Новость о задержании гендиректора особой экономической зоны «Титановая долина» Артемия Кызласова всколыхнула политические и деловые круги Свердловской области. Политики и эксперты почти открыто заявляют, что амбициозный проект потерпел крах, о чем и свидетельствует новость о задержании Кызласова, и задаются вопросом о том, почему все происходит именно сейчас. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Титановая долина» – одна из десяти особых экономических зон (ОЭЗ), существующих в России. Она же считается одной из самых старых: постановление правительства РФ о ее создании вышло еще в 2010 году. Первоначально предполагалось, что на построенной с нуля промплощадке недалеко от Верхней Салды будут выпускать титановые изделия. Для этого надо было создать транспортную, логистическую и энергетическую инфраструктуру, здания, в том числе производственные, жилье для сотрудников компаний-резидентов. ОЭЗ должна была привлекать новых инвесторов для развития производства в регионе.
«Поле чудес»
Строительство ОЭЗ началось только в 2012 году: до этого у областного правительства не было денег. Долгое время шли переговоры с федеральным центром о выделении средств. В конечном счете к 2017 году «Титановая долина» получила из госказны 2,8 млрд рублей: 1 миллиард – из средств Федерации, 1,8 миллиарда – из областного бюджета. Для сравнения, самая крупная ОЭЗ России – «Алабуга» – получила из федерального бюджета 3,5 млрд рублей, уточняло тогда агентство РБК.
В конце 2017 года стало известно, что правительство РФ больше не будет финансировать ОЭЗ, а «Титановая долина» будет зависеть от областного бюджета и средств собственных резидентов. Ранее речь шла о том, что на завершение строительства ОЭЗ потребуется 3,7 млрд рублей, однако взять их негде.
В итоге первое производство – принадлежащий компании «Зибус» завод по производству медицинского инструмента – заработало только в 2018 году. Соглашения с ним были достигнуты в 2014–2015 годах. В том же 2018-м на площадке «Титановой долины» начал работать Ural Boeing Manufacturing, специализирующийся на механической обработке титана для самолетов Boeing. В 2018 году ОЭЗ получила вторую площадку – для перспективного производства самолетов совместно с УГМК, однако проект так и не был реализован.
Но эти успехи не смогли поправить финансовые дела ОЭЗ: слишком много требовалось средств для реализации проектов. Так, из числа крупнейших резидентов «Титановой долины» вышла компания по деревообработке «СТОД-Урал»: инвестор решил не строить производство, потому что к площадке так и не были проложены железнодорожные пути.
Непростое положение «Титановой долины» не раз становилось предметом обсуждения в региональных деловых и политических кругах. Почти единогласно экономическую зону окрестили «Полем чудес»: сколько золота ни закапывай, все равно дерево с деньгами не вырастет.
Разорились на командировках
Неустойчивое положение дел в «Титановой долине» связывали с ее гендиректором Артемием Кызласовым. Он руководит проектом с 2010 года и должен был привлекать инвесторов, а также отстаивать интересы ОЭЗ, чтобы иметь возможность получать финансирование. Однако факты свидетельствовали о том, что большую часть времени доступные финансы Кызласов тратил.
Так, в 2015 году командировки главы «Титановой долины» стоили компании в общей сложности 2,8 миллиона рублей. Летало руководство только бизнес-классом, так что один билет из Екатеринбурга в Москву мог стоить около 31,3 тысячи рублей. Кроме того, выяснилось, что маршруты авиаперелетов гендиректор предприятия Артемий Кызласов выбирал не самые экономически выгодные. Например, в Японию, США и Китай он предпочитал летать через Дубай. Такие командировки стоили компании около 1,2 миллиона рублей, из которых только 800 тысяч предназначались для оплаты перелетов, сообщало СМИ «Ведомости Урал». В «Титановой долине» пояснили: бизнес-классом руководство летало потому, что на требуемые рейсы отсутствовали билеты экономкласса. Также в качестве обоснования трат в компании назвали «длительные (свыше четырех часов) беспосадочные перелеты».
Однако, несмотря на эти факты, депутаты и члены правительства области не выдвигали никаких официальных претензий Кызласову.Хотя в январе он потратил за два дня в Париже только на такси 150 тысяч рублей, о чем свидетельствует счет на сайте госзакупок, в мае контракт с ним был продлен.
Кроме того, полученные из бюджета денежные средства руководство ОЭЗ «Титановая долина» хранило во «Внешпромбанке», лишенном лицензии. Во время отзыва разрешительных документов контролеры ЦБ выяснили, что бенефициары «Внешпромбанка» подкупали топ-менеджеров компаний, делая им коррупционные подношения в обмен на корпоративные депозиты. А в 2019 году Счетная палата Свердловской области представила депутатам заксобрания факты, свидетельствующие о том, что руководство ОЭЗ провело сделку почти на миллиард рублей без согласования с советом директоров, а затем положило 135 миллионов рублей на счет в банк-банкрот, сообщало издание.
В ходе проверки также стало известно, что в 2018 году «Титановая долина» получила от области дополнительное финансирование и направила часть средств на покупку транспортных средств. По словам источника, анонсировалось, что будут куплены вместительные микроавтобусы, рассчитанные на 10–12 человек, для перевозки официальных делегаций, но оказалось, что ОЭЗ приобрела два люксовых «Мерседеса» на 5-6 пассажиров каждый.
Подобная финансовая политика привела к тому, что в конце 2018 года «Титановая долина» запросила из бюджета Свердловской области 102 млн рублей на покрытие кассового разрыва, сообщает «УралБизнесКонсалтинг».
Вердикт экспертов
Новость о задержании гендиректора «Титановой долины» сразу же привлекла внимание экспертов, политиков и бизнесменов Свердловской области. Одним из первых наэто отреагировал депутат Госдумы Андрей Альшевских. На своих страницах в Facebook и Twitter он задался вопросом о том, насколько вообще необходима «Титановая долина», и подчеркнул, что отвечать за коррупционные скандалы должен не только Кызласов.
В комментарии к посту Альшевских директор ООО «ИТС Консалтинг» по уральскому региону отмечает, что в случае, если уголовное преследование Кызласова – на самом деле наказание за провал, ему можно посочувствовать, а инвестиционному климату региона в этом случае наносится серьезный ущерб. Однако в случае, если взятка действительно была, «никаких сожалений по гендиру быть не может».
Лаконичной репликой сопроводил репост новости свердловский политолог Алексей Мальцев на личной странице в Facebook: «Никогда не понимал, чем в этой ОЭЗ занимались. Теперь – понимаю».
По словам депутата свердловского заксобрания Вячеслава Вагнера, вся «Титановая долина» – помойка, а единственный хороший якорь в ней – «Урал боинг». При этом Вагнер считает, что этот проект мог быть реализован и без «Титановой долины». А свердловский политолог Алексей Бокарев окрестил происходящее «переписью идиотов» в Twitter.
https://t.co/PISQ4amcxD
— Aleksey Bokarev (@iElbrus) February 17, 2020
Перепись идиотов. Не первый год только ленивый не писал о взятках при заключении контрактов на поставку титана. Боинг стал именем нарицательным для изучающих тему. Видимо, деньги действительно отключают мозги.
В правительстве Свердловской области пока никак не комментируют новость о задержании. Не обладает необходимой информацией и политолог Анатолий Гагарин. В ОЭЗ информацию не подтвердили, но и не опровергли, сославшись на недостаток сведений.
Так за что взятка?
Как видно, вопросы в деловых кругах задержание Кызласова не вызывает. Гораздо больший интерес представляет сам предмет взятки. Не исключено, что она предназначалась для того, чтобы Кызласов мог в кругу своих знакомых пролоббировать какой-то вопрос.
Один из возможных покровителей Артемия Кызласова – соратник известного постпреда Александра Овчарова, бывший директор АО «Особые экономические зоны», экс-чиновник Министерства экономического развития РФ, а сейчас сотрудник постпредства Свердловской области в Москве Вадим Третьяков. Именно Вадим Третьяков, будучи в должности заместителя директора департамента особых экономических зон и проектов регионального развития Министерства экономического развития РФ, публично поддерживал в 2013 году Артемия Кызласова. «Безусловно, проделана большая работа. С приходом новой команды ощущается качественный скачок в развитии проекта особой экономической зоны», – заявлял тогда Третьяков.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин