Вокруг московской городской больницы № 40 разразился скандал. Доступное медицинское учреждение собираются перевезти за МКАД, в Новую Москву. Люди протестуют, а им отвечают: «Если надо, покатаетесь». Почему жителей столицы лишают возможности лечиться недалеко от дома, разбирался «ФедералПресс».
Народ негодует…
Городская клиническая больница № 40 является крупной многопрофильной медицинской организацией на Северо-Востоке Москвы (Алексеевский район, ул. Касаткина, 7). В ее состав входит родильный дом. Особенность больницы – онкологическая специализация. Здесь лечат онкозаболевания с применением последних научных разработок. Это единственное в Москве учреждение, где оказывается помощь беременным и роженицам с онкологической патологией. Помимо этого, в больнице действуют кардиологическое, неврологическое и другие отделения.
Столичные власти решили перенести многопрофильную больницу далеко за МКАД. Таким образом, почти полуторамиллионный Cеверо-Восточный округ (это больше по численности, чем, например, весь Екатеринбург) лишается качественной медицинской помощи.
Жители Алексеевского и Останкинского районов этой ситуацией недовольны. Проводилось несколько сходов граждан, круглые столы в Мосгордуме, митинги протеста. «Основная больница будет в Новой Москве, в 40–50 км от места жительства основной массы пациентов из Северо-Восточного округа», – сказал Олег Сулакадзе, почетный житель Останкинского района.
На своей странице в фейсбуке жительница Алексеевскогорайона Елена Троицкая сообщила, что собрала доводы властей о необходимости закрытия стационаров. «Например, что 40-я больница не проводит лечение инфарктов и тяжелых инсультов. Но инфарктами и сложными инсультами занимаются только региональные сосудистые центры, созданные только по спецпрограмме. И такие в СВАО есть. В больнице № 40 недавно отремонтировано и оборудовано отделение неврологии, где проводится лечение и реабилитация больных с инсультами», – написала женщина.
По ее словам, врачи больницы № 40 «не готовы работать в Коммунарке, если у них нет навыков работы на современном оборудовании». Жители просят построить новый корпус для хирургических операций на том же месте, в районе улицы Касаткина.
…власть не слышит
По информации Мосгорздравнадзора, сегодня практически все стационары с онкологическим профилем сконцентрированы на севере столицы, а на юге их нет. В столичном департаменте здравоохранения считают, что «лишь порядка 10 % пациентов из СВАО лечатся в 40-й больнице», а «абсолютное большинство» населения посещает НИИ СП им. Склифосовского, ГКБ им. Вересаева, ГКБ им. С. П. Боткина, ГКБ им. С. И. Спасокукоцкого, ГКБ им. Ерамишанцева.
Открытие онкологических отделений 40-й больницы планируется на базе строящегося медкомплекса в поселке Коммунарка. Это будет крупнейший в России медицинский комплекс «Новомосковский». Новая клиника станет «самой высокотехнологичной не только в Москве, но и во всей России», сообщается на сайте Мосгорздравнадзора. В ней откроют отделение радионуклидной диагностики с системой однофотонной эмиссионной компьютерной томографии для выявления начальных проявлений опухоли при минимальных признаках болезни. Тут же будет размещен комплекс для проведения 3Д и 4Д лучевой терапии. Общая площадь комплекса составит 160 тысяч кв. метров, более тысячи пациентов смогут единовременно проходить в нем стационарное лечение. Все это, считают в ведомстве, «решит эту проблему и ликвидирует диспропорцию расположения больниц с онкологическим профилем в городе».
Почему, по словам властей, нельзя сохранить больницу в старом помещении? Большая часть зданий построена более полувека назад и ранее. Сейчас «они уже не соответствуют требованиям: отсутствуют системы кондиционирования и вентиляции, устарела система водоснабжения и канализации». Кроме того, руководство Москвы заявляет, что помещения 40-й больницы «не приспособлены» для такой техники, как КТ-аппараты и МРТ.
Департамент здравоохранения Москвы поспешил заявить, что сообщения о «ликвидации городской больницы № 40 не соответствуют действительности»: поликлиническое отделение медучреждения якобы продолжит работу по действующему адресу. Расширение ждет только стационар. Не обсуждается якобы также и вопрос о закрытии дневного стационара, отделения радиотерапии, консультативно-диагностического отделения, подстанции скорой помощи, паллиативного отделения, донорского пункта. «Мы частично оставляем больницу по просьбам жителей. Но невозможно оказывать качественную помощь в разваленных корпусах, поэтому мы строим самую современную в России клинику», – рассказал во время ежегодного отчета в Мосгордуме мэр Москвы Сергей Собянин.
Депутат Мосгордумы, в избирательном округе которого находится медучреждение, Максим Круглов рассказал «ФедералПресс», что исполнительная власть стоит на своем – на переносе, несмотря на несогласие людей. «Глава города считает, что ничего страшного. Мол, рожать ездят в Лондон, поедут и за МКАД, если понадобится. Мы в прошлый четверг проводили круглый стол в Думе, так департамент здравоохранения Москвы даже не прислал своих представителей. Хотя Хрипун (руководитель департамента здравоохранения города Москвы. – Прим. ред.) нам обещал», – сообщил Круглов.
Политика ни при чем
Врачи ГКБ №40 потребовали «прекратить политизировать тему» развития больницы. «Мы возмущены той лживой информационной кампанией, которая развернута вокруг нас, нашей больницы и пациентов. Тему демонизируют, пытаясь заработать на этом политические очки», – заявил заведующий 3-м онкологическим отделением, врач-онколог Андрей Саранцев.
Его коллега, заведующий 1-м отделением больницы №40 Андрей Ронзин поддержал позицию властей. «Пациенты будут получать лечение в непосредственной близости от дома, а плановые хирургические и онкологические операции будут проходить в лучших условиях», – отметил Ронзин.
А вот главврач больницы, Денис Проценко, в октябре 2019 года заявил, что «уйдут отделения, которые неспособны оказывать современную помощь: кардиология, неврология, онкологическая хирургия и хирургический комплекс».
В чьих интересах
Депутат Мосгордумы Елена Шувалова уверена, что история с переносом сороковой больницы связана с интересами крупных застройщиков. И эта версия выглядит вполне реальной.
В распоряжении «ФедералПресс» оказались документы, согласно которым, по адресу ул. Касаткина, 11 – на соседнем с 40-й больницей участке – планируется жилая застройка, которую будет вести Группа компаний «ПИК».
Площадь строительства – около 100 тысяч кв. метров, дома в 35-40 этажей.
Согласно сведениям из Москомархитектуры, застройщик уже вышел с предложением об изменении правил землепользования и застройки г. Москвы, в отношении территории, примыкающей к территории больницы. «Рядом орудует ПИК, это опасное соседство, боюсь, многое объясняет. Обменивать здравоохранение и в целом социальное обслуживание на строительную коммерцию – главное нарушение прав человека властью в нашем городе, – заявил муниципальный депутат района ОстанкиноСергей Цукасов. – Больницы, город и власть должны работать для москвичей, а не наоборот. Столкнувшись с перспективой потерять ближайший лечебный центр, полностью загруженный и в абсолютно исправном состоянии, мы понимаем, что это решение ошибочно, оно не в интересах жителей».
Отметим еще одну интересную деталь – архивную. Летом 2011 года были публичные слушания по проекту планировки территории ГКБ №40. Тогда жителям Алексеевского района предлагали строительство нового корпуса на территории 40-й больницы на улице Касаткина. В сентябре 2012-го проект утвердили на заседании столичной градостроительно-земельной комиссии под председательством Сергея Собянина. А летом 2013 года, во время избирательной кампании Собянина, заявлялось, что запланировано строительство нового корпуса ГКБ №40 на улице Касаткина на 1,2 тысячи мест. Об этом говорит и официальная информация на сайте строительного комплекса г.Москвы.
Однако спустя несколько лет, что-то пошло не так. И теперь жителям Северо-Востока столицы придется ездить на юг, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь.
Как выяснил «ФедералПресс», это не единичный случай. «Проблема характерна не только для 40-й больницы. В центре Москвы всемирная известная глазная больница несколько лет назад была объединена с Боткинской. Мы прилагаем большие усилия, чтобы хотя бы ее сохранить территориально», – рассказала «ФедералПресс» депутат Мосгордумы Елена Шувалова.
Депутат даже заявила, что в случае распространения коронавируса власти столицы не будут готовы оказать оперативную помощь заболевшим. «Коронавирус не будет сидеть и ждать, пока построят больницы», – резюмировала Шувалова.
Фото: активист Сергей Цукасов