Общество
Общество
Краснодарский край
1

Выборы общественному транспорту не помогут. Российский курс на уничтожение

Общественный транспорт
Во многих регионах России начали активно обсуждаться темы общественного транспорта

Во многих регионах России начали активно обсуждаться темы общественного транспорта. Связано это не только с обновлением подвижного состава, изменением трендов, но и с приближающимися выборами, фактически начавшейся кампанией. Традиционно в это время кандидаты и чиновники особенно много говорят о транспортной доступности, в том числе и в качестве задачи, поставленной правительством. «ФедералПресс» разобрался в том, стоит ли верить чиновникам, чего ждать россиянам, а также в трендах и акцентах некоторых регионов.

Сразу в нескольких российских городах была поднята тема общественного транспорта. В Волгограде появилось очередное обращение к чиновникам, в котором жители просят вернуть троллейбус в южные районы. В Краснодаре закупают трамваи, но в администрации пока рассчитывают, какие именно нужны составы – сколько секций. Стоит отметить, что эти же трамваи в Челябинской области ломались, несмотря на то, что только сошли с конвейера. Кстати, совершенно недавно списанные олимпийские сочинские автобусы нашлись в исправном состоянии на портале бесплатных объявлений в разделе продаж.

Ряд крымских городов испытывал трудности с общественным транспортом из-за низких температур и проблем с заправкой. В Ростове сорвались сроки поставки новых автобусов. В Кировской области жителям нескольких городов приходится добираться до работы на такси. Здесь наблюдается нехватка подвижного состава, а водители увольняются.

В каждом регионе свои победы и поражения в организации транспортной доступности, но есть и общероссийские тренды, с которыми логичнее ознакомиться в самом начале.

От электричества к газу

Урбанисты и эксперты спорят о влиянии общественного транспорта на экологическую обстановку, говорят о необходимости использования электроэнергии при перевозках. Однако официальная статистика Росстата в общероссийском разрезе говорит о том, что единственным более-менее стабильным видом транспорта является автобус.

При этом явно прослеживается тенденция к сокращению доли перевозок трамваями и троллейбусами. Увеличение доли вторых в 2014 году связано с возвращением Крыма, где этот вид перевозок являлся традиционным.

Ушедшее правительство Дмитрия Медведева обсуждало программу обновления транспорта, инициатором которой выступила ВЭБ.РФ. Говорилось, что в первую волну войдут десять городов с инвестициями в 340 млрд рублей, но в дальнейшем она может быть распространена более чем на тысячу городов, что предварительно оценено в 2,1 трлн рублей. Основой развития должны были стать концессии, в которые и предлагалось отдать транспорт.

Даже в этой программе особое внимание было уделено автобусам, которых до 2035 года предполагалось закупить 95,7 тысячи, а троллейбусов и трамваев – 6,5 и 6,7 тысячи соответственно. На последнем месте с планом закупки 3,5 тысячи оказались электробусы.

Так или иначе, но все последние скандалы и события вокруг общественного транспорта в регионах четко укладываются в общероссийские тренды.

Краснодар – город пробок

На планерке под руководством главы города Евгения Первышова было уделено внимание обновлению трамвайного состава. Этот вид общественного транспорта, с учетом постоянных пробок, порой является для краснодарцев чуть ли не единственным способом добраться до работы.

«Мы объявили конкурс по закупке 29 единиц односекционных трамваев в этом году и 27 таких же трамваев на следующий год. Односекционные трамваи – это приоритет для МУП «КТТУ», эта техника пользуется наибольшим спросом. Также очень рассчитываем, что, наряду с трамваями, получит поддержку в этом году и программа по приобретению троллейбусов с автономным ходом», – рассказал Евгений Первышов.

Говорить о том, что столица Кубани выделяется из общероссийской тенденции, не приходится. Горожане до сих пор обсуждают троллейбусы, которые частично пропали с главной улицы. На смену им пришли автобусы, а также частные перевозчики.

Стоит обратить внимание и на то, что программа фактически направлена на обновление трамвайного состава, так как значительная часть вагонов изношены. В планах администрации есть расширение трамвайных маршрутов, но конечные сроки реализации не указаны.

Крым как фактор влияния на статистику

Ряд экспертов сходятся во мнении, что увеличение доли троллейбусов в перевозках в 2014 году связано в том числе и с возвращением Крыма. Но сейчас регион укладывается в общую тенденцию.

Например, власти Севастополя купили 50 новых современных автобусов, оборудованных кондиционерами. Кстати, программа обновления общественного транспорта здесь идет планомерная – с 2018 года.

В Крыму также планируют заменить троллейбусы электробусами на дороге, связывающей Симферополь, Алушту и Ялту. Кстати, власти полуострова уже заявили, что закупят порядка двух тысяч низкопольных автобусов большой вместимости в течение ближайших двух лет.

Волгоград: убить то, что мертво

Заявления активистов о необходимости возвращения троллейбуса в южные районы звучат с завидным постоянством. На днях появилось новое требование: активисты считают, что переход на автобусы – деградация общественного транспорта. Правда, чиновники обращают внимание на изношенность линий и подвижного состава троллейбусного парка.

Троллейбус пропал на юге города в 2015 году. Тогда и в 2016-м эта тема активно использовалась при выборах, кандидаты говорили, что сохранят транспорт. Однако Волгоградская область пошла по общероссийскому пути, и троллейбусы были заменены автобусами.

Как отмечали чиновники, ряд трат при закупке автобусов проходил в рамках федеральной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Заводы как показатель развития транспорта. Нет спроса...

Как можно понять из перечисленных примеров, регионы в целом и по отдельности укладываются в общероссийскую статистику развития. Тенденция и акценты развития общественного транспорта находят отражение в промышленности страны.

Например, Петербургский трамвайно-механический завод (ПТМЗ) – предприятие по производству трамваев, находившееся в городе Санкт-Петербурге. Единственный завод в СССР и постсоветской России, занимавшийся только трамваестроением. Здесь собирались производить подвижной состав для Волгоградского скоростного трамвая, даже был выигран соответствующий тендер. Но дела у компании шли с переменным успехом, возникали вопросы к качеству итоговой продукции. Завод был признан банкротом, а территория ушла под жилую застройку.

Воронежский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод также признан банкротом, а имущество продано при закрытии долговых обязательств. На территории предприятия решено построить жилищный комплекс.

В качестве примера можно привести и Волгоградский завод транспортного машиностроения. ВЗТМ являлся основным производителем троллейбусов в Южном федеральном округе. Троллейбусы ВЗТМ ездят по Москве, Брянску, Курску, Махачкале, Волгодонску, Владикавказу, Нальчику, Ставрополю, Майкопу, Новокуйбышевску, Ярославлю, Рязани, Твери, Калуге, Коврову, Ижевску, Петрозаводску, Перми, Саранску, Санкт-Петербургу, Астрахани, Мурманску, Челябинску, Пензе, Липецку и Абакану. До октября 2010 года эти троллейбусы также эксплуатировались в Новороссийске. В 2016 году предприятие было официально ликвидировано.

Есть и действующие предприятия. Например, АО «Транс-Альфа», располагающееся в Вологде и специализирующееся на производстве общественных транспортных средств. Предприятие признали банкротом, но производство было продолжено.

Работает и Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова, у которого Краснодар закупает трамваи. Как ранее писал «ФедералПресс», именно его вагон провалил тест-драйв, после чего был отправлен обратно на завод для исправления выявленных ошибок.

Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) производит трамваи, троллейбусы и вагоны метро. Например, к продукции ТВЗ относится троллейбус «Адмирал». Он разработан московской компанией ООО «ПК Транспортные системы» и является эксплуатационной моделью, не имеющей аналогов на сегодняшний день. Планировалось, что его будут поставлять в Крым и Севастополь. Опытный экземпляр даже был изготовлен и эксплуатировался, но производство так и не начали. Напомним, полуостров сейчас закупает автобусы.

Что выгодней?

Вопрос, что выгодней – троллейбус или автобус, возникает в экспертной среде с завидной регулярностью. О затратах говорят и в правительствах.

«Обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать нас, заменить троллейбусы на трассе Симферополь – Ялта и поставить электробусы, которые уже прошли обкатку на территории республики в тестовом режиме и хорошо показали себя... 100 новых электробусов будут стоить порядка 1,8 млрд рублей», – комментировали в правительстве Крыма, обращая внимание на то, что замена троллейбусов на электробусы позволит избежать затрат на ремонт контактной сети – более 5 млрд рублей.

Но дело сводится не только к обслуживанию каждой единицы, но и к мобильности. Перевозчики могут оперативно переставить автобус с одной линии на другую в случае необходимости увеличения пассажиропотока или других задач, а вот пустить троллейбус, допустим, в новый микрорайон не получится – нужна соответствующая инфраструктура, что требует дополнительных инвестиций и времени.

Экс-министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин считает, что проблема отдельных регионов типична для большинства аналогичных российских предприятий. И здесь вопрос не столько в отсутствии квалифицированных кадров в управлении, сколько в недостатке субсидий.

«Электротранспорт везде на территории России экономически невыгоден. Обоснованный тариф у этих предприятий, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров, гораздо выше текущего, который устанавливают власти. Эти доходы не покрывают все потребности предприятия, а субсидируют их не в полной мере. Заявки на помощь минфины и департаменты финансов урезают, как правило, считая их необоснованными. Проблема в том, что на покупку качественных комплектующих просто нет средств», – говорит Анатолий Цуркин.

Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий, графика: ФедералПресс

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
1
comments powered by HyperComments
Facebook 1