичности». Конституционные изменения нужно рассматривать в комплексе с остальными тезисами президентского послания, где все направлено на защиту суверенитета страны, стабильность и уважение достоинства каждого гражданина.
Не случайно, считают эксперты, Путин заявил о проведении всероссийского голосования по поправкам. «Важно социально-психологическое содержание. Важно, чтобы эти изменения не раскололи общество. Решение выверенное, базируется на наших демократических традициях», – пояснил политолог Игорь Кузнецов.
Эксперт Екатерина Курбангалеева назвала предстоящее голосование «апелляцией к людям через головы элит». «Речь идет об изменении системы управления. Президент задает старт изменениям, транзиту. Ему нужна поддержка, – отметила политолог. – Ему нужен диалог, чтобы потом никто не сказал, что народ безмолвствует».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева