Top.Mail.Ru
Новости компаний
Москва
0

Первый в России. «Роснефть» запустила уникальный опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов

«Роснефть» запустила уникальный опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов
«Роснефть» запустила уникальный опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов

Крупнейшая нефтяная компания России запустила в эксплуатацию опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов гидропроцессов. Площадкой для уникального комплекса, аналогов которому нет в РФ, стал Новокуйбышевский завод катализаторов. Эксперты уверены, что новый комплекс в перспективе позволит заметно снизить зависимость России от импортной продукции в области катализаторов для процессов нефтепереработки. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».

Площадь комплекса, укомплектованного самым современным оборудованием, составила 720 квадратных метров. В его состав входят девять основных технологических линий, а также пять вспомогательных блоков, которые включают в себя оборудование для производства катализаторов процессов нефтепереработки и различные средства контроля, измерения и управления процессами приготовления катализаторов. Промышленные установки способны производить около 200 кг различных катализаторов в сутки, или шесть тонн ежемесячно. До настоящего момента в России такие технологические возможности отсутствовали.

В «Роснефти» отмечают, что современная технологичная площадка позволит ускорить процесс внедрения и коммерциализации разработок лабораторий научно-проектных институтов компании, работающих в области катализа и катализаторов процессов нефтепереработки и нефтехимии. При этом будет получен значительный экономический эффект за счет сокращения затрат на закупку катализаторов сторонних производителей и логистику.

Например, только потребности НПЗ «Роснефти» в катализаторах гидроочистки ежегодно составляют около двух тысяч тонн. Стоимость такого количества веществ составляет порядка 2,5 млрд рублей. Поэтому обеспечение надежности поставок качественных веществ является для компании стратегическим вопросом обеспечения технологической устойчивости работы.

Уже известно, что первоочередной задачей нового комплекса станет отработка технологии производства катализаторов гидроочистки нового поколения для выпуска дизельного топлива «Евро-5»и гидроочистки вакуумного газойля (разработка ООО «РН-ЦИР»), а также катализаторов «защитных слоев» (разработка АО «ВНИИ НП»).

Импортозамещение в действии

Российские заводы катализаторов сегодня способны выпускать конкурентоспособные катализаторы, как правило, только для гидроочистки бензина и керосина. На базе опытно-промышленного комплекса в Новокуйбышевске «Роснефть» планирует создание технологий для промышленного выпуска новых поколений конкурентоспособных катализаторов гидроочистки дизельного топлива и вакуумного газойля, а также других процессов нефтепереработки.

Эксперты сходятся во мнении, что новое производство позволит снизить зависимость российских компаний от импортной продукции в области катализаторов для процессов нефтепереработки.

«Вводимые мощности в перспективе способны покрыть потребности в подобного рода катализаторах не только «Роснефти», но и всей страны. В ближайшие годы компания может снизить зависимость от их поставок из-за рубежа примерно вдвое, если сохранит текущие темпы модернизации своих заводов. Совокупная экономия для «Роснефти» от собственного производства катализаторов для выпуска дизеля может достигать миллиарда рублей в год на горизонте ближайших пяти лет», – прогнозируют аналитики ИК «Фридом Финанс».

Исключение зависимости от импортных поставок катализаторов – это не просто бизнес-цель, а вопрос энергобезопасности страны. Потому что в случае перебоев поставок встанет не просто каждый завод в России, встанет каждый автомобиль. В настоящее время доля импорта в катализаторах гидроочистки составляет около 90–95 %. За счет развития высокотехнологичного производства «Роснефть» планирует снизить этот показатель до 50 % к 2024 году.

На протяжении нескольких лет «Роснефть» поэтапно заменяет импортные катализаторы на установках риформинга бензина на продукцию собственного производства. Эти же катализаторы не менее успешно эксплуатируются российскими предприятиями других нефтяных компаний. В общей сложности компания производит более 450 тонн катализаторов в год. В структуру «Роснефти» входят два катализаторных предприятия – Ангарский и Новокуйбышевский заводы. Создано совместное предприятие ООО «РН-Кат» на базе Стерлитамакского завода катализаторов по выпуску катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга. Эти мощности полностью покрывают потребности компании в регенерации катализаторов даже с учетом проектов по углублению переработки.

«С января 2020 года мы полностью переходим с импорта катализаторов гидроочистки дизельных топлив, а также планируем выйти на рынок России и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов этого вида», – отметил вице-президент «Роснефти» Александр Романов.

Кроме того, «Роснефть» по сути является единственной компанией в стране, которая выпускает платиносодержащие катализаторы риформинга бензина, катализаторы для производства водорода, а теперь и гидроочистки дизельного топлива. Катализаторы риформинга – самые дорогие, но они и служат до десяти лет. Сегодня доля катализаторов риформинга бензина ангарского производства на НПЗ «Роснефти» превышает 60 %, а по России составляет 30 %.

Планы на будущее

В первом квартале 2021 года на Ангарском заводе компания планирует ввод в эксплуатацию новой установки мощностью 600 тонн в год по производству катализаторов риформинга и изомеризации бензина. Новое производство позволит не только повысить качество вырабатываемых катализаторов, сократить потери платины, повысить надежность и безопасность производства, но и в значительной мере обеспечить потребности всех НПЗ России в современных катализаторах данного типа.

Также до 2021 года совместно с НИИ «Роснефти» планируется производство более десяти опытно-промышленных партий катализаторов различных видов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам. В ближайшее время специалисты завода займутся масштабированием таких технологий, как гидроочистка дизельного топлива и вакуумного газойля для выпуска экологически чистых моторных топлив, изодепарафинизация углеводородов для выпуска зимних и арктических сортов топлив и масел, алкилирование ароматических соединений, олигомеризация альфа-олефинов, производство разнообразных сорбентов, в том числе материалов для защитных слоев реакторов гидроочистки.

Кроме того, компания планирует реализовать крупнотоннажное производство катализаторов депарафинизации дизельных фракций, катализаторов гидрокрекинга и ВГО, а также конкурентоспособных катализаторов гидроочистки, которые ранее не выпускались. Новинки компания планирует вывести на рынок РФ и СНГ.

«В ближайшее время мы будем делать упор на развитие производства катализаторов риформинга и гидроочистки дизельного топлива. В среднесрочной перспективе планируем освоить производство катализаторов изомеризации, гидроочистки и гидрокрекинга вакуумного газойля. Наша стратегическая цель – в течение ближайшего года-полутора решить вопрос обеспечения 100 % потребностей наших НПЗ в данных катализаторах, конкурентоспособных по качеству и цене. После этого будем активно выводить нашу продукцию на рынок», – рассказал Александр Романов.

Промышленные испытания подтверждают отличные характеристики катализаторов, произведенных предприятиями «Роснефти». Так, в 2019 году на базе Уфимской группы НПЗ испытали катализатор гидроочистки дизельного топлива, который был произведен ООО «РН-Кат». Это уникальный продукт, корпоративная инновация – единственный российский катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса «Евро-5». Исследования показали, что устойчивое снижение содержания серы происходит не только на прямогонном сырье, но и при вовлечении до 40 % компонентов вторичного происхождения, что было недостижимой задачей для многих западных поставщиков.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.