Политика
Политика
Новосибирская область
0

Актуализация утилизации. Как будут решать мусорный вопрос в Новосибирской области

Корректировка госпрограммы поможет навести порядок в отрасли
Корректировка госпрограммы поможет навести порядок в отрасли

Комитет Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам проанализировал состояние дел в сфере утилизации бытовых и промышленных отходов. За год работы в новом формате – при участии регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами – выявлены проблемы, которые региональные депутаты предполагают обсудить на специализированной рабочей группе с последующим внесением изменений в государственную программу.

Проблема утилизации бытовых и производственных отходов – одна из определяющих не только настоящее, но и будущее существование муниципалитетов и регионов. И по отношению к ней как законодательных, так и исполнительных ветвей власти можно судить об их нацеленности на всестороннее развитие территории. В Новосибирской области работа с отходами жилого сектора и организаций строится на основе госпрограммы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области», которая была утверждена в 2015 году.

В течение всего срока действия программный документ поддерживался в актуальном состоянии за счет внесения изменений, отражающих как фактическое состояние дел, так и законодательные новации федерального уровня.

Раздельный сбор проблем

Отчетность об исполнении программных мероприятий не только констатирует достигнутые результаты, но и позволяет выявлять ранее не учтенные препятствия для достижения установленных показателей и упреждающе указывать на риски реализации поставленных целей. Именно эти задачи стояли перед членами комитета заксобрания НСО по строительству, ЖКХ и тарифам, заслушавшими 13 февраля 2020 года доклады министра ЖКХ и энергетики НСО Дениса Архипова и генерального директора ООО «Экология-Новосибирск» (региональный оператор по обращению с ТКО) Ларисы Анисимовой, посвященные организации работы с отходами производства и потребления в регионе.

По словам министра, услуга по обращению с ТКО предоставляется на территории 683 населенных пунктов Новосибирской области, в которых проживает более 2 млн 707 тысяч человек, что составляет 97,1 % населения. Говоря о складировании отходов, Денис Архипов особо отметил продолжающееся оснащение полигонов ТКО техническими средствами – в настоящее время 14 объектов из 21-го оборудованы весовым контролем.

Генеральный директор компании – регионального оператора по обращению с ТКО представила депутатам информацию о результатах работы за прошлый год. За этот период приобретено 6124 контейнера и 54 единицы спецтехники – в итоге на территории области используется 32 тыс. 671 емкость для накопления отходов (из них емкостями для раздельного накопления отходов оснащены 2287 контейнерных площадок), ежедневно работает от 497 до 628 единиц мусоровозов и погрузчиков. Всего за 12 месяцев 2019 года на объекты размещения поступил 1 млн 154 тыс. 834,72 тонны отходов. При этом только на два полигона Новосибирска принято 737,5 тыс. тонн отходов.

Лариса Анисимова отдельно остановилась на вопросе собираемости платежей за услуги по вывозу ТКО. По ее данным, этот показатель по стране в целом варьируется от 40 до 90 %, а в Новосибирской области на конец 2019 года он составил 77,24 % (для физических лиц – 74,32 %, юридических – 88,29 %). При этом для отдельных муниципальных образований региона характерен большой разброс процента сбора платежей – от 76,75 % в Новосибирске до 21,15 % в Купинском районе области.

Первый год работы регионального оператора по обращению с ТКО выявил ряд проблем, от своевременного решения которых в немалой степени зависят качество сбора и утилизации коммунальных отходов, санитарно-эпидемиологическая и экологическая ситуация в Новосибирской области. Генеральный директор ООО «Экология-Новосибирск» обратила внимание членов комитета заксобрания по строительству, ЖКХ и тарифам на четыре из них.

Во-первых, на территории Новосибирской области продолжают действовать «серые» перевозчики, которые транспортируют и размещают отходы в местах, не предназначенных для размещения ТКО, тем самым образуя несанкционированные свалки.

В-вторых, регоператор зачастую не обладает полной, достоверной информацией о субъектах, обязанных вносить плату за коммунальные услуги. Это приводит к тому, что регоператор фактически услугу оказывает, а произвести расчет размера платы, начисления, а также реализовать право обращения в суд не может.

В-третьих, не все объекты размещения отходов (ОРО) в регионе могут быть использованы для размещения ТКО – семь из них до сих пор не имеют обязательного заключения о возможности их использования.

«В настоящий момент не все ОРО оборудованы весами– необходимо принятие мер для оборудования полигонов измерительными системами», – обозначила Лариса Анисимова четвертую проблему региональной системы работы с отходами.

Группа трех комитетов

Новосибирские депутаты также выразили обеспокоенность состоянием дел с несанкционированными свалками и дополнили озвученный перечень вопросами утилизации малоразмерных гальванических элементов (батареек) и энергосберегающих ламп. А заместитель председателя комитета Дмитрий Козловский считает самым актуальным вопрос раздельного сбора отходов.

«Одна из задач мусорной реформы – научить граждан сортировать отходы, это необходимо донести до каждого»,– считает депутат.

По его словам, можно предусмотреть и снижение тарифа для тех, кто сдает отходы раздельно.

Заместитель председателя комитета Вадим Агеенко в своем выступлении отметил, что, хотя первый год после введения в регионе новой системы обращения с отходами обошелся без коллапса, есть и ряд недостатков.

«У нас стоит в повестке вопрос о реализации новой концепции, новой работы в рамках 89-го Федерального закона, – указал заместитель председателя комитета. – Но при этом госпрограмма «Развитие системы обращения с отходами», которая действует у нас в регионе с 2015 года, очень плохо финансируется. И сказать, что она продвигает мусорную реформу, вообще нельзя».

Как подчеркнул Вадим Агеенко, из шести показателей госпрограммы четыре полностью не финансировались либо финансировались крайне скудно.

«Мы смотрели программу с 2015 по 2018 год, и вот некоторые разделы, например по раздельному сбору, тогда вообще не финансировали. Сейчас небольшие средства выделили, – привел примеры законодатель.– А ликвидация свалок вообще не финансировалась с 2015 по 2018 год. Для ответа на вопрос, сколько убрали, нужно понять, на какие деньги. Откуда у муниципалитетов эти деньги?».

В результате члены комитета пришли к выводу о необходимости комплексного подхода к нерешенным проблемам. В качестве выхода из создавшейся ситуации председатель комитета Евгений Покровскийпредложил создать рабочую группу под руководством вице-губернатора Сергея Сёмки, расширив ее состав за счет представителей бюджетного и аграрного комитетов.

Первой задачей рабочей группы может стать формулировка перечня вопросов для вынесения на апрельскую сессию, а окончательной целью – актуализация и внесение изменений в государственную программу Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления». По мнению Дмитрия Козловского, рабочая группа может заняться и проработкой вопроса актуальности для региона глобального концессионного соглашения с единым оператором.

«Возможно, более продуктивна работа с несколькими мелкими специализированными компаниями», – не исключает депутат.

Фото: пресс-служба Законодательного собрания Новосибирской области

Сюжет по этой теме
6 февраля 2019, 16:07

Мусорная реформа

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1